Понятие мировоззр.,его структура и основные ф-ии

Понятие мировоззр.,его структура и основные ф-ии

Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения.

Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике.

Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я:

1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира;

2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями.

В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения

В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения.

Функции философии:

1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик.

2)методологическая-обосновывает пути и средства

Исторические типы мировоззрения.

Существуют 3 типа мировоззрения:

1) мифологическое Возникло на ранних этапах развития чел-ва. При отсутствии необх. знаний о мире, люди обращ. к фантазии и воображ., кот. явл-сь формами отражения мира. Осваивает действ-ть на основе воображ., вымысла, веры.

Основные черты:

1)очеловечивание природы 2)наличие богов и их взаимодействие с человеком 3)практическая направленность мифов,на решение конкретных жизненных задач

2) релииозное Построено на принципе монотеизма. Бог – творец, он – положителен. Особенность религ. мировоззр. - вера в сверх естественное, как реально существующие.Существование двух миров:1)низменного земного и 2) сверхестественного земного

3) философское “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) – теорет. сформул. м-е, система общих теорет. взглядов на мир, место в нем ч-ка, учение разл. форм отношения ч-ка к миру.Изучает мир вне чел-ка, объективно. Раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общ-ва, ч-ка.

Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии.

Основные функции и задачи философии.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

Философия Древней Индии.

Др. очагом мир. цив. была Индия, где в 1 тыс. до н.э. возн.. 1-е фил. идеи. Др. памятником явл. Веды (сборники гимнов и молитв богам) и Упанишады (коммент. к Ведам), кот явл. первым памятником зарожд. фил. В них содерж. критика религ. догм и обрядов, обсужд. вопр. сущности мира, природы его души, позн. мира. Отд. фил. высказ. перерост. в систему мировозр. Осн. понятиями первых фил. систем были: Атман (субъект. дух. начало); Брахман (космич. дух. нач.); Манас (душа ч-ка); Сансара (перевоплощ. души в цепи новых перерожд.); Мокша (высшее нравств. соверш.); Карма (общ. сумма соверш. всяким жив. существ. поступков и их последствий, опред. характ. его нового рождения, перевоплощ.). Не соц. справедл., а индивид. спасение и изменение судьбы всегда стояло в центре ф-и Др. Инд. На осн. Вед и Упан. форм. 1-е фил. системы.

Санкхья. В центре нах. 2 первонач. – прокритий(неисчерп. творч. эн., кот. лишена созн.) и пируша(мн-во инд. душ, созн., но инертное нач.). Возд. пируши на прокрит. можно уподобить возд. магнита на металл: дух. нач. какбы намагн. лишенную созн. материю, придает ей форму. Это взаимод. явл. первой прич. возникн. мира явл. Цель ф-и Санкхья – помочь пируше освоб. из плена материи прокрития, покинуть тело и обрести сост. блаж-ва. Методы для достиж этой целибыли разраб. в системе Йоги (упражн., смысл кот. – науч. управлять и конорол. свои чувства, физ. и жизн. активность).

Веданта. В кач-ве источника всего сущего рассм. Абсолют. Реальность – Брахман, кот. выступ. как вселенское начало. Акман выступ. в кач-ве инд. нач. Веданта отрицает реальность мира, не видит разл. муж. и жен. Матер. система мнима., внешний мир явл. иллюзорным. Для его постиж. необх. нравств. и матер. очищение, отказ от желаний и страстей (монахи-аскеты).

Сущ. роль в разв. инд др. культуры сыграл Буддизм. Осн. фил. учения Будды явл. 4 великие истины: 1) все сущ. ч-ка есть страдание, неудовлетворенность, разочарование; 2) причина страд. явл. желания и жажда удовольствий; 3) т.к. есть причина страд., то ее можно устранить, избав. от желаний; 4) сущ. 8-чный путь, пройдя кот. можно избав. от страданий, добиться кон. цели – попасть в нирвану(соверш. сост. души) – самое гл. в буддизме. Ч-к способен достичь нирваны и стать Буддой. Одна из осн. заповедей буд. – любовь и милосердие ко всем живым существам.

Санк., Вед. и Буд. пыт. науч. людей правильн. поведению для дост. высшей цели – слияния Брахмана с Атманом

Марксиская философия.

В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств. в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ. от эксплуат. и дух. средством созидания коммун. общ-ва.

Осн. черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство 3-х принципов вытекало из нового поним. практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет. деят. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл. его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл. сферой приложения знания. Целью познав. усилий явл. достиж. истины. Истина – соотв. наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад. с объект. действит. и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж. Абс. истина не достигаема, так как мир бескон. и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн. сферы реальности: природу, общ. и мышл.

Маркс и Энгельс – основоположн. диалект. материализма. Предпосылки зарожд. диалект. материализма: 1) соц. – полит.; 2 класса : бурж. и пролетар.; переход капитализма в крайнюю стадию разв. – империализм; 2) естественнонаучн. открытия: открыт. живой клетки, доказ. налич. родства между растит. и жив. миром; открыт. электрич. полей; теория Дарвина о происх. видов; 3) теорет. источники: франц. утоп. соц. Сенсимона и Оуэна, утвержд., что капиталисты добров. передадут в руки раб. свою частн. собств.

Маркс отчужден. труд (труд по принужд.) рассм. в 4-х аспектах: 1. исх. материал и прод. не принадл. ч-ку, чужды ему; 2. сам процесс труд. деят. для трудящ. принуд-н; 3. он отним. у него родовую жизнь – жизнь по природе; 4. подневольный труд порожд. отчужд. между людьми эксплуататорско-социальные отношения.

Энгельс – гл. труд его диалектика природы. В этой работе есть гл. «Роль труда в проц. превращ. обезьяны в ч-ка», где доказ., что возникн. создания связана с системат. и целенаправл. возникн. орудий труда.

Постпозитивизм

Формируется в 60-70гг. 20в. и переключается на исследование реальной истории науки.Общим для всех концепций постпозитивизма является:1-изучение динамики научного знания 2-реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска 3-исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания. Постпозитивизмом назыв. множество концепций, кот. пришли на смену неопозитивизму (Карл Поппер)

Попер-критический рационализм. Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие:1-проблема демаркации,2- принцип фальсификации,3- принцип фаллибилизма,

4- теория "трех миров". ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.Истинным явл-ся то,что не опровергнуто.Рост научного знания- не движение от одного истинного знания к другому,а переход от одних проблем к другим. Рост знания достигается в процессе рацион. дискуссии, кот. неизменно выст-ет критикой существ-го знания. Поэтому свою фил-ю Поппер называет критическим рационализмом. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По К.Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.

Философия русского комизма.

Космизм – это научно-философское мировоззрение, основанное на принципе единства космических процессов и основных направлений развития человека, в том числе социальных, научно-технических, социобиологических и психофизических. Для русского космизма наиболее существенной является идея непрерывной эволюции, с развитие человека выходящей на уровень активной эволюции как единства сознательно направленных процессов духовного, психофизического, социального и технологического совершенствования человека – основного элемента общей эволюции органического мира.

Наиболее влиятельная научная теория в русле русского космизма – это теория ноосферы В.И. Вернадского. Суть этой теории заключается в признании того, что общая эволюция жизни произвела уникальное явление и средство собственного развития – разум. А с появлением и развитием человечества общая направленность эволюционного процесса приобретает характеристики сознательности, целесообразности. Во этом процессе изменение природной среды человеком сопровождается изменением и самих параметров человеческого. Таким образом «собственно человеческая» деятельность оказывается элементом общего космического процесса развития. На ранних этапах развития человечества этот процесс носил стихийный характер. Но с приобретением научно-технического могущества и совершенствованием форм социального взаимодействия он постепенно становится сознательным, регулируемым уже не объективными законами эволюции, но самим разумом как порождением и эволюции, и собственного человеческого самоопределения. Возникает опасность искажения эволюционно-исторического процесса в результате противоречий в отношениях человечества и природы, разрушения точной системы саморегуляции взаимоотношений живого в природе, в космосе. Вернадский обнаруживает разрыв между научно-техническим и социальным могуществом человека и уровнем его разумности, оставшимся едва ли не неизменным со времен первобытности. А принцип активной эволюции предполагает перерастание разума в единство совокупного сверхразума, реализующегося в новом статусе человечности, приобретающей космические характеристики. Поэтому первоочередная задача современной культуры – выработка особого экологического сознания, ориентированного не просто на сохранение природы как источника основных материальных ресурсов человечества, но как действительной сущности ноосферы, в которой человек представляет один из элементов, хотя и наиболее существенный. Ноосфера оказывается, с одной стороны, развивающейся реальностью, радикальной изменяющей биосферу в процессе человеческой деятельности. С другой стороны, она предстает как высший идеал духовного, культурно-исторического становления самого человечества с перспективой его реализации в качестве главного фактора в космических процессах.

К.Э. Циолковский дополняет учение о ноосферном этапе эволюции учением об освоении космического пространства как об основному пути реализации активной эволюции человека и природы. А.Л. Чижевский разрабатывает оригинальное учение о непосредственном влиянии солнечной активности и энергетических процессов в Галактике на индивидуальную и социальную деятельность человека. В работе «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» он выдвигает и обосновывает теорию гелиотараксии, согласно которой все резкие сдвиги природных, органических и социальных процессов на Земле зависят от периодов солнечной энергетической активности. Влияние Солнца на человеческий организм перерастает в ходе исторического развития в многоуровневое воздействие на повороты и катаклизмы мировой истории. Так, Чижевский установил, что революционные события 1789, 1830, 1848, 1870, 1905, 1917 годов, равно как и начало обеих мировых войн, приходятся на периоды «неспокойного Солнца», активного пятнообразования.

Второе относительно самостоятельное течение в русском космизме связано с русской традицией философии всеединства. Уже основатель этой традиции – В. Соловьев – разрабатывает учение о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем первичное божественное единство космоса. Характерная особенность этого направления – создание особого интуитивно-символического образа внутреннего единства человека, природы как основных элементов гармоничного космоса и божественного начала, порождающего и поддерживающего органический строй бытия. У П.А. Флоренского общие для русского космизма мотивы обожения человечества сочетаются с мотивами органического воссоединения духовности и технологической цивилизации, их становления в качестве определяющих факторов нового синтетического уровня человеческого бытия в космической цельности.

Понятие мировоззр.,его структура и основные ф-ии

Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения.

Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике.

Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я:

1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира;

2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями.

В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения

В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения.

Функции философии:

1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик.

2)методологическая-обосновывает пути и средства

Наши рекомендации