Интернализм и экстернализм в развитии Н.
? Интернализм:Главная движущая сила развития Н. – имманентно–присущие ей цели, средства и закономерности. Не отрицает влияния социальных факторов, рассматривает их как внешние факторы. Различают 2 версии интернализма:
· эмпиристская. Источник роста содержания НЗ – нахождение новых фактов. Теория – это вторичное образование и рассматривается оно как систематизация и обобщения Н.фактов.
Поппер полагал, что динамика НЗ обуславливает теоретические изменения. Достоинства интернализма:
– подчеркивает качественные отличия научного знания (специфика) по сравнению с вненаучными видами познания
– преемственность научного знания
– направленность научного знания на объективную истину
· рационалистская
? Экстернализм:отличает фундаментальную роль социальных факторов как в генезисе Н., так и в процессе ее развития. Основной источник инноваций в науке – социальные потребности и культурные ресурсы общества. Идейные истоки экстернализма – Новое Время, когда НЗ ставились в непосредственную связь с ростом материального могущества Ч. (Кун, Фейерабенд, Полани).
Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки экстерналисты расходятся в значимости социальных факторов. Одни говорят, что экономические, технические и технологические потребности общества обуславливают прогресс. Вторые говорят о господствующей культурной доминанте общества. Третьи говорят о духовном потенциале общества. Экстерналисты расходятся по следующим вопросам: влияют ли социальные факторы только на направление и темпы развития Н. или также и на метод Н. и ее познавательные результаты?
До 70-х гг XX в большинство ученых отвечали положительно только на первую часть вопроса, полагая, что содержание в Н. полностью определяется объектом (содержанием), а ее метод полностью инвариантен по отношению к различным социальным условиям; отстаивались социальная и ценностная нейтральность ЕЗ. Исключение делалось для социальных наук и ГН, где признавалась значительная роль социальных интересов и ценностных установок ученых на теоретические построения.
Развитие методологии и ФН приводят к крушению представлений об инвариантности, всеобщности и объективности научного метода. В работах Куна, Фейерабенда и т.д. отстаивалась ценностная обусловленность и историчность познания и его результатов.
Развитие научного познания следует рассматривать как некий срединный путь, который учитывает взаимосвязь внутринаучных и социальных факторов.
Типы цивилизаций
Место Н. в К. связано с будущим Ц. Существует 2 типа Ц., которые различаются по ценностям и жизненным смыслам:
ТехногеннаяЦ. зародилась в Европе в XIV–XVI вв. имеет корни в К. античного полиса и христианского Средневековья. В Эпоху Возрождения и Просвещения произошел синтез этих культур, была сформирована система ценностей и жизненных смыслов; включала особое понимание Ч. и его места в мире.
Ценности и жизненные смыслы:
1. Идеал свободной личности, которая может входить в различные социальные общества, обладать равными правами с другими. В обществе Ч. может менять свои корпоративные связи, гибко строить отношения с людьми, погружаться в различные традиции.
2. Человек понимался как деятельное существо. Он противостоит природе, подчиняет своевластие и преобразует. Преобразующая деятельность ведет к прогрессу, отсюда приоритетная ценность Н. и ее рациональность по сравнению с другими областями Н.
3. Природа рассматривалась как неорганический (неживой) мир, это материала и ресурс для человека. Полагалось, что этот ресурс безграничен и человек может черпать из природы ее запасы в расширяющихся масштабах. Так сформировались ценности инноваций и прогресса.
Технико-технологический прогресс стал главным направлением развития техногенной Ц. Его главное свойство – динамизм. Он радикально меняет окружающую природу и социум, тип отношений между людьми, социальные институты уже на протяжении жизни одного поколения
ТрадиционнаяЦ. сформировалась задолго до техногенной; возникли в Древних Индии, Китае, Египте, а также в странах мусульманского Востока в Эпоху Средневековья.
1. Замедленный темп социальных изменений, в них веками воспроизводятся одни и те же виды деятельности и социальная структура. Характеризуются устойчивыми стереотипами. Приоритет отдается традициям, а не инновациям. Знания воспроизводятся по образцам и нормам. В них аккумулируется опыт предков, они консервативны. Традиционные Ц. имеют свои ценности и смыслы.
2. Личность включена в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, заданные до ее рождения.
3. Принцип древнекитайской Ц. – недеяние (У-бэй). Это означает невмешательство в природный процесс и адаптацию человечества к социуму. Принцип требует самоконтроля личности и направлен на самопознание.
4. Идеал гармонии Ч. и природы; природа – живой организм, а Ч. – часть ее.
Связь ценностей с представлениями о пространстве и времени.
В любых Ц. самыми широкими категориями К. является представления о пространстве и времени. В традиционных К. было представление о цикличности времени, где прошлое имеет приоритет перед будущим, «Золотой век» уже позади. В техногенной К. время линейное, течет от прошлого к будущему. «Золотой век» впереди, оно символизирует прогресс, инновации.
Взаимодействия в цивилизациях.
Техногенная Ц. существует более 300 лет; является агрессивной и динамичной, подавляет и поглощает традиции к, ведет их к гибели. Традиционная Ц. оттесняется на периферию, трансформируется, меняет свои ценностные ориентиры и мировоззренческие установки, такой процесс наблюдается сейчас в странах Южной Африки и Южной Америки.
Техногенная Ц. дала Ч. много благ; улучшила качество жизни, обеспечила охрану здоровья, придумала массу развлечений, но она подвела человечество к порогу самоуничтожения (экологический и антропологический кризис). В связи с этим стоит проблема пути цивилизационного развития, отсюда стоит проблема ценности научной рациональности, ее статуса а К.