Природное и социальное в человеке

Природное и социальное в человеке.

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homosapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков уразных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. Напроявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальныепроцессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека внастоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдаетнаследственными заболеваниями и небудет подвергаться пагубному внешнемувоздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортныепроисшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,

изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждыйимеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных ибиологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладаетуникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно

многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными,обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальныхфункций, а на определенном этапе общественного развития – также иразличиями индивидуально-личностными.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в немсочетание двух начал: биологического (животного) и политического(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих началявляется доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязьбиологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждыйчеловек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянногруппируем людей по различным признакам, одни из которых определяютсябиологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействиембиологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизниобщества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группамилюдей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованиювзаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природнымсуществом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силысуществуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такойподход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понималбиологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для

объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальныхфакторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разныероли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрываетдоминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природучеловека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Темболее что биологическая организация человеческого существа есть нечто

самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия надней, ни евгенических проектов ее переделки.

32.Понятие личности Понятие личности Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то единого целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле “индивиды” все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида. В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких “кругов обязанностей” – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека.



Наши рекомендации