Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: • бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей". Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:• удовольствия— психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;• вытеснение— психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации— преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма,разработанное его продолжателями - Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

Неофрейдизм – направление в современной Ф и психологии, получившее распространение, главным образом, в США, сторонники которого соединили психоанализ Фрейда с американскими социальными теориями. Представители неофрейдизма: Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм («гуманистический психонализ»), Вильгельм Райх. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду ), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как Ч должен жить и что должен делать. Причиной неврозов считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у Ч чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде изначальных психологических структур -архетипов хранится опыт человечества. Основное содерж сих жизни ч-ка - "индивидуализация", стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует, происходит оживление архетипов бессознательного, возникают символические образы, захватывая человека.толковал архетипы. При этом считал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию сравнительной мифологии, иррационалистические стороны были использованы для обоснования абстрактного искусства и бессозн характера худ творчества.

Философия экзистенциализма.

Э – Ф существования, иррациональная Ф. Наиболее известные представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. В Германии Э стал складываться после 1-ой Мировой Войны. Новая волна – после 2-ой Мировой войны. Э поставил вопросы о смысле жизни, о судьбе Ч, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт Ф Э – изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существе.

Проблемы Э – это проблемы, которые возникают из самого факта существования Ч. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию. Э объявляет предметом Ф бытие. Э утверждает, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь и открывается доступ к бытию, он идет через наше существование. Э - это Ф, единственный предмет которого – человеческое существование, точнее переживание существования.

Среди всех способов бытия экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрывалось бы наиболее полно - это страх. Страх - это переживание, лежащее в основе всего сущего. В конечном счете, это страх перед смертью. Бытие для себя – осознание Ч своего присутствия в этом мире. Это осознание носит временный, конечный характер. Ч осознает свою заброшенность в этот мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Экзистенция – единственная посылка, которую Ч обнаруживает. Ч также обнаруживает, что он единствен, что не может быть объектом.

Для Сартра все вещи, кроме Ч есть «бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя». Ясперс полагал, что человеческая сущность раскрывается лишь в «пограничной ситуации» - страдание, борьба, смерть. Ч сам свободно выбирает свою сущность, он станет тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свободу составляет само человеческое существование, Ч и есть свобода. Свободу экзистенциалисты мыслят как свободу вне общества. Это внутренне состояние, настроенность, переживания индивида. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От Ч не зависит время его рождения и смерти. Пространство и время есть способы человеческого существования. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Хайдеггер: чтобы постичь смысл бытия, Ч должен осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда он увидит ценность каждого момента бытия и отрешенности от общих идолов - научные абстракции, идеалы.

Камю: существование Ч абсурдно. Он вводит категории абсурда в свою Ф. Камю выражает безысходное одиночество Ч. Выход их ситуации - непокорство (Сизиф) и самоубийство.

27.

Наши рекомендации