Вопрос №17 – Философия епископа Джорджа Беркли.
Творцом реальности признаёт Бога. Реальным признаёт существование только человеческих душ. Для характеристики всего содержащегося в нашем сознании использует термин «идея». Все идеи делит на внешне, приходят в сознание извне, т.е. засчёт органов чувств, и внутренние, появляются внутри сознания, т.е. являются результатом действия разума. Процесс познания может идти только там, где есть идеи, но идеи не могут находиться в том, что лишено чувств, мышления. Идеи делятся на простые и сложные. Т.е. наше понятие объекта есть всего лишь сложная идея, состоящая из простых (идея яблока). Также время и пространство есть всего лишь идеи. Но если бы время существовало вне нашего разума, то почему время страдания ощущается нами так долго, а время удовольствия пролетает мгновенно. На основе выше сказанного Беркли критикует теорию вторичных и первичных качеств. Поскольку не существует вещей, то и пропадает смысл в деление качеств принадлежащих этим вещам. Нет различия между идеями вещей поступающих как извне, так и из самого разума, что показывают факты сновидений и бреда сумасшедших. Беркли также отрицает существования любых абстрактных понятий, по его мнению такие идеи – это опасные иллюзии. Беркли особо обрушивается на понятие «материи», считая его не нужным, т.к. оно ничего не даёт для понимания бытия.
Вопрос №18 - Философия французского Просвещения: Вольтер, Д.Дидро, Ш.Монтескье, де Сад. (Два философа по выбору студента).
Дени Дидро: от деизма к материализму.
Итак, в "Философских мыслях" Дидро полемизирует одновременно с атеизмом и с религиозными "суевериями", которые, по его мнению, должны уйти, оставив духовную область естественной религии, основанной на вере в природу. Впоследствии Дидро займет более радикальную позицию, но в "Философских мыслях", не порвав еще окончательно с идеей Бога, он выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви. Если опасная гипотеза подорвана в наши дни, то заслуга здесь принадлежит экспериментальной физике. Дидро - убежденный деист, "Доказывать Евангелие с помощью чуда - значит доказывать нелепость с помощью противоестественного явления". "Я без труда поверю одному-единственному честному человеку, который мне объявит, что Его Величество только что одержал полную победу над союзниками; но даже если весь Париж мне поклянется, что недавно воскрес покойник, я этому не поверю. В самом деле, удивительно ли, что некий историк ошибся или даже ошибся целый народ?" Кроме того, Дидро ставит под сомнение не только чудеса, но и Божественное вдохновение как источник Священного Писания: кто устанавливает Божественность Писания? Церковь. Но на чем основаны ее утверждения? На Священном Писании.
Монтескье.
Монтескье верил в просветительскую миссию науки. Науки крайне полезны, поскольку избавляют народы от пагубных предрассудков. Но побудительные причины к изучению наук имеют очень широкий спектр:
1. Внутреннее удовлетворение, испытываемое от расширения умственных способностей мыслящего существа.
2. Определенная любознательность, присущая всем людям, которая никогда не была столь оправданной, как в нашем столетии.
3. Побудительной причиной, которая должна приохотить нас к научным исследованиям, является вполне объяснимая надежда получить положительные результаты.
4. Последней причиной является наше собственное счастье. Любовь к учению - единственная среди наших страстей, имеющая, так сказать, вечный характер; все остальные потихоньку слабеют и оставляют.
Общественной жизнью управляют естественные закономерности, а не случай и провидение. Монтескье пытался доказать, что нравственный облик народа, характер его законов обусловлены географическими условиями, экономикой, религией и политическими учреждениями.
Монтескье говорил: "Могу тебя заверить, что другого такого царства, так раздираемого гражданскими войнами, как владения Христа, никогда и нигде больше не существовало. Я здесь вижу множество людей, занятых бесконечными спорами о религии, однако у меня сложилось впечатление, что они занимаются пустословием. Я согласен с тем, что история полна религиозных войн. Однако если посмотреть внимательно, такое количество войн вызвано не множеством религий, а духом нетерпимости, присущим тем конфессиям, которые считали себя господствующими".
Признавал три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. Монтескье говорит, что во всяком государстве существует три вида власти: законодательная, исполнительная и судебная.