Человек, общество, культура.

- рассмотрим некоторые цитаты: "С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений... Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад". "Каждый человек нуждается в пище, и этот факт влечет за собой как следствие другой факт - он пытается ее добыть. Однако это не определяет еще ни способа, каким он осуществит свою попытку, ни средств, с помощью которых он получит желаемое. Характер этих способов и средств определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой живет человек; они зависят не от человеческой воли, а от процесса развития человечества в целом. Конечно, при такой взаимосвязи между самим человеком и окружающей его средой происходят еле заметные изменения в обоих факторах". "Прямота, честность являются, пожалуй, самым важным личным качеством человека, а единство и согласие - главным общественным благом. Однако стремление достигнуть одновременно и того, и другого часто приводит к конфликту. Еретики утверждают свою правоту в противовес обществу, а общество ("что это такое?") отстаивает свое единство в борьбе против еретиков" ("как оно это делает?"- вопросы В.Г.). "...истина, давно известная каждому инквизитору,- что теория ведет к изменению практики и что, следовательно, теоретики, когда они не связаны строжайшим надзором, являются божьей карой для правителей". Ассоциативный блок. К вопросу о свободе слова. Слово лишь тогда свободно - когда оно свободно и от цензуры, и от смысла, иначе это уже не свобода, что мы и наблюдаем повсеместно.

Понятия «культура» и «цивилизация» прочно входят в арсе­нал обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский тер­мин «культура» означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледе­лию, и к животноводству, и к человеку.

К настоящему времени насчитывается множество определений культуры. В истории человеческой мысли термин «куль­тура» понимался как «воспитанность», соответствие идеалам гуманизма и просвещения, следование Разуму. Особое значе­ние это понятие приобрело в XVIII в. в трудах французских энциклопедистов. В самом широком смысле слова культура — это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное) в отличие от природных вещей и явлений. Культура — это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но она не сводится к вещам, произведенным человеком, а распространя­ется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Можно, следовательно, говорить о культуре каждого человеческого существа, групп людей, объединенных по возрасту, полу, общественному положению, профессии, религии и т.д., а также о культуре человечества в целом. Все это — различные субъекты культуры, соотношение которых исторически измен­чиво и подлежит исследованию.

Суть культуры может быть графически представлена в виде треугольника, у основания которого — воспитание и образование (двигатель культуры), а стороны — возделывание, обра­ботка (смысл культуры) и поклонение, почитание (культ как своеобразный тормоз). Культура — это идеал, выполняющий системообразующую роль в технологии общественного произ­водства. Если первый, базовый, слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, вто­рой ее слой — в процессе общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий пласт представлен системой ду­ховных символов. Они имеют форму религиозных догматов и откровений, философских концепций, а также реализуются в разнообразных формах искусства.

Понятие цивилизации является одним из наиболее употребительных в философии, истории и других науках гуманитар­ного цикла. Оно родилось во Франции в середине XVIII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Эти­мологически термин восходит к латинскому слову «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городс­ким типом культуры. В конце XX в. оформилось несколько подходов к трактовке этого понятия. Часто термин «цивилиза­ция» выступает синонимом термина «культура» или обознача­ет особый этап в развитии культуры.

Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основ­ным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные парамет­ры бытия с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации — непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при за­конодательном обеспечении этого процесса. Такое представле­ние о цивилизации основано в основном на успехах и достиже­ниях научно-технической революция в странах Запада и на по­стулатах либеральной демократии.

В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представля­ющая качественное своеобразие данного периода мировой ис­тории и человека, находящегося в нем. В понятии «человек цивилизованный» как бы пересекаются два типа исторического времени — линейное и циклическое. Все мы — дети всемирной истории, капельки ее океана, но в то же время каждый чело­век — представитель культуры своего народа.

Наши рекомендации