Понятие закона. Классификация законов
Понятие закона связано с понятием науки. Все законы различны, но у всех имеется общее основание. Все они выражают всеобщую связь между объектами, но только с различных сторон. Законы объективны. Понятие закона прежде всего связано с понятием связи. И в этой связи связи бывают 2-х основных типов: 1) связи устойчивые, повторяющиеся. 2) связи неустойчивые, единичные, случайные, которые выражаются в понятии хаос. 1-й тип выражается в понятии закономерность (деньги – товар – деньги). Устойчивые связи формируют процессы, а из последних складываются системы. (Деньги – товар – деньги процесс этот выражает экономику). Все устойчивые связи классифицируются на 3 типа (3 степени устойчивости). 1) всеобщие, всеохватывающие связи (напр. Связь между формой и содержанием). 2) Общие связи (напр. Связи, выраженные в законе всемирного тяготения). 3) Частные, узкие (проявляются в рамках отдельных систем) (напр. В экономическом законе прибавочной стоимости). Т.о. каждый закон охватывает определенную часть действительности. Классифицируются законы на всеобщие общие и частные. Законы диалектики. Иногда в лит-ре определяются как всеобщие законы. Всеобщими законами являются основные законы движения, но не диалектики. Основные законы движения выражаются в понятиях деструкции, аккумуляции и конструкции. Почему законы диалектики не являются всеобщими. Это связано с тем, что они не выражают в полном объеме все движение, а затрагивают только одну из его сторон. Поэтому применительно к движению законы диалектики следует определять как общие законы. Любое развитие связано с триадой: в общем плане: 1) Тезис(старое). 2) Антитезис(новое). 3) Синтез(соединение старого с новым). Соответственно в этой триаде и располагаются 3 основных закона диалектики:1) закон взаимосвязи качественных и количественных изменений; закон взаимосвязи единства и борьбы противоположности; закон отрицание отрицания.
Законы диалектики отражают самые важные стороны качественных логических изменений или процессов развития. 1-й закон отражает механизм развития, т.к. непосредственную сторону развития и отвечает на вопрос как происходит развитие. 2-й закон выражает источник развития, т.е. раскрывает сущность и первопричины развития, т.е. выражает очевидность развития и отвечает на вопрос куда идет развитие. В такой последовательности и расположены законы диал. В системе Гегеля.Классификация законов:
I. По степени общности:
- всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;
- общие законы – характерные для большего круга явлений;
- частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;
II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации
- динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.
- статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.
III. Кроме того, различают законы - развития – (переход от одного состояния к другому) - функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве) - строения (законы строения – анатомия)
IV. по длительности действия:- вечные (диалектики), - долговечны, - недолговечные (законы развития общественных формаций).
Диалектические законы имеют объективный характер.
В диалектике выделяют три основных закона: - единства и борьбы противоположностей,- взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений- отрицания отрицания.
40) Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности.Под Противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга.Нет противоположностей без их Единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.Он раскрывает конкретное Единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон - ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое мышление метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом многообразием. Родоначальник Диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. В.Ф. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Г. В.Ф. Гегеля. Он каждый предмет обладает двумя главными качествами - Сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нем есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит, к движению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон познания и закон объективного мира (В. И. Ленин). Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается.
41) Закон взаимосвязи качественных и количественных изменени.Переход Количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие только к количественным изменениям, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания - физике, химии, биологии и других, а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменениявзаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Количественные и качественные изменения Относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - только количественными. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения. Марксизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и «левых» ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные противоположно идеалистическому. Г. В.Ф. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в природе. Марксистская философия рассматривала этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики.
42) Закон отрицания отрицания.Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.
43) Предмет социальной философии.Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, — индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.сорокин
Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами «мира понятий». В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».
Нам представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.
Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений являетсяобщественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Исходя из нашего понимания ее предмета следовало бы более широко показать круг проблем, которые составляют ее содержание. В частности, нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.
44) Функции социальной философии.
Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.
1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.
С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.
Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.
Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления.
В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны
46)Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. 2. Общественное бытие имеет две стороны:• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.; • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.
Основными сферами жизни общества являются: • экономическая; • социальная; • политическая; • духовная.
3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: • производство; • распределение; • обмен; • потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
Экономическая сфера существует в следующих формах.• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; • деятельность институтов управления экономикой;• способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие: • производительные силы; • производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: • орудия труда; • сырье и материалы; • здания, сооружения; • транспорт и т. д.
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:• создает материальную базу существования общества;• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);• влияет на политические процессы; • влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные элементы социальной структуры общества:• классы;• страты;• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);• люди города и деревни;• представители физического и умственного труда;• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);• национальные общности.
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии; • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).
5.Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.Элементами политической системы общества являются:• государство и государственные органы;• политические партии;• общественные организации;• профсоюзы;• иные институты.Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
6. Основными элементами духовной жизни общества являются:• духовная деятельность;• духовные ценности;• духовные потребности людей;• духовное потребление;• индивидуальное сознание;• общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.Формами общественного сознания являются:• политическое;• правовое;• моральное;• научное;• религиозное.
47)Общественное сознание и общественное бытие
Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Объективная реальность – это мир физических состояний. Субъективная – духовный мир человека. Общественное бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие не абсолютно независимо от сознания, и является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Люди не просто существуют в мире, но способны влиять на мир и на самих себя.
Специфика человеческого бытия состоит в соединении и взаимодействии трех относительно разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный человека, как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело). Это первое измерение человеческого существования. Одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homosapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира – второе измерение бытия человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве, – исходные характеристики бытия человека.
Общественное сознание характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение.
Уровни общественного сознания:
1) обыденное сознание – стихийно возникает в процессе повседневной практики людей;
2) теоретическое сознание – отражение ее существенных связей и закономерностей и выражается в науке и других формах сознания;
3) общественная психология – формируется в процессе повседневной практики, но доминирующим является не знание, а отношение к действительности;
4) идеология включает в себя теоретическую основу, программы действий и механизмы распространения установок в массах.
Формы общественного сознания: политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм на теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатое на обыденно-психологическом.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. К формам и их взаимодействию надо подходить исторически. Например, в Средние века, в эпоху феодализма, доминирующая форма общественного сознания в обществе была религия.
Формы разрешения конфликта между необходимостью сохранения и обновления духовной традиции:
1) консенсус;
2) преодоление;
3) сохранение;
4) отрицание;
5) инновации.
48) Географическая среда и ее роль в жизни общества.
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, является источником ресурсов, влияет на здоровье и настроение, на духовную культуру. Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило, лучше условия общественного развития.
История человеческого общества — история взаимодействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. В XX в. «давление» человека на природу резко возросло. 60% территории суши занимают антропогенные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количество отходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды необходимо объединять усилия всех стран.
Географическая среда является важным фактором развития общества:
1. Она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства, что изучается экономической географией.
2. Она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной.
3. Она опосредованно влияет на характер политических систем, что изучается политической географией.
4. Она влияет на территориальное размещение народонаселения, что изучается географией населения.
5. Географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика человека.
49)Материальное производство, его роль в жизни общества. Технологическая и экологическая сторона способа производства.
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и развиваться. Общественное производство имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство.и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. В жизни общества есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации. Важнейшей стороной производственных отношении - являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя общественную собственность, то производственные отношения приобретают характер сотрудничества и взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность на средства производства, то здесь складываются отношения господства и подчинения (рабство, крепостничество.наемный труд). Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ (по удельному весу) принадлежит господствующим классам. Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление), образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества.
50)Техника и научно-технический прогресс: сущность, этапы, особенности развития в современных условиях.
Под техникой понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса Уровень развития техники - показатель степени овладения человеком силами природы. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Технический прогресс - важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества. Современное развитие производительных сил основывается на широкой базе научно-технического прогресса. В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции. (Первым этапом, революционизировавшим и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность. Главное направление современной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в развитии научно-технического прогресса, - автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обусловливает возможность перехода к высшим формам автоматизации. Научно-технический прогресс на современном этапеобусловлен тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, например, таких, как биотехнология. Сущность современной научно-технической революции заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. Повышение технической грамотности человека требует совершенствования и его нравственного облика, который формируется во многом под влиянием всей совокупности общественных наук, и в первую очередь философии, а также духовной культуры в целом. Общественные науки призваны участвовать не только в формировании духовного мира человека, но также в самой организации производства - гармонизации межличностных отношений в трудовом коллективе, более эффективном учете возможностей человека в его взаимодействии с техническими системами и т. д. . Итак, современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты - превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. Все это предполагает качественную психологическую и нравственную перестройку, а также изменение всего образа жизни человека. Таким образом, научно-техническая революция затрагивает не только производственно-технологические, экономические процессы, но, развивая человеческий фактор, ведет к изменениям в социальной сфере, ускоряет ритм самой жизни, изменяет характер и формы общения людей; она, кроме того, выводит человечеств.
51) Общество не может существовать без производства необходимых для жизни материальных благ. В этом — исходный пункт человеческой