Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении: формируется ли новая парадигма правовых исследований.

В философии под преемственностью понимается связь между этапами и ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы.

Преемственность это развитие юридической культуры.

Преемственность характерна не только для права в целом, но и для отраслей; основным ее проявлением является кодификация.

1. Связь с развитием. Развитие права обусловлено тремя основными диалектическими законами: законом единства и борьбы противоположностей, законом перехода количественных изменений в качественные, законом отрицания отрицания. Преемственность связана с каждым из них, но наиболее полное выражение она находит в законе отрицания отрицания - центральном законе диалектики. Он выражает последовательность, связь нового и старого, повторяемость некоторых свойств низших стадий на высших стадиях развития, обосновывает прогрессивный характер развития.

"Основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, - утверждал Гегель, - являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента - уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям".

Процессами правопреемства является также сохранение и использование опыта других правовых систем.

Существуют различные виды преемственных связей

Наиболее распространенными являются преемственность в праве и рецепция. Вместе с тем в юридической литературе до сих пор не существует однозначного понимания указанных категорий поэтому есть две концепции.

1 пропреемственная" и 2 "прорецептивная". Обе группы понимания соотношения преемственности и рецепции сближает тот факт, что их представители рассматривают указанные институты как соотношение общего и частного.

Представители "пропреемственного" направления в качестве основного начала выделяют преемственность в праве, понимая рецепцию как вид преемственности. Так, Н. Неновски рассматривает преемственность в двух направлениях: "вертикальном", то есть "при смене общественно-экономических формаций"( временной критерий) , и "горизонтальном", имеющем место при "восприятии правовых институтов одной стороной от другой, когда обе стороны имеют в основных линиях один и тот же экономический базис"(пространственный) .

Рассматривая сущность рецепции, Н. Неновски сводит к ней восприятие не отдельных норм, а целых институтов и отраслей.

2 )"Прорецептивное" направление в изучении рассматриваемых институтов, наоборот, отдает первенство рецепции, понимая преемственность в праве только в качестве разновидности рецепции либо ее элемента.

Преемственность всегда исторична: она связана с восприятием только правовых элементов прошлого, тогда как рецепция может проявляться и при использовании однотипных, синхронно действующих правовых норм и институтов". При этом автор также различает "вертикальное" и "горизонтальное" направления преемственности в праве, закладывая в основу "вертикальной" преемственности критерий времени - это "восприятие и усвоение правовых элементов прошлого". Преемственность "по горизонтали" представляется как "восприятие и усвоение правовых ценностей, созданных в одновременно существующих государствах"

Можно выделить еще одну группу понимания институтов "преемственность в праве" и "рецепция", которую можно охарактеризовать как "негативную".которые не рассматривают обозначенные институты как общее и частное, а объединяют их в один.

Преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берется из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития..."

Рецепция - связь между различными национальными правовыми системами настоящего или прошлого.

Парадигма (от греч. paradeigma - "пример, модель, образец") - система форм изменяющегося слова, конструкции.парадигма - есть осмысление мира на основе идей, взглядов, понятий.

Полностью вопрос описан здесь http://studopedia.su/1_52037_problemi-preemstvennosti-i-novizni-v-sovremennom-otechestvennom-pravovedenii-formiruetsya-li-novaya-paradigma-pravovih-issledovaniy.html но там редкостная бредятина после понятия парадигма, поэтому говорим, что при формировании новой парадигмы формируется новое представление о праве основанное не только на рациональности, а еще и на духовных, также моральных качествах и все это как я понимаю для воспитания современного гражданского общества, т.е. желание увеличить культурную составляющею с высокой степенью значения общественного мнения на правопонимание всего социума.



Наши рекомендации