Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

В тексте

исследуется

анализируется

поднимается

рассматривается

затрагивается

проблема (чего? - Р.п.)

нравственного выбора

экологии

добра и зла и т.д.

Автором проблема может быть:

поставлена

изложена

рассмотрена

выдвинута

затронута

поднята

сформулирована

исследована

проанализирована

Памятка 2. Оценочные слова

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

с удовольствием прочитал...

нельзя остаться равнодушным...

к сожалению, ...

к немалому удивлению, узнал, что...

убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя

разделяя негодование автора, хочу сказать, что...

оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение

возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...

интересно то, как автор ... и т.п.

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:

ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

имена исторических деятелей

ссылки на признанные авторитеты и их произведения

свидетельства очевидцев

названия событий

цитаты

даты

различные факты (место, обстоятельства, участники событий)

собственные наблюдения и выводы

положения официальных документов

различные общественные законы

законы природы

народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)

статистические данные

примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

примеры из жизни окружающих

Памятка 4. Авторская позиция

Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно

в названии текста

в отдельных предложениях текста

через ряд аргументов

2. Через модальный план текста

риторические вопросы

риторические восклицания

порядок слов

лексические повторы

оценочную лексику

модальные слова и частицы

ряд вводных слов, словосочетаний, предложений

Языковые клише для изложения авторской позиции:

Автор считает, что...

Автор утверждает, что...

Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что...

Бесспорно мнение автора о том, что...

Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...

Задача автора - убедить читателей в том, что...

Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...

Автор подводит читателя к мысли о том, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...

"..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

"..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.

"..." - это высказывание точно отражает позицию автора.

... - вот основная идея (мысль) текста.

"..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.

... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...

... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...

... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Позиция автора очевидна: ...

Памятка 5. Комментарии

В комментарии не должно быть:

пересказа исходного текста или любой его части

рассуждений по поводу всех проблем текста

комментариев о действиях героев текста

общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)

Памятка 6. Этическая ошибка

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Образец сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

ТЕКСТ

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

СОЧИНЕНИЕ

Вступление

Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.

Формулировка проблемы

Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Наши рекомендации