Литературнапя деятельность Д.Милтона. Поэма «Потерянный рай»: диалектика добра и зла, философия истории, проблема бунта, система образов, композиция.

Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развития художественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи с

этой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее.

Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом,

духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы.

Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека.

Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Все написанное Мильтоном за сорок лет, при несомненном мастерстве,

меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай".

мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности.

Основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды,

то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали как

поэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящему

разобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что

"П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчас

вступает в прямое противоречие с ним.

В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались две

разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и

пуританская религиозность.

"П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; на

одной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; на

др падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклит

демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речи

обитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небес

духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как

они его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он для

низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был

выстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличная

власть.

В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейского

предания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог -

воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот же

бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется с

земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать

тем, кто восстает против единодержавной власти.

В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическим

непокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по

отношению к любой тирании, земной и небесной.

Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизирует

борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" является

отражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностью

определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать

борьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовится

создать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с пути

добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовало

зло.

Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих

человека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтон

поднял на новую философскую высоту.

История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символический

смысл. В ней противопоставляются два состояния человечества - изначальное

райское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и не

знали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде,

М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когда

они вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.

По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Но

мог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо как

знание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природе

чел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии.

Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в их

любви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своей

телесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всего

это проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить с

ней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляют

и любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но она

завершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб.

Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адама

после изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве.

Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что они

обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы и

опасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всех

своих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна.

Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдь

не проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позиций

гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека.

"П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаил

излагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба и

движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовном

началах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности,

Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданного

благородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь.

Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучат

величественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог,

проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности

происходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разные

тональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны,

медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полные

достоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатана

как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но,

выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логику

и хитрость искусителя.

Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны и

громадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующий

содержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучим

воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказа

многокрасочными описаниями.

19.Анализ произведения Мильтона "Самсон борец". Проблематика. Образ Самсона. Художественные особенности.

«Самсон-борец» создавался в годы, когда в английском обществе все определеннее намечалась перспектива нового общественного подъема. Еще далеко было до тех событий, когда рухнула реставрированная монархия Стюартов. Но с каждым годом нарастало недовольство ею, охватывавшее самые различные группы, и прежде всего народные массы, на положении которых Реставрация отозвалась весьма тяжко. Слепой поэт слышал знакомый шум приближающейся бури, грохот цепей Самсона, пробуждающегося ото сна.

На фоне драматургии Реставрации особенно резко и мощно обозначилась огромная фигура Самсона, созданная Мильтоном. Самсон предстает как образ подлинно героический, многозначительный и по своему содержанию, и по той пластической форме, в которую он отлился.

В 60-х гг. XVII в. когда писался «Самсон-борец», английская драматургия заметно оживилась. Однако английский театр в годы Реставрации был безмерно далек от великих традиций начала XVII в., от традиций Шекспира и Бена Джонсона. Самая интересная и перспективная линия его развития — комедия — находилась еще в зачатке, успехи Конгрива и Уичерли были еще далеко впереди. На сцене царил Джон Драйден, талантливый поэт и драматург, загубивший свое немалое дарование в погоне за успехом у новой знати, любимцем которой он был в те годы.

Мильтон сознательно противопоставил свою трагедию общему направлению развития английской драматургии- в эти годы. Создавая «Самсона-борца», он завершал планы многих лет, подводил итоги исканий и раздумий о театре, которые легко проследить во всем его творчестве — начиная от ранней латинской элегии, в которой он говорит о лондонском театре 20-х гг., еще живущем традициями елизаветинцев, и кончая высказываниями о театре, рассыпанными в трактатах 40-х и 50-х гг. Потому-то так веско и содержательно звучало предисловие Мильтона к «Самсону», озаглавленное «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией». В этом предисловии Мильтон осудил драматургию Реставрации и выдвинул идею новой трагедии — «величавой, моральной и полезной», вырастающей из сочетания античной традиции и достижений европейской драматургии XVI—XVII вв.

Мильтон выбрал из предания о Самсоне то, что представляло для него наибольший драматическийЧинтерес. В его трагедии, построенной по всем правилам аристотелевой поэтики, показано предсмертное преображение Самсона, его путь к последнему и самому великому подвигу — путь к смерти, ценой которой Самсон покупает победу Над наглым и торжествующим врагом. В фи-листимлянских «лордах» и «священниках» легко можно узнать образы английской знати, в слепом богатыре Самсоне подчеркиваются черты народной суровости и простоты. Мильтон как бы забывает, что в библии Самсон — один из «судей» Израиля, представитель племенной знати. Нет, Самсон в трагедии Мильтона — прежде всего борец за освобождение от чужеземного ига, и он поднимается против филистимлян вопреки желанию трусливых «правителей» своего народа, погрязших в рабстве.

Так складывается центральный образ «величавой трагедии», библейский миф облагораживается и усложняется гуманистическим трагизмом Ренессанса, переплавляется в горниле страстей революционной эпохи.

Можно утверждать, что в образе Самсона Мильтон разрешил, наконец, проблему героя, занимавшую его издавна, — центральную проблему нового искусства, поборником которого он был. В Самсоне воплощены живые человеческие чувства, показана внутренняя борьба, ведущая к победе над искушениями, которая дается Самсону нелегко. Но и последствием этой победы оказывается уже не стоицизм, как было в «Потерянном рае», не готовность отказаться от себя во имя праведной веры, как в «Возвращенном рае», а способность к активному выступлению «во имя общего дела». Преодоление искушения в «Самсоне-борце» — уже не пассивная аскетическая цель, а момент этического созревания, необходимый для совершения подвига. Покорный богу, Адам только мечтал о подвиге; Иисус, выйдя из пустыни, где он спорил с Сатаной, был готов к нему, но остался евангельски и христиански пассивным; Самсон совершает подвиг.

Чрезвычайно важно и то обстоятельство, что Самсон — не ангел, не бес, не аллегория, — просто человек. Адам был тоже человек, но он был «царственный прародитель», «король Эдема»; Самсон — сын своего народа, раб в рубище, человек, потерявший все, кроме своего духовного мира, — и возродившийся в подвиге.

В земной и человеческой трагедии художник восторжествовал над теологом, хотя и не вытеснил его полностью. Эта победа привела к созданию самого цельного произведения Мильтона. Самсон гибнет героем. Но он гибнет одиноко. Его жалкие соплеменники только издали смотрят на его подвиг, узнают о его высокой доле от вестника; они придут за его трупом.

Так из разочарований и раздумий поэта, пережившего и подъем, и катастрофу буржуазной революции, родилась революционная трагедия. Буржуазная революция не дала материала для создания героического эпоса, для создания эпического героя. Но для трагедии личности, одиноко отстаивающей временно потускневшие идеалы во имя их будущего торжества, материала оказалось достаточно.

В «Самсоне борце» завершились и многолетние поиски стиля, которыми отмечено все творчество Мильтона.

Наши рекомендации