Категория «закон» в философии и науке ??
Законы общественного развития, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.
С другой стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно ("сидят сложа руки"), никакие социологические законы реализоваться не могут.
Сходство законов природы и общества – они объективны (возникают, действуют и перестают действовать независимо от воли и сознания людей)
Различие законов природы и общества:
- Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек.
- законы общественного развития реализуются только через деятельность людей.
Учитывая то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей.
Итак, для социологических законов характерно наличие:
- Объективных условий
- И субъективного фактора
Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, зависит от субъективного фактора.
Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития.
субъективный и объективный факторы – это две стороны одного и того же явления – общества.
Если их оторвать друг от друга, абсолютизировать, то получится, что
- Абсолютизация субъективного фактора ведет к к тому, что воля человека является определяющей в общественном развитии (волюнтаризм)
- Абсолютизация субъективного фактора ведет к тому, что человеку только кажется, что общество развивается по его воле. На самом деле есть некие неизвестные человеку силы, которые управляют и человеком и обществом (фатализм).
Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. Волюнтаристами, например, были народники в России. Значительные элементы волюнтаризма встречались и до сих пор дают о себе знать в социально-политической практике нашей страны в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого, произвольного решения назревших проблем.
Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Фатализм в объяснении исторических событий и исторического процесса в целом - явление весьма распространенное. Наглядным примером тому взгляды Л. Н. Толстого, возникшие под влиянием соответствующих историографических источников и, в свою очередь, оказавшие большое воздействие на читателей.
В противовес фатализму религиозному, объясняющему все в истории волею богов, толстовский фатализм был нацелен на понимание истории как деятельности народных масс, неприметно и бессознательно ее творящих. В истории нет ни грана свободы: то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно,- свободой .
Отношение к случайности в историографии и социальной философии встречается разное - от ее полного отрицания у Демокрита, Спинозы, Гоббса, французских материалистов XVIII века до провозглашения истории простой игрой случайностей у французских просветителей, в особенности у Вольтера.
Случайность нередко выступает как форма проявления исторической необходимости.
Случайность часто появляется в точке пересечения процессов, каждый из которых имеет необходимый характер. Великие географические открытия по праву можно рассматривать как необходимое следствие исторического развития средневековой Европы.