Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия
Антропологический переворот в философии, когда философия повернулась лицом к человеку, произошел благодаря деятельности софистов и Сократа. «Человек есть мера всех вещей», «Познай самого себя» - это два философских тезиса, обусловившие интерес философии к человеку.
Платон характеризовал человека с позиции дуализма: человек – противоречивое сочетание души и тела. Тело – материально и изменчиво, является источником чувственного, заслоняющего разуму истину. Душа идеальна, бессмертна; она противостоит телу, кот является темницей души.
Для Аристотеля человек- политическое животное. Термин «политическое» несет в себе этический смысл. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость…Только у людей появляется государство. Государство – символ разумности человека, его способности к мышлению и речи. Только в рамках государства человек может удовлетворить свои потребности и рассчитывать на достижение высшей цели, заключавшейся в праведной богоугодной жизни.
В средние века на человека надели ризы греховности. Человек имеет божественную природу, но его сущность двойственна- результат грехопадения, ставшего следствием наличия у человека разума и свободной воли.
Августин в своей концепции человека исходит из того, что духовному преобразованию подлежит как дух, так и душа и тело и сделать это сможет только человек актом своей любви к Богу.
Этому мешает земная, телесная природа человека. Человек не может сам подавит в себе свою же природу, здесь ему может помочь только церковь.
В Возрождении человека пытаются реабилитировать. Макиавелли заявляет что природа человека проявляется в зависимости от обстоятельств, в которые попадает человек.
Философы Нового Времени связывали учение о человеке и стремительно развивавшееся в то время естествознание. В природе человека они видели в первую очередь сущностные физические качества (способность двигаться, занимать место в пространстве) Но глубинное свойство человека- разум. Благодаря ему человек активен, автономен, способен познавать природу и самого себя.
Настоящий прорыв в проблеме человека происходит в XXвеке. В 1920-1930-е гг важный вклад в развитие антропологии внесли Шелер, объединивший методы феноменологии и основные идеи философии жизни.
Экзистенциалисты основной вопрос философии – вопрос о бытии – напрямую увязывали с проблемой человека. Они заявили ,что говоря о бытии, мы должны вести речь прежде всего о бытии человека. Структуралисты тоже не игнорируют проблему человека.
Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину.
В противовес классическому онтологизму и гносеологизму представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта, значительно усиливая их субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.
Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представляется философам XX века предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.
В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме бытия – человеческом существовании.
У немецкого философа Ф. Ницше, например, понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия “жизнь”, “воля к власти”, которая есть само по себе бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.
Еще более резко этот тезис проводится в философии жизни немецкого философа В. Дильтея, для которого подлинное бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе.