Вторая сторона – «Познаваем ли мир?».

Направление, которое считает, что мир познаваем, строго говоря, не имеет такого ярко-выраженного названия в философской традиции, но условно их называют «познавательные оптимисты». Их большинство, поэтому они и считают, наверное, что их не надо никак называть.

НЕ ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ «ГНОСТИК»!!! ВЫГОНИТ!!! ЭТО ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА, ИБО ГНОСТИКИ РАННЯЯ СЕКТА ХРИСТИАН I ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ!!!

Направление, которые считают, что мир полностью или частично не познаваем, называется «агностицизм». А – отрицательная приставка, гносис – теория познания, таким образом агностицизм – отрицание знание.

Представителями агностицизма являются Дэвид Юм и величайшим агностиком всех времён является Эммануил Кант.

Направление, которое отвечает на вопрос познаваем ли мир «не знаю», то есть сомневается в познаваемости мира, называется «скептицизм». Скептицизм возник ещё в античности. Секст Эмпирик – один из основоположников (грек). Дэвид Юм.

В философии выдвигают идею и логически её обосновывают. Философия основана на разуме, на логике и аргументация всего. Если есть – у вас своя концепция, вы представитель какого-то направления…

Скептицизм – это тупиковый путь, так как двигаться некуда – и сегодня, и завтра, и послезавтра не знаю… То есть нет развития у этой концепции нет. Что касается познавательных оптимистов, они полагают, что мир познаваем, а вот познание этого мира, они считают, осуществляется разными способами, разными методами и разными мирами в познании мира признают ведущими. Исходя из этого, познавательные оптимисты по превалирующему методу познания мира делятся на следующие виды:

1) Эмпиризм. Emporia – опыт. Направление, которое полагает ведущим методом познания опыт, чувственное познания. Они считают, что без чувственного познания нет ничего. Всё остальное вторично. Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк и Беркли и Юм. Эмпирики все англосаксы. Если увидишь английского философа – 99,9%, что он эмпирик (их ещё иногда практиками называют).

2) Рационализм. Направление, которое полагает ведущим методом познания логику, разум, мышление, мыслительные операции, в конечном счёте это теоретики. Представители рационализма: Рене Декарт (по сути дела, родоначальник), Бенедикт Спиноза, Лейбниц. Континентальные европейцы. По большому счёту, у немцев и французов не так много можно встретить эмпириков. В основном они всё же рационалисты.

3) Интуитивизм. Направление, которое полагает ведущим в познании интуицию, озарение, некое мгновенное осознание чего-то. Их меньшинство. Представители этого направления: Анри Бергсон (ударение на «о», одна из центральных фигур в интуитивизме). Были представители и среди русских философов. Кто найдёт на семинар, тот молодец.

Хотя в XIX веке понятие основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс. Но в разное время разные философы ставили перед собой вопросы, которые во многом похожи на основной вопрос философии.

Три вопроса Канта:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? (Вопрос морально-этического характера, здесь идёт этика).

3. На что я могу надеяться?

Все философские вопросы важны, но этот вопрос является основным и самым важным потому, что красной нитью проходит через все вопросы, все проблемы, философы в любом случае в решении этих вопросов привнесёт что-то от своей позиции по основному вопросу.

Альберт Камю (ударение на «ю»). Французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии. Сказал, что неважно, что первично и вторично – материя или дух, эти дискуссии нужно оставить в прошлом, оставить в истории. Его основной вопрос: «Стоит ли жизнь труда, чтобы её прожить?» или «В чём смысл человеческой жизни?».

Вопрос 3. Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, объективные и субъективный идеализм, агностицизм) Суть основного вопроса философии была сформулирована в XIX веке Фридрихом Энгельсом «соотношение бытия и мышления, бытия и сознания, материи и сознания, материи и духа». Вопрос о соотношении и о первичности той или иной субстанции и есть основной вопрос философии. Сам вопрос появился в глубокой древности, а именно Энгельс сказал, что это именно основной вопрос философии. Основной вопрос философии имеет две стороны, то есть, строго говоря, у нас два вопроса. Первая сторона звучит следующим образом: «Что первично в основании мира?». Принято называть «Онтологическая сторона». Вторая сторона звучит: «Познаваем ли мир?». Принято называть также «Гносеологическая сторона».   Что первично в основании мира? Здесь две градации: сначала по количественному признаку, а потом по качественному. Все направления философии по количественному признаку, то есть по количеству субстанций в основе мира делятся на три группы:1)Монизм. От слова mono – один, одно. Соответственно, монизм – это направление, которое понимает в основании мира одну-единственную субстанцию, неважно, какого качества. 2)Дуализм. От слова duo – два. Полагает в основе мира две субстанции. Это самое малочисленное направление. Дуализм говорит, что первичны две равноправные субстанции, которые независимы друг от друга. 3)Политеизм. От pluralis – множественный. Полагает, что в основе мира лежит более двух субстанций (от трёх до бесчисленного множества). По качественному признаку: 1)Направление, полагающее, что в основе мира лежит материя или природа (что одно и то же в данной ситуации), то есть та или иная материальная субстанция, телесная, природа… Так и называется – материализм. Представители материализма: строго говоря родоначальник развитого материализма Демокрит (линия Демокрита), Гольбах (XVIII века, французский представитель развитого материализма), Карл Маркс и Фридрих Энгельс (XIX века, представители развитого материализма). В зависимости от представлений о материи выделяют несколько форм материализма: А)Стихийный материализм. Демокрит в этом смысле является переходным звеном, когда уже не стихийный, но ещё не развитый материализм. Б)Метафизический материализм или механистический материализм (это одно и то же). В)Диалектический материализм. 2)Философское направление, которое полагает в основе мира то или иное духовное начало (и дальше синонимичный ряд – разум, сознание, мышление, дух, идея… Всё это сюда, просто у разных философов по-разному, но главное – нематериальное, бестелесное, духовное начало). Называется идеализм. Называется оно так потому, что первым человеком (но не Платоном), который назвал «идеями». «Линия Платона». Платон считается родоначальником. Идеализм выступает в двух формах: Объективный идеализм. И Субъективный идеализм. бъективный идеализм – направление, которое полагает первичным (или лежащим в основе мира) дух, сознание, разум, существующее до, вне и независимо от субъекта. Субъективный идеализм – полагает первичным сознание человека, субъекта, и, соответственно, всё выводит так или иначе из этого сознания и его деятельности. В том числе и то, что материалисты называют «материей». Представители объективного идеализма: Платон как родоначальник именно объективного идеализм, Гегель как вершина немецкого идеализма, все практически религиозные философы являются объективными идеалистами. Представители субъективного идеализма: английские философы-эмпирики Джордж Беркли, Дэвид Юм. 3)Дуализм говорит, что первичными являются две равноправные субстанции – материя и сознания. Представитель – Рене Декарт. Это наименее популярное направление, ибо всё равно возникает вопрос – что первее, главнее и равнее. Вторая сторона – «Познаваем ли мир?». Направление, которое считает, что мир познаваем, строго говоря, не имеет такого ярко-выраженного названия в философской традиции, но условно их называют «познавательные оптимисты». Их большинство, поэтому они и считают, наверное, что их не надо никак называть.НЕ ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ «ГНОСТИК»!!! ВЫГОНИТ!!! ЭТО ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА, ИБО ГНОСТИКИ РАННЯЯ СЕКТА ХРИСТИАН I ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ!!! Направление, которые считают, что мир полностью или частично не познаваем, называется «агностицизм». А – отрицательная приставка, гносис – теория познания, таким образом агностицизм – отрицание знание. Представителями агностицизма являются Дэвид Юм и величайшим агностиком всех времён является Эммануил Кант. Направление, которое отвечает на вопрос познаваем ли мир «не знаю», то есть сомневается в познаваемости мира, называется «скептицизм». Скептицизм возник ещё в античности. Секст Эмпирик – один из основоположников (грек). Дэвид Юм. В философии выдвигают идею и логически её обосновывают. Философия основана на разуме, на логике и аргументация всего. Если есть – у вас своя концепция, вы представитель какого-то направления… Скептицизм – это тупиковый путь, так как двигаться некуда – и сегодня, и завтра, и послезавтра не знаю… То есть нет развития у этой концепции нет. Что касается познавательных оптимистов, они полагают, что мир познаваем, а вот познание этого мира, они считают, осуществляется разными способами, разными методами и разными мирами в познании мира признают ведущими. Исходя из этого, познавательные оптимисты по превалирующему методу познания мира делятся на следующие виды: 2)Рационализм. Направление, которое полагает ведущим методом познания логику, разум, мышление, мыслительные операции, в конечном счёте это теоретики. Представители рационализма: Рене Декарт (по сути дела, родоначальник), Бенедикт Спиноза, Лейбниц. Континентальные европейцы. По большому счёту, у немцев и французов не так много можно встретить эмпириков. В основном они всё же рационалисты .3)Интуитивизм. Направление, которое полагает ведущим в познании интуицию, озарение, некое мгновенное осознание чего-то. Их меньшинство. Представители этого направления: Анри Бергсон (ударение на «о», одна из центральных фигур в интуитивизме). Были представители и среди русских философов. Кто найдёт на семинар, тот молодец. Хотя в XIX веке понятие основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс. Но в разное время разные философы ставили перед собой вопросы, которые во многом похожи на основной вопрос философии. Три вопроса Канта: 4. Что я могу знать? 5. Что я должен делать? (Вопрос морально-этического характера, здесь идёт этика). 6. На что я могу надеяться? Все философские вопросы важны, но этот вопрос является основным и самым важным потому, что красной нитью проходит через все вопросы, все проблемы, философы в любом случае в решении этих вопросов привнесёт что-то от своей позиции по основному вопросу. Альберт Камю (ударение на «ю»). Французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии. Сказал, что неважно, что первично и вторично – материя или дух, эти дискуссии нужно оставить в прошлом, оставить в истории. Его основной вопрос: «Стоит ли жизнь труда, чтобы её прожить?» или «В чём смысл человеческой жизни?».


Наши рекомендации