Тема 5. Натурализм как художественный метод
План
1. Натурализм как художественный метод. Время и причины возникновения. Хронологические рамки. Литературные манифесты европейских натуралистов.
2. Философско-эстетические основы натурализма: позитивизм Огюста Конта, эстетические теории и детерминистические идеи Ипполита Тэна. Дарвиновская теория и натурализм. Натурализм и наука. Натурализм как способ исследования жизни человека и общества под воздействием сдвигов в развитии мировой цивилизации. Новая концепция писательского творчества. Натурализм и другие виды искусства.
3. Развитие натурализма в западноевропейской литературе. Художественная концепция метода. Родоначальники и последователи натурализма. Теоретические идеи и их практическое воплощение в творчестве Эмиля Золя. Французский и немецкий натурализм: Гюстав Флобер и Гауптман. Связь нового литературного направления с традициями реализма.
4. Поэтика натурализма. Расширение объектов изображения. Проза жизни как источник сюжетов. Интерес к воспроизведению физиологии человека, физико-психологическим отклонениям от нормы. Поэтизация физиологизма личности и социума. Изображение общества как живого организма и перечень его «болезней», установка на безличность («человек толпы»). Необычность системы образов в натурализме. Жанровая система.
5. Особенности развития натурализма в России. Периодизация и типология. Элементы натурализма в русской литературе XVIII в. (И. Барков, Н. Новиков, М. Чулков, А. Радищев). «Натуральная школа» и натурализм. В.Г. Белинский о натурализме. Влияние французского натурализма на творчество
русских писателей Д. Мамина-Сибиряка, В. Немировича-Дан-ченко, В. Гиляровского, А. Куприна, А. Амфитеатрова, М. Горь-кого. Теория «малых дел» (П. Боборыкин и его роман
«Китай-город»). Критика натурализма русскими писателями М.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.И. Успенским, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстым.
6. «Чернуха» и «порнуха» как русский вариант натурализма в современной литературе (Э. Лимонов, Н. Медведев, Т. Кибиров). Место натурализма в мировом и русском художественном процессе.
Задания
1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «натурализм», «позитивизм», «детерминизм», «физиологизм», «психология», «социум», «натуральная школа».
2. В чем Вы видите связь натурализма и кинематографии? Приведите примеры, выводы запишите в тетрадь.
3. Нарисуйте схему борьбы и смены художественных методов в русской литературе. В чем причины «умирания» одних художественных методов и зарождения других? Запишите выводы в рабочую тетрадь.
Исследования
Борев Ю. Теория литературы. Литературный процесс. – М., 2001. – С. 235–239.
Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский – М., 1929.
Литературные манифесты французских реалистов. – Л., 1935.
Толмачев В.М. Натурализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. – С. 611–619.
Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории середины века. – М., 1996.
Тема 6. Критический реализм
План
1. Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов.
2. Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме. Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира.
3. Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма в русской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм.
4. Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление.
5. Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое в литературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме.
6. Реализм в русской критике и литературоведении.
Задания
1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».
2. Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль “натуральной школы” в развитии реалистического направления в русской литературе».
3. Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.
Исследования
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.
Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 92–137.
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982.
Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические очерки. – М., 1975.
Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.
Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972–1974. – Т. 1–3.
Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.