Вопрос 21 Романное творчество Ж.Санд. Проблематика, конфликт, выражение сложности современной эпохи.
Жорж Санд (1804-1876), псевдоним Авроры Дюпен, в замужестве Дюдеван, считала, что «невозможно стать поэтом или художником без того, чтобы не быть эхом человечества». И она стала этим эхом. Много в ее биографии необычного: к ее рождению имеют отношение два различных класса (она была дочерью дворянина, офицера напол. армии и парижской мещанки), получила аристокр. образование, она всегда возмущалась испорченностью господствующего класса, возлагая надежды на добродетели, присущие народу. Она считала себя демократкой.
Со свойственной романтическим натурам страстью она любила свободу: вскормлена идеями 1789 года, 1830 сформировал ее как писательницу и полит. деят., революцию 1848 готовила сама. В 40-е годы она издавала журнал социалист. направ. «Независимое обозрение», затем оппоз.газ. «Эндрский просветитель», в 1848 году редактор «Бюллетеня революции». Идеалом ее был социализм, который д.б. наступить в результате мирной революции. Она была против насильственного захвата власти, господства одной партии, террора.
Жорж Санд была убеждена, что общ. идеал достижим только в союзе с простым народом. Она, устремленная к свободе, прогрессу, боролась и за освобождение женщины, за ее право распоряжаться своими чувствами и своим телом. Всей жизнью она доказала возможность женского освобождения через самост. труд и, след, материал. независимость.
С 1830 она сотрудник газеты «Фигаро». Она создала более 100 романов и повестей, 18 драм, множество публицистич. статей, автобиографию, оставила много писем.
Первый роман «Индиана» (1832) принес ей известность. Будучи борцом по природе, уже здесь она выступила против института буржуазного брака, основанного на корысти и угнетении, за независимость женщин. Она сама мечтала о счастье женщины в браке.
В центре повествования «Индианы» - личная драма молодой женщины –креолки Индианы, романтический бунт которой направлен против подавления личности. Ее трагедия в том, что она не любила мужа, потому что ее заставляли его любить. Ее трагедия возрастает пропорционально страстному чувству, которое она испытывает к Раймону де Рамьеру, человеку скорее чувст-ому и тщесл-му, чем влюбленному. Любовь Индианы терпит крах, так как возл-ый отворацивается от нее, когда она уходит от мужа. Спасение приходит от Ральфа Брауна. уже давно любящего Индиану.
«Индиана» - роман романтический. Романтическое начало воплощено в нескольких образах, Индиане, служанке Нун, Ральфе. Только роман-ие герои способны в романе проявлять непосред-ые чувства, они – искренни, ревнивы до безумия, горды, чувствительно и легко ранимы.
Ральф – черты «лишнего» человека, разочарованная личность, жизнь его окружена таинственностью. И рядом с такими ром. нат. – полковник Дельмар, консерватор и враг всего нового, Раймон де Рамьер, блистательный, но эгоистичный, легко меняющий свои принципы и убеждения.
Т.е. миру ром-ому противостоит мир корысти, пошлости, ханжества, т.е. реальная та действительность, та социальная среда, которая была характеран для Франции 20-х годов.
Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833)
В 40-е годы Ж. Санд создала лучшие свои произ-ия – роман «Орас» (1841) и дилогию «Консуэло» (1842-43), «Графиня Рудольштадт» (1843). Эти произ-ия созд-ся в то время, когда она перестает противоп-ь людей мысли и людей действия, отвергает величие непонятых страданий.
Орас – герой нового типа, но черты его легко узнаваемы в Раймоне, он честолюбив, мечтает о пол. карьере. Будучи студентом юрфака он не посетил ни одной лекции, распродал книги. Праздность, позирование – его любимые занятия. Не умея трудиться, он презирает труд. Достаточно вспомнить занятия его литературным трудом: далее одной страницы дело не двигалось. Но он любил красиво одеваться, посещать театры и рестораны. Его содержали родители, Теофиль, Ларавиньер, Марта. Впоследствии Орас стал жить за счет своего «друга» де Мерана, кот. просто так дал ему денег для поездки в Италию. И в дружбе, и в личной жизни он занят всегда собой. Завоевав любовь простой женщины из народы, Марты, он бросает ее, как только узнает о ее беременности. Проникнув с помощью Теофиля в высшее общество, Орас играет «в любовь» с виконтессой де Шайи. Предает он всех: Марту, Теофиля, родителей.
Полные антиподы Ораса – Поль Арсен и Жан Ларавиньер. Поль – символ народа. Жан – его голова вмещала одну идею – идею революции.
Пафос романа направлен в защиту «пролетариев» и против буржуазных собственников, разжиревших лавочников (Пуассон), развращенные дворяне (де Шайи, де Верн). Если в Марте еще можно узнать ром. Гер. типа Индианы, с той разницей, что она не благородного проис-я, то Эжени – новый тип женщины в тв-ве Ж. Санд и в ее отношении к браку, к труду.
«Орас» - удача писательницы в плане воссоздания жизни Парижа начала 30-х годов: разговоры о только что отгремевших рев. боях июльских дней, и споры о романе Гюго собор и т.д. Интересны топографические зарисовки Парижа, описания интерьеров, внимание к костюмам того времени; достоверность событий подтверждает хронолог. точность времени действия романа, введение многих реальных событий и ист. лиц того времени.
Соц-утопические романы – «Мельник из Анжибо» (1844) и «Грех господина Антуана» (1845).
Вопрос 22.Роль Гюго в развитии романтической лирики, предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма. Анализ драмы «Эрнани».
Суть реформы французской поэзии, которую Гюго осуществил в 20-е годы проявилась в его сборнике «Восточное».Он выдвигает активного героя(стихи «Головы сераля», «Канарис»,Турецкий марш»), а не созерцателя, как это было у Ламартина. Активный герой действует в объективном мире, наполненном движением, не зависящем от человека. Мир предстаёт как единство несовместимого, в самой природе Гюго находит источник трагических конфликтов.
В области поэтического стиля реформа Гюго выразилась в требовании заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств. Отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, требует свободного употребления «высоких» и «низких» слоёв в любом жанре. Гюго реформирует стихосложение. Вводит особую «смысловую» цезуру(пауза). Вводит «перенос», запрещённый правилами классицизма. Всё это позволило обогатить содержательную сторону поэзии, так как мысль не была скована формальными ограничениями. «Достаточную» рифму заменил на «богатую»( в ней совпадают не только ударные гласные, но и стоящие перед ними согласные). Также он «романтизировал» классицистскую оду.( Сборник «Оды и баллады». Нашел в ней черты, сближающие её с романтической поэзией. Если в оде будет передано движение мысли, которое определит композицию и будет связано с развитием сюжета, и, если использовать христианские, а не античные образы, то ода могла бы вызвать тот же интерес, что вызывает драма. Гюго обращался также к романтическому жанру баллады.
Подлинным манифестом французского романтизма стало «Предисловие к Кромвелю» (1827).Жанр романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» повествует об английской буржуазной революции 17 века. Её вождь Кромвель показан как сильная личность. В отличие от героев классицизма он испытывает нравственное противоречие: свергнув короля, он готов изменить революции и стать монархом.
«Предисловие» представляет собой цельную программу романтического движения. Оно начинается с изложения представлений Гюго об истории общества и лит-ры. В своём развитии человечество прошло три эпохи, считает Гюго. В первобытную эпоху, человек был восхищён природой как созданием бога, а потому слагал гимны, оды в его честь. Поэтому л-ра начинается с лирики. В античную эпоху события ( войны, разрушение и создание государств)создают историю, которая отражается в эпической поэзии. Вершина – Гомер. Театр также эпичен. Третья эпоха( старость человечества)начинается с утверждения христианства. Христианство открыло в человеке и ангела, и зверя. Новое время отражается в драме с её конфликтностью, контрастами. Вершина – Шекспир.
Гюго разрушает основу эстетики классицизма – представление о неизменности эстетического идеала и выражающих его эстетических форм. Доказал, что появление романтизма закономерно.Гёте в отличие от классицистов, которые изображали только приятную сторону, считает: « Всё, что есть в жизни, есть и в культуре.» Утверждает романтические принципы типизации. Стремится в каждом образе столкнуть возвышенное в человеке и низменное. Разрабатывает теорию гротеска как противоположности возвышенного и средства контраста в л-ре.
Драма «Эрнани» (1830). Сокрушительный удар по классицизму и реакции. Проявляется идейная позиция автора. Сюжет отнесён к Испании 1519 года.Три человека добиваются любви донны Соль- король дон Карлос, Граф Сильва и разбойник Эрнани.
Все трое совершают благородные поступки. Граф спасает Эрнани, которого преследует король. Однако, им руководят лишь представления о гостеприимстве. Король прощает Эрнани, входившего в заговор против него, отдаёт ему руку донны Соль. Это политический расчёт. Король- самая безнравственная личность драмы. Чувство чести ему не знакомо. Разговор первого свидания Соль и Эрнани подслушивает в шкафу. Граф утрачивает благородство, когда узнаёт, что Соль станет женой Эрнани. Он требует от Эрнани, который в знак благодарности дал графу право распоряжаться его жизнью, Чтобы Эрнани покончил с собой. Эрнани благороден. Он отравился. И донья Соль обрывает свою жизнь. Это их моральная победа над миром бесчестной знати. (оно им надо было?) Осознав поражение своей позиции, граф убивает себя.