Социальная, философская проблематика романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Романтическое двоемирие и романтическая ирония в романе.
«Жизненные…» - 1820-1821. Стремясь раскрыть действительность в ее многообразии, романтик Гофман пошел по линии сочетания различных планов: временных, сюжетных, эмоциональных. Все эти различные планы он связал в своеобразную композицию: в автобиографические записки кота оказываются по недосмотру включенные части, рассказывающие о различных событиях, участником и свидетелем которых является композитор Иоганн Крейслер. В своем повествовании Гофман сочетает элементы трагедии и комедии, сатиры и высокой лирики, гротеска и шутки.
Мир кота Мурра – это по преимуществу мир комический и сатирический; мир людей изображен гротескно, иногда лирически-взволнованно, иногда с подлинным трагизмом.
Гротескно-сатирический характер приобретает само сопоставление этих миров. Гофман не впервые, преследуя сатирические цели, сделал объектом своего изображения очеловеченный мир животных. В сборнике «Фантазии в духе Калло» есть два рассказа, героями которых являются животные.
В животном мире, в котором живет кот Мурр, все происходит как в настоящем человеческом обществе. Кот дружит, увлекается искусством и наукой, он переживает разочарования, выходя из своего уединения и сталкиваясь с миром, переживает любовь со всеми ее перипетиями, ведет жизнь бурша, попадает в «высший свет». В мире кота бушуют «человеческие» страсти: любовь, ревность, вражда.
В мире людей – в истории Крейслера – страсти принимают уродливо животный характер. Советница Бенцон борется за влияние при дворе герцога Иринея, за власть над герцогом, любовницей которого она была в молодости, и готова ради этого пожертвовать своей дочерью, выдав ее замуж за слабоумного принца Игнатия. Принцем Гектором движет эгоист. расчет и животное сластолюбие.
За «высокими» чувствами кота всегда легко найти их эгоистическую подоплеку, эгоизм кота достаточно наивен и безобиден. Эгоизм людей глубоко упрятан и скрыт за благопристойностью манер и внешней красотой. Кот в своем эгоизме забавен, а люди безобразны.
Двор герцога Иринея – сатира на германские феодально-абсолютистские порядки.
Кот МУР – сатира на немецкого буржуазного обывателя. Он говорит часто как и Крейслер, он одинокий мечтатель, столкновение с миром приносит коту столь же мучительные разочаровнаия, что и романтику.
Дворянско-обывательскому миру эгоизма противопоставлен образ Крейслера. Он гибнет в борьбе с окружающей действительностью. По замыслу Гофмана он должен был кончить безумием.
Явное смещение акцентов с мира фантастич. на мир реальный. Дуализм мировоз-я выраж-ся не ч\з противопостав-я сказ-го и действит-го мира, а ч\з раскрытие реальных конфликтов мира действит-го, ч\з генеральную тему тв-ва писателя – конфликт художника с действит-ю. Почти все сказочное уходит и внимание писателя сосредотач-ся на конфликтах, происход-х в современной ему Герм. Но это не значит, что он стал реалистом. Принцип романтич-й условности, принесен-ти конфликта извне опред-т хар-ры и развитие сюжета.
Композиция основана на принципе двуплановости, противопостав-ю 2х начал, кот. совмещ-ся в линию повест-я. Этот прием –основ. идейно-худож-й принцип воплощ-я автор-й идеи, философ. осмысл-я морально-этич-х и соц-х категорий.
Абрагам – в обоих частях – заложен глубокий, пародийный смысл. Драматич-й судьбе подлинного художника, музыканта, терзающ-ся в атмосфере интриг, в окруж-и высокород-х ничтожеств химерич-го княжества противопост-о бытие «просвещ-го» филистера Мурра. Это и противопостав-е, и сопостав-е, т.к. Мурр - антипод Крейслера, его пародийный двойник.
Ирония в романе проникает во все линии повеств-я, опред-т харак-ку больш-ва героев романа, сатира на различные явления жизни.
Кошачий+собачий мир = сатира на сословное об-во немец.госуд-в. На «просвещ-е» филистерское бюрг-во, на студенч-е союзы – буршеншафты, на высшую аристократию (Скарамуш, салон левретки Бадины), на чинное дворянство (шпицы). Мурр мнит себя выдающейся личн-ю, просвещ-м =>летопись ведет в назидание потомкам, на самом деле - он «гармонич-й пошляк», кот. был ненавистен романтикам.
Князь Ириней – духовное убожество. Весь двор – люди скудоумные, ущербные, но они безнадежно далеки от иск-ва. Т.е. только положение обязывает их иметь картины и слушать музыку, делать вид, что наслажд-ся этим (важнее для Г.). => противостояние мира будничного и мира поэтич-го. Крейслер, Абрагам и Юлия – «истинные музыканты». В образе Абрагама Лискова сталкив-ся с трансформацией образа волшебника в тв-ве Г.. В отличие от своих лит-х прототипов (Линдхорста и Проспера Альпануса) он проделывает свои фокусы на основе вполне реальных законов оптики и механики. Сам он не испытывает никаких волшебных превращений.
Попытка Г. представить идеал-е обществ-е устр-во, в основе кот. всеобщее преклонение перед иск-м. Это Канцгеймское аббатство, где ищет приюта Крейслер. Оно мало чем похоже на монастырь.
Двоемирие Г. – проникнов-е 2х миров в друг друга. Мир в душе истинного романтика и мир обыват-го сознания. Ирония романтич-я (т.е. и над самим романтиком, т.к. он не способен преодолеть разрыв м\у мечтой и реальностью) и риторич-я (несовпадение внешности и сущности).
В основе произвед-й - конфликт художника и общ-ва. Романтич. антитеза в основе мироощущ-я пис-ля. Высшим воплощением челов-го «я» - это творч-я личность, художник, ему открыта туда дорога, там он может полностью реализ-ть себя и спрятаться от филистерского общ-ва. Романтич-й герой Г. живет в реальном мире, при всех попытках вырваться за эти пределы остается в реальности. Сказка не может принести гармонию в этот мир, кот., в итоге, подчиняет их себе. => дуализм, кот. страдают его герои. Крейслер – основной носитель иронич. отношения к жизни Г., его «хронич-й дуализм» трагичен. Ирония имеет реальный соц-й адрес и обществ-е содерж-я. И эта функция помогает ему отразить типичные явления действ-ти.
Вопрос 10. Проблематика повести Шамиссо "Удивительная история Петера Шлемиля".
Творч. дебют. Повесть была переведена почти на все европейские языки. Основа сюжета - фантаст-я история мол. ч-ка, продавшего дьяволу - "ч-ку в сером" - за неисчерпаемый кошелек свою тень. Традиц-я романт-я фантастика наполн-ся новым содерж-м - центр-й положит-й герой теряет свою возвыш-ю исключит-ть, а невероят-е происш-я, с ним происход-е, лишены мистически-таинст-го истолков-я. Так, сам дьявол - заурядный делец в своем бурж.-торгашеском обличье. Все фантаст-е детали восприн-ся в будничном контексте.
Тень оказывается более значит-й, нежели могущ-е золото. Шамиссо раскрывает харак-й для романтиков конфликт ч-ка и окруж-й среды. Позитивный выход из конфликта не свойств-й традиц-му романт-му созн-ю - не желая оставаться в зависимости от дьявола, Шлемель бросает в пропасть кошелек, отказ-ясь от всех матер-х благ, кот. он ему принес. Без денег, без тени - отлучен от челов-го об-ва.
Антибуржуазная направленность (стремление к деньгам).
Шлемель физически уродлив получается - мальчишки забрасывают его камнями. Уродлив он и социально - девушка отказывается выйти за него замуж. Отсутствие тени - это и нравственный недостаток.
Вопрос 11. Поэзия "озерной школы". Своеобразие мировоззрения и эстетич-х принципов лейкистов. Тв-во Вордсворта(Вор-та).
1й этап англ.романтизма (ром-ма) (90-е гг. 18в.) представлен "Озерной школой". Поэты-лейкисты (от англ. 1аке - озеро) воспели этот край в своих стихах. Программное -1е совместное произв-е Вор-та и Колриджа(Кол-ж) - сборник "Лирич. баллады" (1798), наметивший отказ от старых классицистских образцов и провозглас-й демократиз-ю проблем-ки, расшир-е тематики, ломку системы стихослож-я. Предисловие к балладам (1800), напис. В-том рассматр-ся как манифест раннего англ.ром-ма.
В судьбах Вор-та, Колжа и Саути было много общего. ОНи сначала приветствовали Франц. револ-ю, потом, испугавшись якобин-го террора, отступились от нее. В послед. годы своей жизни лейкисты з ослабили свою творч-ю актив-ть, перестали писать стихи, обратившись либо к прозе (Саути), либо к философии и религии (Кол-ж), либо к осмыслению творч-го сознания поэта (Вор-т).
Они впервые открыто осудили классиц-е принципы тв-ва. Лейкисты требовали от поэта изображ-я не великих историч-х событий и выдающ-ся личн-й, а повседнев-го быта тружеников, простых людей=>,skb продолжат-ми традиций сентимент-ма. Вор-т, Кол-ж и Саути апеллировали к внутр-му миру ч-ка, интерес-сь диалектикой его души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, к поэтам англ. Ренессанса, они взывали к национ-му самосозн-ю, подчерк-ли самобытное, оригин-е в англ. истории и культуре. 1 из глав. принципов новой школы - широкое использ-е фольклора.
Обогащение поэтич-го языка за счет введения разговорной лексики, упрощение самой поэтич-й конструкции приблизили поэтич-й стиль к обыденной речи, помогли Вор-ту, Кол-жу и Саути убедит-ее и правдивее отразить противоречия действ-ти. Выступая против законов буржуазного общ-ва, увеличив-го страдания и бедствия народа, ломавшего веками установив-ся порядки и обычаи, лейкисты обращ-сь к изображ-ю англ-го средневек-я и Англии до промышл.-аграр. переворота, как эпох, отличающ-я кажущ-ся стабильн-ю, устойчив-ю обществ-х связей и крепк-и религ-ми верованиями, твердым нравств-м кодексом. Воссоздавая в своих произвед-х картины прошлого, Кол-ж и Саути, не призывали к его реставрации, но подчеркивали его непреходящие ценности по сравнению со стремит-м движ-м соврем-ти. Вор-т и его единомышл-ки сумели показать трагизм судеб англ-го крест-ва в период промышл-го переворота. Они акцентир-ли внимание чит-ля на психолог-х последствиях всех соц-х изменений, сказав-ся на нравств-м облике скромного труженика. И Вор-та, и Кол-жа в период создания баллад (1798) объед-ло стремл-е следовать правде природы (не копировать ее, а дополнять красками воображ-я), способ-ть вызывать сострад-е и сочув-е у чит-ля. Задача поэзии, по мнению Вор-рта и Кол-жа, - обращ-е к жизни простых людей, изображ-е обыденного. Задача поэзии - уловить абсолютное в простейших явл-х соврем-й жизни. Поэт должен уметь вызвать в чит-х чув-во страха и страдания, ч\з кот. усилив-ся вера в возвышенное - торж-во интуиции над разумом - символич-е воплощ-е раскованных челов-х страстей. Оба поэта пытались использ-ть воображ-е как особое свойство разума, стимулир-е в ч-ке творч-е активное начало. Но уже с "Лирич. баллад" наметились и различия м\у поэтами. Кол-жа интерес-ли сверхъестеств-е события, кот. он стремился придать черты обыденности и вероятности, а Вор-та привлекало обыденное, прозаич-е, возводимое им в ранг невероятного, интересного, необычного.
Использ-в балладную форму, лейкисты, как и Скотт, трансформир-ли этот жанр, поставив рассказчика в новые условия очевидца и участника событий, сделали самостоят-ми жанры друж-х посланий-посвящ-й, элегий. Утвердив самоценность личности.
"Вина и скорбь" (1793-1794) - самое известное произв-е Вор-та, в кот. он отразил трагич. для крестьян и всего народа ход промышл-го и аграр-го переворота. Самое страшное послед-е этих событий для поэта - духовное обнищание ч-ка озлобленного нищетой и бесправием. Мрачный колорит поэмы усиливает драматизм повеств-я, в центре - злодейское убийство беглым матросом ч-ка(нищего и бесприют-го, как он сам). В поэзии Ворд-та часто возникает образ нищего, идущего по бескрайним дорогам. Этот образ подсказан поэту суровой действ-тью, когда кардинально менялась вся соц-я стр-ра: исчез класс йоменри, свобод-го крест-ва, множ-во сельских тружеников в поисках работы вынуждены были покидать родные места. В начале своего творч-го пути поэт интерес-ся проблемой челов-го самосозн-я, кот. создает искусств-й барьер м\у че-м и природой. Странник, бродяга, нищий, вместо того чтобы восстан-ть утрач-ю гармонию, способ-т ее разрушению. Об ужасающей бедности и разорении крестьян свидет-т стих-я "Алиса Фелл, или Бедность", "Последний из стада", "Мать моряка", "Старый Кэмберлендский нищий" (повествоват-я поэма), "Мечты бедной Сюзанны". Поэт восхищ-ся житейской мудростью своих героев, их достоинством, жизненной стойкостью перед лицом многих невзгод, утратой близких и любимых. Его умиляет мудрость, заключ-я в неиспорченном жизненным опытом детском сознании ("Юродивый мальчик", "Нас семеро").
В балладе "Нас семеро" поэт встречает девочку, кот. рассказ-т ему о смерти брата и сестры, но на вопрос, сколько же всего детей осталось в семье, отвечает, что 7, как бы считая их живыми. Детскому сознанию недоступно понимание смерти, и т.к. девочка часто играет на могиле умерших, она полагает, что они где-то рядом.
Среди поэтич-х женских образов, созданных Вор-том и связанных и с дерев-й проблемат-й, надо выд-ть образ Люси Грей, простой крест-й девушки, жившей "среди солнца и ливня", рядом с маленькой лиловой фиалкой, среди живоп-х ручейков и зеленых холмов. Образ Люси проходит ч\з многие стих-я поэта ("Люси Грей", "Она обитала среди исхоженных путей", "Странные вспышки страсти, когда-либо мне известные") и др. Чаще всего облик Люси ассоциируется у Вор-та с домом, с родиной, домашним очагом. В хар-ре Люси подчерк-ся красота, одухотвор-ть, поэтич-ть-черты, свойств-е любимой сестре поэта Дороти. Пейзажная лирика Вор-та. Он умел передать краски, движ-я, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее жизнь, заставить переживать, думать, гов-ть вместе с ч-ком, делить его горе и страдания. "Строки, написанные близ Тинтернского аббатства", "Кукушка", "Как тучи одинокой тень", "Сердце мое ликует", "Тисовое дерево", -это стихи, в кот.всегда запечатлены и прославлены прекрасн-е виды Озерного края. Он был 1м крупным поэтом-романтиком, показавшим трагедию целого класса, уничтож-го промышл-м переворотом.