Натурализм как направление в философии. Особенности современного эволюционного натурализма.
НАТУРАЛИЗМ (лат, natural -естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX ев. Согласно П., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.
Для Н. характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется те» же закономерностям, что и природные явления. И. свойствен редукционизм — сведение социальных явлений к природным. 6 природе отсутствует осмысли, ориентация на человека, скрытая «благаяв Цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости: человек не мо-жег стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Голь-бита «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку.
В теории познания Н, проявляется г постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании.
6 области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявлений природных факторов, определяющих развитие общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам Биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), ■ рассмотрении социальных изменений как результата возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм).
В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных ■природных» качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки.
В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма.
В эстетике Н. проявляется в принципе подражании природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого.
Вместе с тем различных представителей Н. многое не только объединяет, но иразделмт. Понятие -природа» крайне широко и неопределенно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер. Дм. Писарев), » Могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять как форму пантеизма и гилозоизма (Спиною, Дт. Бруно), так и материализма {Гольбах, Латтри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию {Ж.-Ж. Руссо).
Понятие природы, центральное в Н„ несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досократиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Он несет в себе как единое противопоставление «многого» — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного — Богу теизма. В Новое время сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь — противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В ВД в. И. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в 'осени. Природа понимается преимущественно как живая природа «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» — механическому мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизниа попыталась примирить противоположности естественного и искусствен ног о, природы и культуры в ПОНЯТИИ «ЖИЗНЬ».