Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества

Понятие бытия центральное в философии, предмет изучения онтологии. Принято выделять ряд основных форм бытия: бытие вещей (тел), процессов; бытие человека (как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие), бытие духовное (идеальное) и бытие социальное (индивидуальное бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества).

В социальном бытии человеческая субъективность через программы деятельности, через собственные действия становится реальностью.

Специфика социального бытия состоит в следующем:

1) основу социального бытия образует совместно-разделенная деятельность людей, т.е. изменение и преобразованием миром человека. Деятельность людей всегда имеет предметный характер и поэтому представляет собой единство двух противоположно направленных процессов:

- опредмечивание (процесс, при котором человеческие способности воплощаются в предметах культуры), в результате которого формируется социальная предметность (предмет становится носителем социального значения);

- распредмечивание – процесс, при котором свойства предмета становятся достоянием человеческих способностей. В результате распредмечивания человеческие способности развиваются и наполняются предметным содержанием.

2) социальное бытие имеет двойственный – чувственный и сверхчувственный характер. Сверхчувственное измерение социального бытия представлено в т.н. социальных формах;

3) социальное бытие процессуально, ему свойственна динамика, воспроизводимось в динамике;

4) социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник: социальное бытие предполагает самореализацию личности

Формами социального бытия выступают социальное пространство и социальное время.

Социальное пространство – это определенная координация людей, их действий, предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса. Особенности социального пространства: оно неоднородно и формируется только благодаря деятельности людей; само физическое пространство является проекцией социальной структуры общества (П. Бурдье).

Социальное время – это мера изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур.

Подходы к изучению общества

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

1) Натуралистический. Представители этого подхода утверждают, что общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов (Ш. Монтескьё, Л.Гумилёв)

2) Цивилизационный. В его основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.

3) Идеалистический. История общества, с точки зрения этого подхода, рассматривается как процесс движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г.Гегель).

4) Материалистический (К.Маркс и Ф.Энгельс). Этот подход основывается на утверждении, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание и общественный уклад. В рамках материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».

Наши рекомендации