Чувственное и рациональное в познании. Рационализм и эмпиризм. Философский иррационализм
Чувственное и рациональное в познании
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основными являются две познавательные способности человека: чувственная и рациональная.
Чувственное или сенситивное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. То есть без органов чувств никакое знание о внешнем мире невозможно. Границы чувственного знания безгранично расширяются благодаря развитию науки и техники, различных технических средств, приборов и аппаратов (телескоп, микроскоп, компас, искусственные спутники Земли и т.д.).
Процесс чувственного познания протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Ощущать можно вкус, цвет, запах, звук и т.д. Восприятие – это отображение не отдельных свойств предметов, а их системы, целостности, в результате возникнет целостный образ предмета, явления. Восприятие подразумевает работу не отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств, поэтому восприятие несомненно является более высокой ступенью познания. И ощущение, и восприятие возникают в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств, то есть принадлежат к чувственной ступени познания. Представление – это переходное, среднее звено от живого созерцания к абстрактному (рациональному) мышлению. Это чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Возможность представления обусловлена тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств, позволяет при изучении явлений раскрывать их сущность, объяснять внутреннюю связь, закономерности их существования и развития. В результате объективная действительность предстает перед человеком в бесконечном разнообразии отдельных предметов и явлений. В процессе рационального познания человек идет от этих явлений к их сущности, от единичного к общему, от чувственно-восприимчивого к рационально-познаваемого, от конкретного к абстрактному.
Основными формами рационального познания являются:
1) Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме, то есть «результат обобщения эмпирического знания, чувственных данных, опыта. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, его функции, использование.
2) Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя и более понятиями устанавливается связь. Отдельное суждение однако не может в полной мере раскрыть сущность предметов и явлений, для этого необходима целая система суждений, так как понятие о предмете включает в себя целый ряд знаний о предмете.
3) Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводится другое, а из системы суждений заключительное суждение - вывод. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные, умозаключения по аналогии.
Чувственное и рациональное мышление нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельные, изолированные способы познания. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.
Рационализм и эмпиризм
Научная революция XVI-XVII вв. привела к необходимости постановки вопроса о методе научного познания. Если ранее научные исследования осуществлялись бессистемно, а открытия оказывались результатом счастливой случайности, то введение строгого метода познания должно было сделать ход научного исследования более упорядоченным, систематичным и поэтому продуктивным. Другой важной проблемой теории познания была выработка четкого критерия истины, с помощью которого можно было бы отличать истину от лжи. Попытки разрешить эти две проблемы выразились в создании двух течений в философии Нового времени – эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм утверждал, что все знания возникают из наблюдений и основой и источником всякого познания является чувственный опыт, то есть систематически организованных ощущений. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) стал родоначальником эмпиризма, главное внимание он обращал на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Важно, что эмпиризм не отрицал роль разума в ходе познания. Эмпиризм считал, что задача разума заключается в обработке данных, полученных органами восприятия.
Рационализм в отличие от эмпиризма делал ставку на рассудочное познание мира, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Смысл рационализма состоит в рациональном адекватном знании о реальности, раскрытии истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения знаний. Для рационализма ценностью является сам процесс познания, момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. Рационализм в качестве конечной цели существования видел не достижение счастья как статичного состояния, а движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование. Декарт является родоначальником классического рационализма. По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания, именно поэтому рационализм должен быть основным методом познания мира.
Философский иррационализм
Философский иррационализм – это философское учение, которое ограничивает, принижает, а подчас и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. В нем на первый план выходят другие разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и пр.
В философском иррационализме есть три варианта. Первый – это постановка во главу угла абсолютизированных возможностей человеческого сознания и подсознания (иррационализм Шопенгауэра). Второй – признание бога как трансцендентной непознаваемой сущности, которая стоит выше способностей разума и может быть познаваема только в процессе некоего мистического единения. Третий вариант состоит в том, что иррационализм – это так называемое «непознаваемое», которое в принципе априори недоступно для осознания человеческим разумом, хотя лежит в основе сознания и может проявляться теми или иными способами. Данное мнение развивали в своих трудах Кант, Франк и Спенсер.
В своей крайней форме философский иррационализм близок к агностицизму. Однако агностицизм акцентирует внимание на абсолютной принципиальной непознаваемости всего мира. Отправной точкой же для такого философского иррационализма служил скептицизм. Пиррон, основатель этой философской школы, говорил о том, что все вещи в равной степени являются неисследуемыми, неопределимыми и неразличимыми. Как следствие, ни одно мнение или суждение не может быть ни ложным, ни истинным. К скептицизму и философскому иррационализму прямое отношение имеют такие философские доктрины и концепции, как релятивизм (учение об условности и относительности сознания и познания) и нигилизм (отрицание общепризнанного).