Понятие «научное сообщество» в подходе Т. Куна.

«Парадигма — это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Вне конкретного научного сообщества понятие парадигмы теряет свой смысл. Поэтому социо­логия науки — неотъемлемый аспект логики развития науки.

30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.

В научном познании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень основан на чувственном познании мира, здесь объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Содержанием знания на эмпирическом уровне являются научные факты.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального мышления. На теоретическом уровне происходит познание внутренних свойств, связей и закономерностей явления. Содержанием теоретического уровня научного познания являются научные понятия, категории, законы.

Эти два уровня познания находятся в тесной диалектической взаимосвязи; на теоретическом уровне происходит рациональная обработка, обобщение и систематизация эмпирических данных. В то же время они существенно различаются:

- на эмпирическом уровне фиксируются внешние признаки вещей и явлений, на теоретическом – обосновываются их существенные признаки;

- на эмпирическом уровне происходит фиксация фактов (сбор, накопление и обобщение опытных данных), на теоретическом – объяснение и интерпретация фактов;

- на эмпирическом уровне объектом исследования являются природные и социальные объекты, на теоретическом – идеальные образы.

В научном познании используются разнообразные методы. Метод (греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в познавательной деятельности. Учение о методах – методология, ее предметом является обоснование методов, исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания.

Методы научного анализа можно разделить на три группы:

1)специальные, или частнонаучные – применяются в рамках отдельных наук. Их объективной основой являются специальные законы и теории частных наук (*метод спектрального анализа в химии и физике, следственный эксперимент в юриспруденции).

2)общенаучные – характеризуют ход познавательной деятельности во всех науках. Их объективная основа – общие гносеологические принципы и закономерности (*эксперимент, наблюдение, метод моделирования и т.д.).

3)универсальные, или всеобщие – характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах человеческой познавательной деятельности. Их объективная основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, мышления (*диалектичекий метод, принцип историзма и др.).

В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы.

На эмпирическом уровне выделяют следующие методы: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение– это целенаправленное систематическое изучение предмета, основанное на его чувственном восприятии. В ходе наблюдения исследователь получает знание о внешних свойствах предмета. Научное наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (с использованием специальных приборов и оборудования, которые расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, недоступные органам чувств, в эмпирические объекты).

Описание является итогом наблюдения, это фиксация посредством языка или других знаковых систем данных об изучаемом объекте.

Измерение – метод, с помощью которого определяется отношение величины объекта к другой однородной величине, принятой за единицу измерения.

Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его свойств. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент может быть исследовательским – направленным на обнаружение новых явлений или их свойств, и проверочным – направленным на подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез.

На теоретическом уровне выделяют следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза.

Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого предмета на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей с целью получения знаний о целом объекте, выделения существенных связей и отношений.

Индукция – прием исследования, основанный на движении мысли от знания частного, единичного, к знанию общего, от фактов к законам. Понятие «индукция» в переводе с латинского означает «наведение»: индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, а подталкивают мысль к открытию законов, обоснование которых дается позже другими способами. Дедукция –прием, противоположный индукции, он означает движение мысли от знания общего к знанию частного. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии достоверности первоначального положения.

Абстрагирование – метод исследования, заключающийся в мысленном выделении отдельных интересующих исследователя признаков или свойств предмета или явления и отвлечение от других признаков, которые в данном исследовании являются несущественными (*при формировании общего понятия о классе предметов мысленно отвлекаются от свойств отдельных предметов этого класса).

Аналогия– метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дальнейшего обоснования и проверки.

Моделирование – метод исследования, при котором исследуемый объект замещается другим объектом, подобным первому. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем на основании аналогии знания о модели переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно из-за его размеров или связано с риском.

Гипотеза. Это понятие используется в двух значениях: 1) обоснованное предположительное знание, характеризующееся проблематичностью, 2)метод обоснования предположений, направленный на установление принципов, закономерностей и причин исследуемых явлений. Метод гипотезы предполагает три этапа: 1)построение гипотезы (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения); 2)проверка гипотезы (дедуктивное выведение следствий, проверка их на логическую непротиворечивость, сопоставление следствий с фактами); 3)экспериментальное подтверждение или опровержение. В доказанном виде гипотеза превращается в теорию – систему обобщенного достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает ее функционирование и развитие.

31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение).

В современной литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д.

Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.


Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.


Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.


Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».


Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни.

Таким образом, жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности. От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.

Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века. Ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей.

Ценность есть специфическое существенное метакачество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна.

Существует плюрализм оценок одной и той же ценности. Более того, плюрализм оценок является нормой существования нравственности. На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки, подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны. Добро как ценность не зависит от зла, оно в этом смысле автономно. Ценности и оценки являются одним из важнейших предметов социологического анализа. Социология не всегда отделяет ценности от оценок, и собственно в большинстве случаев проводит анализ именно оценок ценностей или того, что понимается в индивидуальном и общественном сознании под ценностями. Но это могут быть и мнимые ценности, которые тем не менее играют определённую роль в жизни людей и потому изучаются социологией.

В медицине имеет значение оценка состояния человека. В ней действуют практические критерии оценки, но здоровье оценивается при этом косвенным и негативным образом - через отсутствие болезней. Для клинической практики человек представляет интерес только в состоянии заболевания, т.е. отклонения от некоторой среднестатистической (и потому довольно размытой) «нормы здоровья», о которой определенно можно сказать только то, что «это – не болезнь».

В сфере общемедицинской теории приводятся самые разные определения: здоровье характеризуется как «нормальное функционирование организма», как состояние динамического равновесия организма в среде, как ценность, реализуемая на трех уровнях (биологическом, физиологическом и социальном), как «возможность полноценно трудиться», «как способность активно адаптироваться», и т.д.

Однако, во-первых, каждое из этих определений является оценочным, открытым для «субъективизмов» и не может быть использовано как формализующая основа и для практики, и для более углубленных междисциплинарных исследований.

Во-вторых, часть этих определений вписывается в ту идущую еще от Платона (рассматривавшего здоровье как «благо») историческую традицию, согласно которой здоровье «субстанциализируется», т.е. понимается либо непосредственно в виде некоей относительно самостоятельной, подчас полумистической сущности, либо истолковывается в соотнесении с такой сущностью. Ее примерами могут служить «пневма» (Гален), «жизненная сила» (Парацельс), «внутренняя физиологическая среда» (Клод Бернар), «клетка» (Рудольф Вирхов), «бессознательное» (З. Фрейд).

В-третьих, часть этих определений связывает здоровье с качествами, присущими живой природе вообще: «физиологические и биохимические процессы» (современная экспериментальная и практическая медицина), «оптимальное сочетание генов» (новейшие достижения биомедицинской науки).

33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.

Проявления человеческой сущности многообразны. Однако отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность. Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке. Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Человеческая деятельность невозможна в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективная, социальная. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры. Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми. С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д. Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности. Специфика медицинской деятельности заключается: · во-первых, в том, что область научного исследования и практики оказания лечебной помощи тесно переплетаются между собой; · во-вторых, за невыполнение медиками профессиональных обязанностей установлена уголовная ответственность; · в-третьих, действия, совершаемые медицинскими работниками, должны соответствовать определенному уровню состояния медицины, при этом учитывается профессиональная группа и профессиональная категория, к которым они относятся; · в четвертых, в отличие от других видов человеческой деятельности эта деятельность предполагает непосредственное воздействие на организм человека, так как медицина есть область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
 

34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование, общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств:объективность,системность и структурность, движение, пространство, время, отражение, самоорганизация.

Общество возникает и существует объективно, т.е.независимо от воли и сознания людей. В то же время в истории общества играет значительную роль и субъективный фактор: люди сами творят историю, своими действиями могут ускорять или затормаживать общественное развитие.

Системность и структурность.Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.Это сложная многоуровневая система, в которой можно выделить такие уровни структурной организации: индивид – семья – коллектив – социальные группы – классы – нации – государства – системы государств – человечество в целом. Каждый структурный элемент, в свою очередь, тоже выступает как относительно самостоятельная система. В то же время общество само является частью более сложных систем – природы, биосферы в целом.

Как любая материальная система, общество существует только в движении, пространстве и времени. Социальная форма движения – это все социальные изменения и процессы, которые происходят в обществе. Человеческое общество является вершиной развития материального мира, результатом длительной эволюции живой и неживой природы, поэтому в социальном движении в снятом виде присутствуют все другие формы движения (механическая, физическая, химическая, биологическая). Особенностью социальной формы движения является то, что развитие общества проявляется только через сознательную деятельность людей.

С возникновением человеческого общества сформировалось социальное пространство и время. Оно тесно связано с пространственно-временными структурами неживой и живой природы (например, хозяйственная деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на темпы социального развития влияют климатические, геологические и др. факторы). Социальное пространство – это форма существования различных социальных субъектов, начиная с отдельного человека и заканчивая обществом в целом. Говоря о социальном времени, выделяют жизненный путь отдельного человека, время жизни поколений и человеческую историю в целом. Особенностью социального пространства и времени является то, что они испытывают влияние сознательной деятельности человека. Например, город как пространственная форма жизнедеятельности индустриального общества существенно отличается от городов античности или средневековья. Особенностью социального времени является то, что человечество хранит память о прошлом и может прогнозировать будущее.

Свойство отражения в социальной действительности проявляется в форме общественного сознания. Особенностью социальной формы отражения является, во-первых, его относительная самостоятельность по отношению к общественному бытию, т.е. в своем развитии оно может опережать бытие, а во-вторых, активный творческий характер, т.е. общественное сознание может изменять действительность.

Как любая материальная система, общество обладает способностью самоорганизации, это позволяет говорить о синергии в обществе. Самоорганизация в обществе проявляется в том, что индивидуальные действия отдельных индивидов в конечном итоге складывается в упорядоченную систему социальных связей и взаимоотношений. Источники саморазвития общества – это:

· во-первых, взаимодействие с окружающей средой,

· во-вторых, человеческая материально-производственная и научно-техническая деятельность,

· в-третьих, духовная сфера человеческого бытия, в которой формируются и реализуются те или иные общественные идеалы.

Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.

35. Материально-производственная сфера жизни общества.

Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.

Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).

Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.

С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:

-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);

-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;

-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);

-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.

36. Социальная сфера жизни общества.

Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.

Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.

Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:

-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;

-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;

-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:

-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),

-политические (*государство, партии),

-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).

Основные виды социальных общностей:

-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);

-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);

-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;

-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);

-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).

Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).

Основные концепции социальной структуры:

1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;

2)теория социальной стратификации, основным понятием которой является «страта» – социальный слой, объединяющий людей, имеющих сходные показатели по 4 основным критериям социального неравенства: доход, власть, образование, профессиональный престиж. Изменение положения в системе стратификации получило название социальной мобильности, которая может быть вертикальной (восходящей или нисходящей), приводящей к изменению статуса, или горизонтальной.

37. Политическая сфера жизни общества.

Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.

Структуру политической сферы составляют:

-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);

-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);

-политическая деятельность;

-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как

-форма правления (монархия, республика);

-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);

-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Государство выполняет множество функций.

Внутренние функции:

-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,

-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),

-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.

Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.

38. Духовная сфера жизни общества.

Духовная сферавключает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.

Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.

Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.

39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.

Сегодня среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу, прежде всего, принято выделять формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах преды­дущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формаци­ей. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной фор­мации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис- экономика общества, составляющими кото­рой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка- государство, политические и общественные институты. К пе­реходу от одной общественно-экономической формации к другой при­водят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а про­изводственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, проти­воречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими про­изводственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом были выделены пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая). Также Маркс указал на особый политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) - "азиатский способ производства".

Цивилизационный подход, в отличие от формационного подхода, концентрирующего свое внимание на универсальном, общем, повторяю­щемся, сосредотачивает свое внимание на своеобразных, локальных, неповторимых элементах общественной структуры. Универсальной категорией рассмотрения общества становится культу­ра.

Необходимо заметить, что сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде накладывает­ся одно на другое. Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечелове­ческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа &quo

Наши рекомендации