Все это даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать тайну его души.
6. Характеристика Печорина.В предисловии к роману – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Яркая индивидуальность, которая привлекает внимание всех героев романа.
Психологический портрет героя. Особое внимание автор обращает на глаза героя, которые «не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
Умён, незауряден. Блестящее образование. Образная меткая речь. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен. Не стремится к карьере. Анализирует свои недостатки, задумывается над сложными вопросами бытия, тонко чувствует природу. Раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. Натура двойственная, противоречивая. Разлад мечты и действительности. Страстно стремится познать смысл жизни, стремится к истине, но бесцельное существование. Два человека: один скрывает свои чувства под маской равнодушия, холоден с людьми, использует их слабости; другой раскаивается во всём, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Возмущает в герое жестокость, цинизм, эгоизм. Сам себя сравнивает с палачом, с топором в руках судьбы. Но строже всех судит себя сам Печорин.
Обаяние героя – в его остром уме, силе и твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе, безжалостно судить самого себя. Глубоко скрывает свои истинные чувства. Способность к доброте, к любви пробиваются сквозь скептицизм. Потрясён смертью Бэлы, слёзы отчаяния, когда понял, что навсегда потерял Веру, умение судить себя, глубоко чувствует природу.
. Главный герой. В нём проступают черты романтического героя. К ним относятся: мятежность, страстность натуры, противопоставляющей себя обществу. Вместе с тем это герой времени, являющийся носителем типичных психологических черт человека своей эпохи и своего социального круга. Автор сознательно отделяет себя от героя.
Средства создания образа Печорина: композиция, построенная на нарушении хронологической последовательности событий, но логичная с точки зрения психологического анализа (постепенное проникновение в глубины человеческой души, объяснение причин формирования характера), самоанализ («Журнал Печорина») и психологический эксперимент как ведущие способы организации повествования; характеристика через сопоставление с другими героями (Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Максим Максимыч); контрасты в изображении внутреннего мира (добро – зло, злость – сочувствие, любовь – безразличие, ум – сердце и т.д.); романтические ситуации; восприятие природы, психологический портрет.
7. Нравственные проблемы.Смысл жизни и назначение человека.(«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Проблема счастья: счастье – это «насыщенная гордость». Проблема индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем жен законам, по которым судит других, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Такой человек не только несёт страдания другим, но и сам глубоко страдает. Уважение к людям. «Зло порождает зло… Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Называет себя «нравственным калекой». Проблема судьбы Человек не может понять себя вне поисков своего назначения в жизни. В «Журнале Печорина» много размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о роли человека в истории. В повести «Фаталист» и социальные, и психологические особенности осмысливаются с философских позиций. Основная черта Печорина – способность к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь разобраться в истоках добра и зла. Он не сумел реализовать себя в жизни - но познал самого себя. «…душа, страдая и наслаждаясь, даёт во всём себе строгий отчёт». Две самохарактеристики: «Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» (это романтик) и другая (в ночь перед дуэлью): «Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты». Только Печорин может думать: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения…» «А мы, их жалкие потомки… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…» «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»… «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…»«…я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание хитростей и вымыслов, - вот что я называю жизнью» Ответственности за свою судьбу.
8. Герой в системе образов
Печорин | Максим Максимыч |
Скрытен и загадочен. Эгоист Противоречив Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, в самом себе Таинственное обаяние, культура, выше интеллект | Весь на виду Всегда помнит о других, забывая о себе Цельный характер, верен себе во всём Не думает об общем смысле вещей, добр, простодушен до наивности Нравственно выше Печорина??? Великодушие. Элемент национализма Не рассуждает |
Грушницкий | Печорин |
Полная гармония с самим собой и обществом Стремится себя показать Изображает одинокого, таинственного и разочарованного и романтического героя Многочисленные маски. За ними – жестокая натура, злоба, ненависть, мелочность и себялюбие натуры Грушницкий не способен слышать голос совести | Постоянный конфликт с собой Не находит достойной деятельности Романтический герой Нет ничего показного, всё настоящее, оригинальное. Страстное желание, страстная надежда найти «в человеке человека» Натура эгоистичная, но глубокая, сложная, противоречивая Горький вывод: « Неужели… моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя…» «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни единого существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!... И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить?...» |
Дуэль
До последнего момента Печорин давал Грушницкому возможность примирения, готов был простить мстительность, распускаемые им слухи и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, наглое ожидание холостого выстрела…. После дуэли не испытывает торжества победителя. Он способен победить в себе мелочность натуры.
Вывод.
У Грушницкого много общего с Печориным, но нет ни одного положительного качества. Если вначале он может казаться двойником Печорина, то потом это своеобразная карикатура на Печорина: то, что в Печорине трагично, в Грушницком – смешно. В сопоставлении с Грушницким Печорин становится привлекательней, глубже, значительней.
Печорин | Вернер |
У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность, знание людей. Это люди одного уровня культуры. Скрывают свои чувства под маской иронии и насмешки. Вместе им легко и просто, они способны «читать в душе друг друга», дорожат мнением друг друга. | |
Считает, что в дружбе «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в это случает = труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» | Единственный человек, который мог бы быть другом Печорина, но он не выдерживает испытания: исход дуэли его испугал – Печорин и Вернер расстаются |
Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину «Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия» | Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию |
Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество, делает его трагическим героем. Одарённость, ум, способность критически осмысливать каждый свой поступок возвышают Печорина над людьми, но приводят к индивидуализму, заставляя замкнуться в собственных переживаниях, разрывая его связи с людьми.
Развёрнутый план сочинения Печорин и Грушницкий: быть или казаться?
I Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, не принимающего притворства, фальши и пустоты «водяного общества» .Причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину..
II
- Грушницкий глазами Печорина: ирония. История появления Грушницкого в Пятигорске. «Его цель – сделаться героем романа». «Романтизм» Грушницкого, не способного противостоять уму и неординарности Печорина: «… он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Попытки Грушницкого сблизиться с домом Лиговских, ухаживать за княжной Мери. Чувства, которые Грушницкий испытывает к княжне Мери. Месть Грушницкого княжне и Печорину: слухи, участие в заговоре, ложь. Дуэль как финал отношений Печорина и Грушницкого. Грушницкий на дуэли: от предательства до бесчестия, от позёрства до презрения к самому себе. Грушницкий не выдержал нравственного испытания.
- Печорин и Грушницкий. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…» Печорин строит свои взаимоотношения с Грушницким, пытается найти им объяснение. Наблюдательность Печорина. Независимость мышления Печорина как контраст позёрству Грушницкого.
- Любовь княжны Мери к Печорину сделала героев врагами. Малодушие Грушницкого. Ночь перед дуэлью, признание своей ответственности за исход дуэли. Нравственный эксперимент, проводимый Печориным, как испытание личности Грушницкого: «»Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё». Внутреннее состояние Печорина после дуэли.
III. Отношение Печорина и Грушницкого к любви, к дружбе, нравственности, чести, справедливости. Нравственное превосходство Печорина. Нравственный выбор человека..
Образ Печорина
I Время Печорина. Общественная обстановка
II Образ Печорина
- Общественное положение (по рождению – богатый аристократ, образован, был офицером в гвардии, за какую-то нашумевшую историю переведён в армию на Кавказ).
- Жизненный путь Печорина. Начало жизненного пути (о детстве рассказывает княжне Мери, увлечение светом, разочарование, попытка учиться, разочарование, перевод на Кавказ. Об этом говорит Максиму Максимычу). Печорин на Кавказе (приключение в Тамани, события в Пятигорске и Кисловодске, эпизод с Вуличем, похищение Бэлы). Печорин перед последним путешествием (портрет Печорина, отношение к Максиму Максимычу, глубокая душевная опустошённость)
- Мировосприятие Печорина (безразличие, отсутствие жизненной цели; эстетическое наслаждение природой: разочарование в жизни, скептицизм и пессимизм как результат бесцельности жизни)
- Основные черты характера (аналитический ум, сила воли, активность, склонность к самоанализу, признание своих недостатков, индивидуализм и эгоизм)
III Печорин в оценке критиков.