Которые базируются на общенаучных.


ОБЩЕНАУЧНЫЕ (ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ) МЕТОДЫ[99]

применяются на эмпирическом и теоретическом уровнях познания почти всеми науками.

Анализ Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном расчленении целого явления на составные более простые части, выделение отдельных сторон, свойств, связей
Синтез Синтез - метод исследования, состоящий в мысленном соединении отдельных сторон, свойств, связей сложного явления и постижение целого в его единстве
Индукция Индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общих закономерностей, существенных и необходимых связей
Дедукция Дедукция - метод перехода от общих предложений к частным, вывод новых истин из известных с помощью законов и правил логики. С помощью дедукции, при условии истинности посылок, получаем достоверное знание о мире.
Моделирование Моделирование - научный метод, основанный на использовании в качестве средства познания моделей и вывода по аналогии. Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. Необходимость использования моделирования обусловлена: недоступностью объекта для непосредственного изучения, тем, что объект исследования чрезвычайно сложен или его прямое исследование экономически нецелесообразно.
Обобщение Мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях; от одного понятия, суждения к другому более общему понятию[100].
Аналогия Метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии - это когда знание о каком-либо объекте переносится, на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам.[101]
Сравнение Это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка.[102]
Классификация[103] Разбиение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Свойства объекта поставлены в функциональную связь с его положением в определенной системе.



МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ[104]

Наблюдение Это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение фиксирует и регистрирует факты, описывает объект исследования, обеспечивая эмпирическую информацию, необходимую для постановки новых проблем и выдвижения гипотез. Научные теории, созданные классической наукой, были сформулированы как эмпирическое обобщение данных наблюдения: теория Дарвина, классическая механика, теория гравитации, построенная Ньютоном, который опирался на факты, полученные в результате эмпирических наблюдений Т.Браге, обобщенных и систематизированных Кеплером.
Описание Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл.
Эксперимент Это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Субъект активно вмешивается в процесс исследования, воздействуя на изучаемый объект посредством специального инструментария и приборов, целенаправленно и фиксировано изменяет объект, выявляя новые его свойства. Благодаря этому исследователю удается изолировать объект от влияния побочных явлений и изучать явление в чистом виде; планомерно изменять условия протекания процесса; многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю условиях.
Измерение[105] Это познавательный процесс, заключающийся в сравнении… данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения[106]. Можно выделить структуру измерения, включающую следующие элементы: 1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями; 2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой; 3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения; 4) способ или метод измерения, представляющий собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включающий также определенные логические и вычислительные процедуры; 5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков.
Систематизация Приведение в порядок разрозненных знаний на основании определенных теоретических признаков.



МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ[107]

На теоретическом уровне научного познания ученый исследует не эмпирический объект, а некоторый теоретический конструкт, который формируется с помощью абстрагирования и идеализации.

Абстрагирование Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и одновременно выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих объектов. Абстракции отождествления - мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов, выделение существенных и образование на этой основе общих понятий типа "человек", "дом" и т.п.
Идеализация Идеализация - прием научно-теоретического исследования, основанный на процессе абстракции, формирование идеализированного объекта
Системный подход Системный подход (метод) - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. В центре его внимания находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта (характера и особенностей связи между элементами) и их функцией.
Гипотетически-дедуктивный метод Гипотетически-дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводят утверждение об эмпирических фактах. Этот метод начал использоваться еще в XVII в., но объектом методологического анализа стал сравнительно недавно.
Аксиоматический метод Суть аксиоматического метода состоит в следующем - задается (выбирается) набор исходных положений, не требующих доказательств - аксиом (входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории). Затем из них путем логической дедукции строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.
Формализация Отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. Является как бы мыслительной операцией второго порядка. Противопоставляется интуитивному мышлению[108].
Математические методы Сначала для объяснения количественных зависимостей выискивается из смежных областей науки пригодное математическое уравнение, а потом ему пытаются дать содержательное толкование.


МЕТОДЫ-ОПЕРАЦИИ И МЕТОДЫ-ДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ[109]

Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование - это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие - единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия

  Теоретические Эмпирические
Методы-операции (метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности)   Анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; формализация; индукция; дедукция; идеализация; аналогия; моделирование; воображение.     Изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование.
Методы-действия (метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи)   Диалектика как метод; научные теории, проверенные практикой; доказательство; метод анализа систем знаний; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно-дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез.   Методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта; методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент.


ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ МЕТОДУ[110]

Относительная строгость   Научный метод используется для получения определенных знаний и решения вполне определенных задач. Относительно строгим метод познания будет тогда, когда общие закономерности будут реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки.
Однозначность   Знания, которые получают с помощью конкретного метода, не должны быть логически противоречивыми. Однозначность метода не исключает возможности различных точек зрения по одному и тому же вопросу.
Устойчивость   Методы должны быть относительно постоянными, устойчивыми. Это постоянство сохраняется в его основных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон.
Эффективность   Выражается в возможности достичь цели с минимальными усилиями и максимальным результатом за определенное количество шагов
Экономичность   Если метод экономен, то цель в познании достигается без введения ряда дополнительных вспомогательных правил, понятий, принципов
Простота   Доступность для понимания и использования в познании. Метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания предмета.
Плодотворность   Метод должен давать возможность получать знания, организованные в систему, где каждый элемент строго обозначен и может быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе


Наши рекомендации