Основные представители неопозитивизма

(логического позитивизма)

Персоналии Идеи, высказывания Философские сочинения
Мориц Шлик (1882-1936)   В знании передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нем порядка[73].   «То, что одна часть мира дана нам непосредственно, а другая, большая - нет, можно рассматривать как случайный факт; как познающим нам это совсем не интересно, а интересно лишь как живущим в мире»[74].     «Всеобщее учение о познании»  
Рудольф Карнап (1891-1970)   Подменяет действительный предмет исследования – объективный мир и его наиболее общие закономерности – крайне схематизированными «языковыми формами»[75].   Превращает объяснение сложного на основе простого в сведение сложного к простому[76].   "Наша задача заключается не в установлении запрещений, а в том, чтобы прийти к согласию… Каждый свободен строить свою собственную логику, то есть собственную форму языка по желанию[77].   «Логический синтаксис языка», «Логическое устройство мира»


ПОСТПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ[78]

Теории Концептуальные положения
Теория парадигм Куна   Развитие науки происходит в виде непрерывной последовательности периодов господства различных парадигм. Не существует фактов, независимых от парадигмы, не факты определяют развитие теории, а, наоборот, теория служит фундаментом конструирования фактов.  
Теория роста научного знания Поппера (метод альтернатив)   Наука развивается от одной проблемы к другой, от менее глубокой проблемы к более глубокой. Цель науки – достижение информации высокой степени фальсифицируемости.  
Теория познавательного анархизма Фейерабенда   Отрицание любых жестких регламентаций и ограничений научной деятельности. Отрицание различия между рациональным и иррациональным. Отрицание возможности разделения теорий на научные и ненаучные. Наука рассматривается как разновидность игры, как один из способов саморазвития личности ученого.
Теория научно- исследовательских программ Лакатоса Рост науки рассматривается как смена научно-исследовательских программ, включающих в себя: положительную и негативную эвристику (т.е. перспективные и неперспективные пути исследований), жесткое ядро (содержащее условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы) и защитный пояс (состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от опровержений).


ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА[79]

КАРЛ ПОППЕР

Основные понятия концепции развития науки
Проблема демаркации   Понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.  
Принцип фальсификации   Принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.  
Принцип фаллибилизма   Принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.  
Теория "трех миров"   Теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.  


ИМРЕ ЛАКАТОС

Основные понятия концепции развития науки
Научно-исследовательская программа   Центральное понятие разработанной Имре Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез.
Жесткое ядро" исследовательской программы -   Структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения.
Защитный пояс" гипотез   Структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.
Гипотеза ad hoc   Гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.
Положительная и негативная эвристики   Понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.



ТОМАС КУН

Основные понятия концепции развития науки
Парадигма   Основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой.
Дисциплинарная матрица   Понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы.
Нормальная наука   Понятие концепции Куна означающее период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.
Задачи-головоломки   Понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач.
Несоизмеримость парадигм   Тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.


ПАУЛЬ ФЕЙЕРАБЕНД

Основные понятия концепции развития науки
Принцип пролиферации (размножения) теорий   Принцип методологической концепции Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.
Плюрализм в методологии науки   Положение, характерное для методологической концепции Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм.
Анархизм в методологии науки   Положение методологической концепции Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.


СТИВЕН ЭДЕЛСТОН ТУЛМИН

Основные понятия концепции развития науки
Стандарты рациональности и понимания   В концепции С.Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий". По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств.
Матрица понимания   Понятие из концепции С.Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки.
Концептуальные популяции   Понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логическую системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды.


Наши рекомендации