Наука предполагает, с одной стороны, само существование явлений и феноменов

с другой - существование детерминант и закономерностей, объясняющих функционирование первых[24].


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ И ИХ СПЕЦИФИКА[25]

Производство научно-теоретического знания   Связана с производством и систематизацией объективных знаний как главная функция науки
Мировоззренческая функция   Именно научное знание в современном мире составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения личности
Культурная и технологическая функции   Как социокультурный феномен наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Эти функции связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности.
Функция фактора социальной регуляции   Наука стоит перед лицом проблемы социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, проблемы нравственного климата в научном сообществе. Наука воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.
Функция непосредственной производительной силы   Отвечает на экономические потребности общества. Направлена на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума.
Проективно-конструктивная функция   Предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.


ЦЕЛИ НАУКИ[26]

В широком смысле цель науки – теоретическое отражение действительности.  
Описание   Фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов  
Понимание   Исследует вопрос «почему?», т.е., ведет поиск причин через анализ интерпретаций явления, определяя их значение  
Объяснение   Разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, раскрывающие закономерные связи явлений в их постоянном функционировании  
Прогноз   Предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы той или иной области науки и возможности их решения  
Созидание   Создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения уже имеющихся, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом  



ОСНОВАНИЯ НАУКИ[27]

Онтологические Онтология как учение о бытии имеет непосредственное отношение к науке как ее основание. Ученый в своих исследованиях имеет дело с фрагментами действительности, но действительность в целом изучает философия. Такие понятия, как материя, движение, пространство, время и др. являются предметом рассмотрения философии, но без этих понятий не может обойтись ни один ученый в своей области науки.  
Гносеологические Гносеология как учение о познании рассматривает общие проблемы такого сложного явления, каковым является восприятие людьми внешнего мира. Вполне естественно, что ученые различных областей науки изучают мир с тех или иных позиций, которые диктуют им изучаемые стороны действительности. Но в познании любой области науки есть общие положения, которые дает им только философия. Данное обстоятельство не может игнорировать ни один ученый.  
Логические Логика как учение о правилах и формах правильного мышления была разработана многими поколениями философов, начиная с Аристотеля, вне науки как таковой. Она впитала в себя весь практический и мыслительный опыт человечества по освоению и осмыслению окружающего мира. Вне логики нет мышления, поэтому она лежит в основании науки и практической деятельности человека.  
Методологические Методология - важнейшая составная часть всех философских систем. Без четкого понимания необходимых ученому подходов и способов познания окружающего мира наука не может рассчитывать на положительные результаты исследования. Все методы научного познания подразделяются на общефилософские (метафизический, диалектический, диалектико-материалистический), общенаучные и методы частных наук. Частные методы отдельных наук могут успешно применяться только в том случае, если они опираются на философскую методологию как на свой фундамент.  
Аксиологические Наука служит человеку и удовлетворяет его интересы и потребности. Она способствует созданию материальных ценностей, удовлетворяющих жизненные потребности человека. Не менее важную роль играет наука в создании духовных ценностей, без которых человеческую жизнь невозможно представить.  


СВОЙСТВА НАУКИ[28]

Свойства науки многообразны, и их невозможно четко все перечислить. Первоначальное познание свойств науки предполагает ознакомление с основными ее свойствами, которые достаточны для принятия данной концепции. Свойства научного элемента действительности должны быть познаны в порядке уменьшения их общности и одновременно возрастания их значимости для понимания науки как элемента мира.

Субстанциональность   Служит исходной категорией научного отражения всей действительности, основой ее познания. Термином "субстанция" обозначаем только один момент всей действительности, факт ее существования в нашем мозгу. Действительность может быть любой, в том числе вымышленной. Основными формами субстанции выступают материя (первична) и идея (вторична). Последняя представляет свойство только для более развитой формы материи и не есть абсолютный дух какого-либо вида. Ничего более конкретного о субстанциональности идеи (науки в частности) нельзя сказать. Тем самым, субстанциональность представляет самую "тощую" категорию всего научного понимания действительности и в то же время имеющую громадное значение в качестве исходного интегрирующего элемента всей науки о мире. Наука фактически существует, хотя и в качестве вторичного, идеального вида субстанции. Это ее свойство и служит основой ее познания.
Отражательность   Делает ее наиболее развитым видом многообразнейших явлений отражения в природе. Сущность этого свойства науки можно познать только при системном подходе ко всем другим свойствам и, прежде всего, при ознакомлении с систематикой форм отражения и местом их в науке. Теория отражения дает достаточно основания для понимания этого свойства науки.
Знаковость   Представляет еще более узкое ее свойство. Знаковость сигнальных систем выступает, вероятно, только свойством сигнальных систем на надорганизменном уровне жизни.
Идеальность   Выражает одно из атрибутивных ее свойств. Место этого свойства среди других свойств науки не вполне еще определено, что зависит от исходной гипотезы.
Эволюционность   Отражает динамизм, как и всего сущего.
     


Информационность   Представляет наиболее узкое ее свойство, присущее ей только как виду идеального компонента общественного развития. Познание этого свойства в настоящий момент представляет злободневную проблему, обсуждаемую во всех видах печати, на конференциях и т.д.
Обоснованность   Вытекает из ее прагматической функции - быть основой принимаемых решений как фактора сознательной деятельности
Системность   Представляет свойство высшей формы науки и в зависимости от исходной гипотезы может рассматриваться в разных местах метанауки. Если считать системность атрибутом материи (как это утверждают некоторые авторы), то тогда данное свойство должно быть рассмотрено после субстанциональности и диалектичности. Здесь исходим из того, что системность есть результат диалектического мышления. Наука достигает ее только переходом к теории. Теоретическая наука (теория) - системная трактовка объектов.
Формализованность   Определяет науку как модель особого типа. Наиболее развитый тип моделирования может быть предложен на основе обобщения существующих способов схематизации.
Количественность   Приобретает все большее значение и без него далее наука не может успешно развиваться. Ее раскрывают наукометрией.
Интегративность   Сводится к тому, что каждый элемент действительности объясняется всей меганаукой, а поэтому весьма важно исследовать, когда и как обеспечивается ее единство
Прагматизм   Служит средством обоснования деятельности людей
Онтологизм   Обозначает позитивные знания объектов, которые важно учитывать в жизни людей
Методологичность   Определяет знания, которые представляют собой отражение технологии деятельности людей


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПАРЫ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУКИ[29]

Универсальность - фрагментарность Наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.  
Общезначимость - обезличенность Получаемые наукой знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.  
Систематичность - незавершенность Наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей. Хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.  
Преемственность - критичность Новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями. Наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.  
Достоверность - внеморальность Научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам. Научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.  
Рациональность - чувственность Наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.


НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ НАУК[30]

Принцип Трактовка
Роста научного знания Уже в отдельно взятой научной теории в процессе перехода от поверхностной информации к глубинной происходит рост научного знания. Но прогресс научного знания не замыкается в отдельной теории, он, как об этом свидетельствует история науки, неизбежно приводит к смене одних теорий другими.
Трансдисциплинарности Совокупность междисциплинарных связей выступает как трансдисциплинарность. Современная наука представляет собой трансдисциплинарное целое. Согласно принципу трансдисциплинарности все науки соотносительны друг с другом.
Научной относительности Все три уровня науки (объектный, ментальный и языковой) соотносительны друг с другом, по своей природе они имеют характер отношений
Инвариантности В области компетенции данной науки везде уместны одни и те же законы, равно как и некоторые другие концепты.
Наблюдаемости и наглядности Содержательность всех компонентов экспериментальной науки должна проявляться в экспериментах. Принцип наглядности является результатом абсолютизации принципа наблюдаемости и недооценки значимости научной теории.
Относительности к средствам наблюдения Физические явления реальны не сами по себе, а лишь относительно средств наблюдения. В отношении к средствам наблюдения физические явления проявляют себя в специфическом виде. Относительность к средствам наблюдения позволяет придать физической информации семантический (описательный) вид.
Дополнительности Экспериментальные данные являются дополнительными тогда и только тогда, когда они интерпретируются посредством одной и той же теории
Операциональной относительности Положения теории должны быть доведены до такой стадии, когда оказывается возможной их экспериментальная проверка
Творчества и ответственности Активная роль исследователя – это и предпосылка возможности существования науки, и обязательство за свое и общества благоприятное будущее


ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ [31]

Концепты - относительно самостоятельные структурные компоненты теории. В концептуальной иерархии ПРИНЦИПЫ - МЕТОДЫ - ЗАКОНЫ - МОДЕЛИ - ПОНЯТИЯ

именно принципы имеют основополагающее значение. Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - положение теории, позволяющее интерпретировать содержание предложений, в том числе научных законов, и всех других используемых в теории концептов.

Научная дисциплина Принцип
Арифметика Обратимся к натуральным числам - объекту арифметики. Каждая арифметическая теорема должна быть обоснована. Это реализация принципа обоснования.
Классическая механика Согласно принципу относительности Галилея законы физики одинаковы для всех инерциальных систем отсчета. Допустим, что некто пренебрегает этим принципом. В таком случае он столкнется с огромным множеством причудливо зависящих друг от друга соотношений. Представить их в систематическом виде не удастся. Лишь на первый взгляд кажется, что для конституирования науки достаточно зафиксировать некоторые признаки объектов и выявить существующие между ними связи. Кто так считает, тот обрекает себя на научную неудачу.
Экономика Если пренебречь принципом максимизации полезности, то вряд ли удастся установить единство экономических отношений, связывающих миллионы людей.

Наши рекомендации