Форма представления отчета: тест

Практическое занятие № 2. Язык как объект современной филологии.

Цель работы: сформировать представление о значимости языка на современном этапе развития филологических наук

Рекомендации к самостоятельной работе

Ответьте на вопросы:

1. Почему естественный язык является объектом современной филологии?

2. Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте (Понятие литературы можно взять из учебников по «Введению в литературоведение», из энциклопедий).

3. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемых вами иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного Ф. де Соссюром.

4. Приведите фонетический материал из русского языка, иностранных языков в пользу понимания языка, предложенного В. фон Гумбольдтом.

5. Докажите утверждение: «Сложность природы языка состоит в том, что он есть и деятельность и система знаков одновременно». Не обнаружены ли факты, которые противоречат данному суждению?

6. В чем состоит значимость языка для языкознания, литературоведения?

Определите язык как объект современной филологии

Содержание работы:

1.Проблемы языка как объекта филологии в ее истории.

2.Общефилологическая значимость языка на современном этапе развития филологических наук.

3.Естественный человеческий язык: язык как система (Ф. де Соссюр) и как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. фон Гумбольдт).

4.Естественный язык и другие знаковые системы (параязык, искусственные языки, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др.).

Форма представления отчета: лабораторная работа.

Практическое занятие № 3. Текст как объект современной филологии.

Цель работы: сформировать представление о значимости текста на современном этапе развития филологии.

Рекомендации к самостоятельной работе

Ответьте на вопросы:

1. Почему текст является объектом современной филологии?

2. Что такое фактура текста? Каково значение фактуры текста для жизни текстов?

3. Проиллюстрируйте материалом русского (родного), а также изучаемого вами иностранного языка проявления ликов текста. Каково значение понятия лик текста в филологии?

4. Приведите фактический материал из русского (родного), либо иностранного языка в пользу современного понимания и противоречащий современному пониманию.

5. В чем заключается сущность функционального понимания текста? Почему оно плодотворно для филологии?

6. Каковы функции текста в понимании Ю.М. Лотмана?

7. Что такое мир текстов? Каково значение этого понятия для изучения текста в филологии?

8. Что в тексте изучает лингвистика, литературоведение?

9. Приведите пример текста. Рассмотрите текст в аспекте интертекстуальных и текстообразовательных отношений. Оцените свое решение задачи с точки зрения понимания текста.

10. Что изучает теория текста?

11. Определите текст как объект современной филологии. Раскройте его признаки как объекта современной филологии.

Содержание работы:

1.Текст как традиционный объект филологии.

2.Традиционные и современные представления о тексте.

3.Мир текстов.

Форма представления отчета: реферат

Практическое занятие № 4.Филологический анализ текста

Цель работы: сформировать представление о признаках и основных категориях художественного текста как особой эстетической реальности;

Рекомендации к самостоятельной работе

По книге Н.А. Николиной «Филологический анализ текста» подготовить конспект соответствующих разделов.

Содержание работы:

1.Признаки и основные категорий художественного текста как особой эстетической реальности;

2.Принципы построения целостного текста;

3. Выявление способов выражения авторской позиции в тексте;

4. Знакомство с различными подходами к филологическому анализу художественного текста, с разными приемами его интерпретации; определение методики анализа;

5. Межтекстовое взаимодействие и выявление его роли в организации художественного текста;

Форма представления отчета:

Конспект

Практическое занятие № 5.Homo loquens как объект современной филологии.

Цель работы: сформировать представление о роли антропологического поворота в гуманитарных науках, об изменении статуса речевой коммуникации

Рекомендации к самостоятельной работе

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение термина homo loquens.

2. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Какое значение оно имеет для придания «человеку говорящему» статуса объекта филологии?

3. Почему homo loquens является объектом современной филологии?

4. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и естественного языка. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?

5. Приведите фактический материал из русского (родного), изучаемого вами иностранного языка, доказывающий связи человека и текста. Какое значение эти факты имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?

6. Приведите определение языковой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?

7. Приведите определение творческой личности. Какое значение это понятие имеют для придания homo loquens статусаобъекта современной филологии?

8. Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности говорящего (пишущего) и слушающего (читающего). Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста?

9. Определите homo loquens как объект современной филологии.

10. По данным словарей (энциклопедических, лингвистических) определите приводимые ниже понятия:

Содержание работы:

1.Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии.

2.Повышение коммуникативной активности человека в середине XX– начале XXI в.

3.Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homoloquens.

4.Важнейшие способности и характеристики человека как homoloquens. Аспекты изучения homoloquensв филологии.

Наши рекомендации