Зрительная оперативная и непроизвольная память

Сущность методики состоит в оперировании определенными объемами информации в виде однозначных чисел. Эти числа предъявляются на 1 мин рядами по два. Нужно складывать их в уме, сопоставлять полученную сумму с числом 10 и полученную разность запоминать. Запоминать также нужно место данной разности на плакате (где пустая клетка в данной строке), чтобы потом занести ее на своем бланке (рис. 14). Задание повторяется дважды по двум плакатам. Оценка выводится в условных баллах по таблице 39 с учетом, что за полностью.

правильный ответ начисляются 2 очка. Если число записано правильно, ноперепутано место в данной строчке или правильно обозначеноместо, но допущена ошибка в вычислении – дается одно очко.

 
 
 
 
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   

Рис. 14.

Таблица 39

Оценка в баллах
Количество оч­ков 23-24 20-22 17-19 13-16 10-12 7-9 4-6

Вторая задача,решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные операции и запоминать только результаты вычислений, предлагается записать первый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти). Оценка выводится по таблице 40.

Оценка в баллах
Количество пра­вильно записан­ных чисел

Инструкция обследуемым: «Вам будет в течение одной минуты предъявлен плакат, на котором 7 рядов по 2 числа в каждом (показать нарисованный образец). Кроме того, в каждой строчке одно свободное место для ответа. Нужно суммировать в каждой строке имеющиеся там числа, запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя в памяти каждую величину, попытайтесь найти ответы для всех 7 строк и, когда будет убран плакат, запишите эти ответы на ваших бланках. Записывать нужно только ответы на соответствующих листах (показать на образцах плаката и бланка).

А теперь, кто запомнил числа на последнем плакате в 1-м ряду, запишите их слева от 2-й таблицы на вашем бланке. Кто ничего не запомнил – не пишите. Это непроизвольная память. Время – 1мин».

Отыскание закономерностей

Этот тест рекомендуется для исследования сообразительности, оперативной памяти. Сущность задания в сопоставлении наборов символов с наборами слов (табл. 41). При выполнении задания обследуемый должен найти и подчеркнуть те слова, в которых порядок расположения букв соответствует порядку расположения условных знаков (символов). Задание выполняется в течение 10 мин. Оценка в 9-балльной шкале дается по таблице 42.

Инструкция: «На бланке имеется 25 строк по 5 разных слов в каждой. В начале строки стоят условные символы. Порядок расположения символов соответствует порядку букв в одном или нескольких словах в данной строке. Задача – определить, в каких словах порядок букв соответствует порядку расположения символов. Например, символы Х0+0П соответствуют расположению букв в слове «канат» (вторая и четвертая буквы одинаковые – второй и четвертый символы также одинаковы), а также словам «моток», «табак» и др. В каждой строке надо подчеркнуть то слово, которое соответствует символам».

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Таблица 42

Оценка в баллах
Правильное и полное выполне­ние заданий (не менее чем в 4 строках из 5) с количеством зна­ков        
Выполнение за­даний (не менее чем в 3 строках из 5) с количест­вом знаков            
Выполнение за­даний (не менее чем 2 из 5) с ко­личеством знаков            
Выполнение од­ного задания в строке с количе­ством знаков            
Невыполнение задания                 +

§ 4. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Выступая против тестовой оценки интеллектуальности вычисления так называемого коэффициента одаренности и т.п. вполне возможно исследовать некоторые индивидуальные особенности мыслительных процессов и выявлять случаи их очень низкого развития (вплоть до дебильности). Так, полная неспособность выполнять задания на логичность мышления, толковать пословицы и выполнять другие тесты (оценка 1 – 2 балла). Даже после тщательного повторного их разъяснения обычно свидетельствует о недостаточной логичности, критичности ума низкой способности к общению, образованию понятий что однако, не исключает возможности психомоторной одаренности а иногда и развития практического ума. Такие сведения дают хороший, материал для индивидуального подхода к обучаемому, для лучшего общения с ним.

Ниже приводится ряд методик для исследования особенностей мышления.

Тест «Логичность»

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» – сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – слушатель высшей школы.

8. Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий.

9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил хлебозаготовок.

10.Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.

11.Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

12.Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

13. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

14. Все студенты Ленинградского университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент Ленинградского университета.

15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

16. Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.

17. Все студенты 3-го курса выполнили норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. – студент 3-го курса.

18. Все коммунисты выступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист.

19. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

20. Все ученики третьего «Б» класса – отличники. Петя Смирнов – • отличник. Следовательно, Петя Смирнов – ученик третьего «Б».

Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в условных баллах по таблице 43.

Таблица 43

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 14-15 12-13 10-11

Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12с на обдумывание и запись ответа. Например, № 1 – верно. При предъявлении задания на слух оценки выставляются по таблице 44.

Таблица 44

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 16-17 13-15 11-12 9-10 7-8

Инструкция обследуемым при предъявлении задания: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, тест № 1: все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. Если вы с таким выводом согласны, то пишите № 1 – верно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12с».

Выявление общих понятий

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов, и к каждому из них – набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12.Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13.Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14.Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15.Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16.Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17.Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18.Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19.Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20.Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов осуществляется по таблице 45.

Таблица 45

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов (из 20) 14-15 12-13 10-11

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 с на записывание столбиком номера каждого ответа и по 2 соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются (табл. 46).

Таблица 46

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7

Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово и 5 слов, заключенных в скобки. Необходимо из 5 этих слов подчеркнуть 2, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад» и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений не может. Значит, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность работы 3 мин».

Исключение понятий

Обследуемым зачитываются 5 слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10с записать лишнее слово. Затем зачитываются следующие 5 слов и т. д. Задание повторяется 15 раз.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13.Хата, печь, дым, хлев, будка.

14.Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15.Секунда, час, год, вечер, неделя.

16.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка выводится в условных баллах по таблице 47.

Таблица 47

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 12-13

Инструкция обследуемым: «Я буду зачитывать по 5 слов, из которых 4 объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю 1-ю группу слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые 4 слова имеют общее родовое понятие «строительный материал», последнее слово в этой группе лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». Затем будет зачитана 2-я группа слов и т. д. На запись вам дается по 10 с. Если не успели определить лишнее слово, правильнее пропустить запись, чем писать наобум».

Анализ отношений понятий

Исследуем предъявляемый бланк (табл. 48), на котором представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и 5 других слов (например, сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке – книги). Остальные 4 слова должны быть отвергнуты.

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Всего предъявляется 19 заданий на 3 мин. Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркнуть одно нужное слово. Оценка выставляется в условных баллах по таблице 49.

Таблица 49

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 13-14 11-12

Сложные ассоциации

Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов (табл. 50). Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также 6 пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется обследуемым на листе бумаги следующим образом: пишется номер пары из набора и через черточку – ответ буквой. Оценка в условных баллах выставляется по таблице 51.

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Таблица 51

Опенка в баллах
Количество пра­вильных ответов 20-19 12-14 10-11 8-9

Инструкция обследуемым: «Возьмите бланк «Сложные ассоциации». Перед вами на таблице сверху 6 пар слов под названием «шифр». Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним – букву соответствующей пары из шифра. Например, 1-я пара слов: «испуг – бегство». Отношение между ними: испуг – причина, бегство – следствие. Этому соответствует в шифре: отравление – смерть. Значит, пишем № 1 и рядом букву «Д» и т. д. На задание дается 7мин».

Количественные отношения

Обследуемым предлагается ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше – меньше) двух величин, вынесенных в знаменатель, например:

А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза

Надо определить, что больше – В или А? Ясно, что А больше В (это видно из того, что если А=9, то Б – 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А=9 и больше В=4).

Составляется несколько вариантов таблиц по 18 задач (табл. 52), которые представляют по 5 мин. Оценка выводится по таблице 53.

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Зрительная оперативная и непроизвольная память - student2.ru

Таблица 53

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7

Инструкция: «Вам предстоит решить 18 логических задач в течение 5 мин. Путем рассуждений нужно определить – больше или меньше величина в знаменателе на основании сравнения двух численных отношений в числителе (показать и разъяснить пример на доске)».

Наши рекомендации