Философия и методология науки

Философия и методология науки

Методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения

Составитель

В.М. Герасимов,

Кандидат философских наук, доцент

Тюмень

ТИУ

Философия и методология науки: методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения / сост. В.М. Герасимов; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2017. – 25 с.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры гуманитарных наук 16.06.2017 года, протокол №10 .

Аннотация

Методические указания по дисциплине «Философия и методология науки» предназначены для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения. Методические указания содержат требования к формированию общекультурных компетенций, методические рекомендации для самостоятельной работы, темы семинарских занятий с кратким их содержанием, основные вопросы и задания для самостоятельной работы по темам. Указаны основные и дополнительные источники для подготовки к занятиям, а также критерии оценки обучающихся.

Содержание

1.Введение
2.Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся
3.Перечень тем семинарских (практических) занятий
4.Содержание практических занятий, вопросы, задания для самостоятельной работы
5. Критерии оценки обучающихся
6. Вопросы к экзамену
7.Список литературы
   
   
   
   
   
   

Введение

Методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Философия и методология науки» призваны помочь студентам, обучающимся в магистратуре, готовиться к работе на семинарах для того, чтобы углубить, развить и закрепить знания, полученные ими на лекциях по данной дисциплине. Данные методические указания нацеливают магистрантов на самостоятельный поиск ответов на вопросы, которые планируется рассмотреть на семинарских занятиях. Кроме того, эти методические указания могут быть полезны преподавателям, проводящим занятия по дисциплине «Философия и методология науки» для обмена опытом.

Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование следующих общекультурных компетенций:

Таблица 1

Номер/индекс компетенций Содержание компетенции или ее части В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
ООК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу методы абстрактного мышления, анализа и синтеза анализировать и синтезировать процессы и явления   навыками к анализу и синтезу в научном исследовании
ООК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения принципы, составляющие этос науки; социальные функции науки давать адекватную социальную и этическую оценку научной деятельности навыками этической и социальной экспертизы научной деятельности
ООК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала о специфике субъекта научной деятельности осуществлять самооценку своего профессионального научного потенциала способами и методами профессиональной самооценки

Также в результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

-о месте науки в духовной культуре; об отношениях науки с философией, искусством, религией;

-о сущности науки и ее функциях;

-о структуре научной деятельности

-об актуальных проблемах современной науки;

-об этических проблемах науки;

-о системе методов научного исследования;

Уметь:

-отличать настоящую науку от лженауки, искусства, религии;

-ориентироваться в научной литературе;

-составлять программу и план научного исследования;

Владеть:

-культурой научного мышления;

-навыками научно-исследовательской деятельности;

-навыками поиска и изучения источников, необходимых для изучения дисциплины и, в дальнейшем, для самостоятельной научной работы.

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся – это работа, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но, как правило, по его заданию и при его методическом и научном руководстве.

Самостоятельная работа обучающихся выполняет такие функции:

-развивающая (повышение культуры интеллектуальной деятельности, приобщение к творчеству);

-воспитательная (формирование самостоятельности и ответственности как качеств личности);

-исследовательская (формирование навыков поисковой работы);

-информационно-обучающая (самостоятельное получение дополнительных новых знаний)

Цели самостоятельной работы обучающихся:

-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний, практических умений и навыков;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умения использовать источники (научные тексты, учебники, учебные пособия, словари) как в бумажном варианте, так и в электронном;

-развитие познавательных способностей, творческой активности, самостоятельности, ответственности и организованности;

-развитие критичности, самостоятельности мышления, способности к саморазвитию

В учебном процессе используются два вида СРО: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная СРО выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная СРО выполняется обучающимися по заданиям преподавателя или по собственной инициативе без непосредственного участия преподавателя.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

Индивидуальное или коллективное выполнение домашних заданий:

-работа с учебником, учебным пособием (чтение, конспектирование);

-работа с конспектом лекции (чтение, доработка, запоминание);

-изучение рекомендованных преподавателем научных текстов («первоисточников»), их конспектирование, аннотирование, реферирование, рецензирование;

-выполнение контрольных работ (как правило, для заочников);

-работа со словарями (поиск необходимых понятий и терминов);

-составление плана и тезисов ответов на семинарском занятии;

-составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

-выполнение тестовых заданий;

-решение задач (в частности, при изучении темы «Логика науки. Формы научного мышления»);

-написание эссе, тезисов, рефератов;

-подготовка докладов;

-составление глоссариев, кроссвордов по темам изучаемой дисциплины;

-работа с интернет - ресурсами (поиск необходимых источников (статей, монографий, словарей, аудио- и видеоматериалов);

- подготовка т.н. «презентаций»;

-подготовка к экзамену.

Понятия о некоторых видах самостоятельной работы

Эссе – литературное (в данном случае философско-публицистическое) произведение небольшого объема , свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. Эссе может быть видом как внеаудиторной, так и аудиторной самостоятельной работы.

Доклад – публичное, устное сообщение на заданную тему; доклад может быть подготовлен обучающимся в письменном виде, но чтение его, если и не запрещается, то значительно снижает оценку выступления.

Реферат – письменная работа, в которой содержится информация по заданной теме, собранная из одного или нескольких источников . Реферат должен иметь титульный лист, введение, основную часть, которая, в свою очередь, может быть разделена на параграфы, заключение и список использованных источников. Содержание реферата может быть изложено устно на семинарском занятии в форме доклада.

Презентация – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо. Цель презентации – донести до аудитории информацию по теме в привлекательной форме. Разработка материалов презентации – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядного информационного пособия, выполненного с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Материалы- презентации готовятся обучающимися в виде слайдов с использованием программы Mikrosoft PowerPoint. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео и звукового ряда, объединенных в единую систему.

Задания для самостоятельной работы (по всем темам)

1.Прочитать конспект лекции, предшествующей семинарскому занятию (если совпадает их тематика), выделить главное, наиболее существенные идеи и понятия.

2.Найти в рекомендованных и самостоятельно найденных учебниках раздел (главу, параграф), соответствующий теме предстоящего занятия, прочитать, выделить главное. Сравнить с материалом лекции. Если содержание учебника не совпадает с содержанием лекции, подумать, какие суждения о предмете изучения более приемлемы, продумать аргументацию. Подготовить вопрос преподавателю по поводу различия точек зрения.

3.Найти в доступных словарях, энциклопедиях (в том числе в интернете) определения основных понятий темы, записать их в своих рабочих тетрадях.

4.Найти в библиотеке или скачать в интернете рекомендованные преподавателем научные, философские работы, посвященные проблемам философии и методологии науки, прочитать, законспектировать материал, относящийся к изучаемой теме, если обнаружены спорные идеи, обсудить их на семинаре.

Содержание практических занятий

Тема 1. Философия и методология науки: предмет, содержание и функции

Цель занятия: Выявить специфику философского подхода к изучению науки; показать науку через призму онтологии, гносеологии, философской антропологии, этики, логики, социальной философии. Обосновать необходимость изучения дисциплины для развития общенаучной профессиональной культуры.

Философия науки является одной из философских дисциплин. Ее специфика и функции обусловлены спецификой философии как теоретически (рационально) оформленного мировоззрения и как общей методологии познания и деятельности. Имея своим предметом науку, философия рассматривает ее через призму основных своих аспектов. В онтологическом аспекте речь идет о том, какую реальность изучает наука вообще и отдельные науки в частности. Выявляется специфика объектов естествознания, социальных и гуманитарных наук, технических наук. Антропологическая проблематика выражается в рассмотрении человека как субъекта и объекта научной деятельности. Гносеологические аспекты включают в себя вопросы об уровнях и методах познания, о специфике научной истины, о заблуждениях в науке и т.п. Этика науки содержит вопросы о научном этосе как своде принципов, которым руководствуется научное сообщество, о нормах профессиональной морали, которых должны придерживаться ученые, об ответственности ученых перед обществом и общества перед учеными. Социальная философия рассматривает науку как общественный институт с системой организаций и сообществ, деятельность которых регулируется формальными требованиями. Институализирована не только сама научная деятельность, но и подготовка научных кадров, трансляция научных знаний, оценка квалификации ученых и их вклада в развитие науки. Изучение философии науки должно способствовать развитию мировоззренческой и методологической культуры у начинающих молодых ученых.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.В чем специфика онтологических аспектов в изучении науки?

2.Каковы гносеологические аспекты изучения науки?

3.В чем заключается философско-антропологический подход к изучению науки?

4.Что является предметом философии науки?

5.Философия науки – это философская дисциплина или философское течение?

6. Кому и зачем нужно изучать философию науки?

Задания для самостоятельной работы

Темы докладов:

1. Проблемы онтологии науки

2. Роль изучения философии науки в формировании мировоззренческой культуры молодых ученых

3. Роль изучения философии науки в формировании методологической культуры молодых ученых

4. Проблема отношения между философией и методологией науки

Темы рефератов:

1.Философия науки как философская дисциплина, ее связь с другими разделами философии

2. История философии науки

3.О.Конт и концепция «позитивной науки»

4.Позитивизм XX века в истории философии науки

Тема 2. Определения науки. Наука и обыденное знание. Наука и лженаука. Функции науки

Цель: Раскрыть содержание понятия о науке как высшем уровне познания и системе знаний. Выявить критерии научности. Сопоставить науку с обыденными представлениями, рассмотреть феномен лженауки.

Науку рассматривают как систему знаний об объективной реальности и как социально организованную деятельность по получению этих знаний и внедрению их в жизнь. Наука есть познание сущностей, скрытых за явлениями; это деятельность, направленная на открытие реально существующих, но доселе неизвестных объектов, их существенных свойств и отношений (связей), законов их бытия. На основе этих открытий учеными делаются изобретения, за внедрение которых в практику ученые тоже несут ответственность. Критериями научности и, соответственно, идеалами науки считают объективность, истинность, системность, обоснованность, логическую и семантическую строгость, количественную точность, проверяемость, рациональность, глубину проникновения в сущность вещей. Эти признаки науки позволяют отличать ее от других способов духовного освоения действительности, в частности, от обыденных знаний. Также следует отличать науку от лженауки, которая может иметь некоторые внешние признаки науки (специфическую терминологию, системность, особый понятийный аппарат), но настоящая наука не заявляет категорически о существовании объектов, свойств и связей, если это существование невозможно (сверхъестественно) или оно сомнительно, не доказано. Наука, производящая знания, способствует прогрессу в общественном сознании, решению экономических, политических, социальных задач. Наука дает возможность прогнозировать будущее.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.Что такое наука?

2. Каковы критерии научности знаний? Охарактеризуйте их.

3.Чем научные знания отличаются от обыденных?

4.Каковы функции науки?

5.Наука всемогуща?

6.Что такое лженаука? Приведите примеры лженаучных учений и изобретений.

7.Назовите характерные признаки лжеученых

Задания для самостоятельной работы

Темы докладов:

1. Наука как система знаний

2. Наука как деятельность

3. Проблема научной истины

4. Астрология –лженаука

5. Лженаучные изобретения

6. Был ли Т.Д.Лысенко лжеученым?

Темы рефератов:

1.Наука, ее сущность и функции

2. Феномен лженауки

3.Уровни познания

Темы для эссе:

1.Может ли наука решить все проблемы человека?

2.Почему появляются лжеученые?

Задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами:

1. Найти в интернете и прослушать лекцию д.ф.н., профессора, академика РАН В.С.Степина «Специфика научного знания»

2. Найти в интернете и просмотреть видеофильм «Осторожно, лженаука» (часть 1 и 2)(комиссия РАН по борьбе с лженаукой).

Критерии оценки обучающихся

На семинарском занятии студент может заработать от 1 до 6 баллов в соответствии со следующими требованиями. Студент должен:

1) давать развернутый, обоснованный ответ на поставленный преподавателем вопрос;

2) сопоставлять разные подходы, точки зрения по обсуждаемому вопросу;

3) иметь собственный взгляд по обсуждаемой проблеме, уметь отстаивать свою точку зрения;

4) демонстрировать знание первоисточников, цитировать высказывания специалистов;

5) уметь приводить примеры, подтверждающие свою точку зрения;

6) знать позицию преподавателя, изложенную им на лекции; иметь конспект лекции по соответствующей теме.

Оценка результатов освоения учебной дисциплины

Таблица 3

1-ый срок предоставления результатов текущего контроля 2-ой срок предоставления результатов текущего контроля 3-ий срок предоставления результатов текущего контроля Итого
0-30 0-30 0-40 0-100

Таблица 4

Виды контрольных мероприятий Баллы
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза первую текущую аттестацию
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза вторую текущую аттестацию
Работа на семинарах
Выполнение творческих заданий
Написание контрольной работы
ИТОГОза третью текущую аттестацию
ИТОГО

Вопросы к экзамену

1.Философия науки, ее предмет и функции

2.Определения науки. Виды научной деятельности

3.Функции науки

4. Критерии научности

5Наука и обыденные знания

6.Лженаука, ее признаки и причины существования

7Наука и философия

8.Наука и религия

9.Наука и искусство

10.Классификация наук

11.Естественные науки, их специфика и виды.

12.Технические науки, их специфика

13 Социальные и гуманитарные науки, их особенности

14.Закономерное и случайное в научной деятельности

15.Открытие и изобретение, их связь

16.Дифференциация и интеграция наук

17.Структура научной деятельности (общая характеристика)

18. Ученый как субъект научной деятельности. Типы ученых

19. Объект и предмет науки

20.Научная проблема

21. Гипотеза. Требования, предъявляемые к гипотезам. Виды гипотез

22. Теория, ее структура и функции

23. Законы науки. Виды законов. Объективность, абсолютность и относительность законов науки

24.Понятие как форма научного знания. Способы образования научных понятий

25. Дедукция, ее роль в научном познании

26. Индукция. Научная индукция. Роль индукции в научном познании

27.Научная классификация как вид деления. Значение научной классификации

28.Аналогия, ее роль в научной деятельности

29.Понятие о методе. Значение метода. Классификация методов в науке

30.Философские методы в научном познании

31.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их связь

32. Наблюдение и эксперимент в научном познании

33. Моделирование как метод научного исследования

34.Теоретические методы научного познания

35.Наука как социальный институт. Организационные формы науки

36.Этические принципы научной деятельности

37.Виды этических проблем в науке

38.Научные революции

39. Развитие науки: внутренние и внешние факторы

40.Концепции развития науки

Список литературы

Основная

1.История и философия науки: (философия науки); учеб. Пособие/ред. Ю.В. Крянев, Л.Е.Моторина.-3-е изд.,перераб. и доп.- М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2014.-414 с.

2. Лебедев С.А. История и философия науки: учеб.-метод. пособие.-М.: МГУ, 2014.-318 с.

3.Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник /М.С.Мокий, А.Л.Никифоров, В.С.Мокий.-М.: ЮРАЙТ, 2014.-258 с.

5.Овчаров А.О. Методология научного исследовния: учебник /А.О.Овчаров, Т.Н. Овчарова.-М.:ИНФРА-М,2014.-304 с.

Дополнительная

1.Ракитов А.И. Классификация наук как философская проблема /А.Ракитов, А.Э.Анисимова// Философские науки,-2014.-№ 7.-С.30-40.

2.Розов М.А. Философия науки в новом видении.-М.: Новый хронограф, 2012.-438 с.

3. Степин В.С. Наука и философия // Свободная мысль.-2010.-№ 8.-С.58-75.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В.Ушаков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008.- 592 с.

Учебное издание

Философия и методология науки

Методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения

Составитель

В.М. Герасимов,

Наши рекомендации