Общая характеристика письма.
Культура письменной речи
А) закономерности восприятия текста
Б) логика построения текста
- логика отношения понятий
- логические законы
- понятие доказательства
Умения в письменной речи.
1) Письмо и чтение объединяются как две стороны формы письменной речи, адресанта и адресата.
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности в процессе построения текста с помощью графических символов.
Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устной, отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературных речевых оборотов.
Задача участников письменноречевой коммуникации – добиться аденкватности выражения-восприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания. Автор письменного текста чаще всего нацелен на передачу своих мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязан реагировать немедленно и не всегда известен автору. Взаимопонимание между пишущим и читающим устанавливается в результате того, что они ориентированы на общие сферы общения, общий язык коммуникации, например, деловое, учебное, профессиональное общение.
Специфические условия протекания формируют такие качества письменной речи как
- отсутствие непосредственного реципиента (адресата) и промежуточной обратной связи с ним, отсюда логичность, избыточность,
- невозможность автору интонировать свою речь, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирать более адекватные языковые средства,
- отсутствие ограничений во времени, в результате более качественная шлифовка формы речи,
- отсутствие возможности использования невербальных средств общения, отсюда развернутость конструкция,
- письменная форма речи обусловливает тяготение к литературным, книжнописьменным стилям (научному, официально-деловому, публицистическому, художественному).
Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи – развитие умений фиксировать устную (собственную и чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использование в коммуникативных актах.
2) Культура письменной речи заключается в установке автора видеть текст с позиции читателя. При этом важно знать, что процесс восприятия осуществляется в два этапа:
1) первоначальное восприятие текста (первочтение, последовательное восприятие знаков), оно протекает обычно непроизвольно , слова объединяются в сознании читателя сами собой.
2) окончательное восприятие текста (смысловое, понимание всего высказывания в целом) возникает на основе размышления читателя и выбора, если это необходимо, наиболее правдоподобного варианта.
Например, Оба купца поселились в особняках разорившихся дворян, доставленных из Европы в разобранном виде. Возникновение ошибочной смысловой связи является речевой ошибкой.
В письменном высказывании смысл, воспринимаемый читателем при первочтении, должен совпадать с окончательным восприятием, плавно в него перетекать, чтобы не возникало необходимости возвращаться к уже прочитанному из-за возникшей двусмысленности.
Например, У постели больной Образцов остановился. (Образцов остановился у постели больной. Или Больной Образцов остановился у постели.).
А) Современные методы экспериментальной психологии позволяют проанализировать процесс первоначального восприятия текста конкретным читателем и выявить правила конструирования текста.
1) Например, Художник изобразил, как Петр 1 ведет свое войско в бой, придерживаясь… (манеры Сурикова)
Большинство испытуемых: левого фланга, правого фланга, за уздечку, правил военной татакики, новой стратегии, правил ведения атаки.
Испытуемые относят слово «придерживаясь» к слову «ведет», а не к слову «изобразил».
1 закономерность смыслового объединения слов при первочтении: каждое слово объединяется по смыслу и грамматически с ближайшим, даже если пишущий связывал его с более отдаленным.
Правило: если читающий первоначально связывает каждое слово в предложении с ближайшим, то пишущий не должен допускать, чтобы между словом Х1-смысловым и словом Х2-которое к нему относится вклинивалось промежуточное слово, с которым Х2 может быть связано грамматически. (например, Слышится шум потока, образованного снегом, который …протекает по ущелью. Составлен акт о списании малоценного инвентаря с прооаба Антонова, пришедшего в негодность).
2) Например, Кислород выделяет перекись водорода. Какое слов в предложении является подлежащим? (перекись). Однако то, что в русском языке формы неодушевленных существительных в И.п и В.п. совпадают делает предложение непонятным.
Отсюда вторая закономерность: омоформа И.п. = В.п., стоящая в начале предложения, первоначально воспринимается как И.п., то есть подлежащее.
Правило: при наличие в предложении омоформы И.п. = В.п. И.п. ставить в начало.
3) Отсутствие в письменном тексте интонации должно компенсироваться правильным построением фраз с учетом интонационного чтения. Интонированию способствуют знаки препинания, от них зависит постановка логического ударения.
Например, на вопрос Ты сегодня придешь? В устной речи мы можем получить разные ответы (Нет, мой брат, Нет, завтра) а письменной это не так, надо переформулировать вопрос (Ты придешь сегодня? Сегодня придешь ты?). Я дал книгу ему, ..а не ты.
Закон 3: Слово, стоящее перед точкой или запятой, первоначально воспринимается как логически ударное.
Б) Необходимое качество письменного текста логичность. Логичность – это такое качество правильной речи, которое требует от высказывания соответствия законам логики (принципы мышления).
Логику кратко определяют как науку о формах и законах правильного мышления. Какие же существуют формы мышления?
Выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Например: «апельсин», «фрукт», «трапеция», «белизна», «река Нил», «ураганный ветер», «студент медицинского института» - это понятия.
Из понятий можно построить суждения: «Апельсин является фруктом», «Река Нил находится в Европе», «Мне нравится ураганный ветер».
Из одного или более суждений по определенным правилам можно получить новые суждения, построив умозаключения.
Логика отношения понятий
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.
Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.
Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.
Необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях они могут меняться местами.
Например, существенными признаками понятия «апельсин» будут: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный и другие. Можно ли по этим признакам отличить апельсин от не апельсина? По этим признакам легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина: большой мандарин можно спутать с маленьким апельсином. Поэтому для точной идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.
Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».
Содержание понятия «ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя» и «посещать школу». Содержание понятия «хороший ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя», «посещать школу», «получать хорошие отметки», «исполнительность», «обязательность», «воспитанность». Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Отметим, что разные люди по-разному представляют себе хорошего ученика, поэтому для каждого человека может быть свой набор существенных признаков.
Объем понятия - это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Например, объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др. Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.
Автомобиль - транспортное средство, имеющее двигатель, кузов, колеса и устройство управления. Это содержание понятия, а его объемом являются все существующие в мире автомобили.
Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.
Виды понятий
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др.). Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», « человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.). По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий. Конкретные и абстрактные понятия Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия «школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др. Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», « честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», « сходство» и др.). Относительные и безотносительные понятия Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» - «родители», «ученик» - «учитель», « начальник» - «подчиненный», «северный полюс магнита» - « южный полюс магнита»). Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»). Положительные и отрицательные понятия Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д. Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. Если частица «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», « безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, называются положительными. В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого - «неряха», «беспечность»). В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями. Собирательные и несобирательные понятия Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования»). Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка», «растение»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным. В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые». В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие « яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности. Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие «невнимательность» - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом: «коллекция» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; «нерешительность» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное; «поэма» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное. | ||||||
Отношения между понятиями Понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые(объемы которых не совпадают ни в одном элементе). Геометрически наглядная иллюстрация объемов понятий и отношений между ними была предложена крупным математиком, физиком и астрономом Леонардом Эйлером (1707-1781) и носит название «кругов Эйлера». Если имеются два каких-либо понятия X и Y, то объем этих понятий можно представить в виде кругов, а возможные отношения между этими объемами - в виде соответствующих пар кругов (см. презентацию). Совместимые понятия:
Несовместимые понятия:
| ||||||
Деление понятий Аргентинский писатель Х.Л. Борхес приводит отрывок из «некоей китайской энциклопедии». В нем дается классификация животных и говорится, что они «подразделяются на: а) принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) заключенных в настоящую классификацию; и) буйствующих как в безумии; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) прочих; н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущихся мухами». Чем поражает эта классификация? Почему с самого начала становится очевидным, что подобным образом нельзя рассуждать ни о животных, ни о чем-либо ином? Дело, разумеется, не в отдельных рубриках, какими бы необычными они ни казались. Каждая из них имеет вполне определенное конкретное содержание. В числе животных упоминаются, правда, фантастические существа — сказочные животные и сирены, но это делается, пожалуй, с целью отличить реально существующих животных от существующих только в воображении. К животным относятся и нарисованные, но мы и в самом деле обычно называем их животными. Невозможными являются не отдельные указанные разновидности животных, а как раз соединение их в одну группу, перечисление их друг за другом, так что рядом встают живые и умершие животные, буйствующие и нарисованные, фантастические и прирученные, классифицируемые и только что разбившие кувшин. Сразу возникает чувство, что нет такой единой плоскости, на которой удалось бы разместить все эти группы, нет общего, однородного пространства, в котором могли бы встретиться все перечисленные животные. Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой. Но классификация животных из «энциклопедии» не только не намечает определенной системы, но, напротив, разрушает даже те представления о гранях между группами животных, которые у нас есть. В сущности, эта классификация нарушает все те требования, которые предъявляются к разделению какого-то множества объектов на составляющие его группы. Вместо системы она вносит несогласованность и беспорядок. Что же такое классификация? Вопрос этот важен, так как классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости. Но прежде чем ответить на вопрос, рассмотрим несколько других понятий. Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются элементами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Основание деления — это отдельный признак или совокупность признаков, вариации которых позволяют провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии. В каждом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и элементы деления. Например, треугольники можно разделить на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Основанием деления служит характер углов треугольника. К операции деления приходится прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Производя деление понятия, мы даем обзор того круга предметов, который отображен в нем. Если у нас есть, скажем, определение понятия «линза», мы знаем наиболее важные признаки линз. Но при этом у нас нет точного представления о видах линз. Только разделив линзы на выпуклые, двояковыпуклые, вогнутые, двояковогнутые и т.д., мы получим знание не только о том, что такое линза, но и о том, какими бывают линзы. Важно уметь, таким образом, не только определять содержание понятия, но и прослеживать те группы, из которых слагается класс предметов, обозначаемых понятием. Отличие деления понятия от членения объектов на части Логическое деление, случается, смешивают с другой операцией, которая тоже иногда именуется «делением», — с расчленением некоторого предмета на составные части. Мы говорим, что все деревья делятся на хвойные и лиственные. Это логическое деление. Но мы можем также сказать, что дерево делится на крону, ствол и корни. Это уже не деление понятия «дерево», а расчленение самого дерева на его части. Различие здесь важное и вместе с тем простое. О каждой из частей логического деления можно высказать все то, что говорится в содержании делимого понятия. И хвойные деревья и лиственные — это деревья. И в отношении первых и в отношении вторых справедливо все то, что верно для деревьев вообще. Но части, получающиеся в результате расчленения дерева, вовсе не являются деревьями. О кроне, стволе или корнях нельзя сказать: «Это — дерево», общую характеристику деревьев нельзя распространить на части отдельного дерева. Короли делятся на наследственных и выборных. И о наследственном, и о выборном короле можно сказать: «Это король». Но когда, как случалось, королю отрубали голову, ни одну из образовавшихся частей нельзя уже было назвать королем. Это различие между логическим делением и расчленением так обыгрывает польский юморист С. Лец в своих «Непричесанных мыслях»: «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: «А я делю их на головы и туловища!» Требования к делению Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, очень важны. Обычно формулируют четыре таких правила. Во-первых, деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками. Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем — по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви — на мужскую, женскую и резиновую; веществ — на жидкие; твердые, газообразные и металлы и т.п. Во-вторых, деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления. Ошибочными, неисчерпывающими будут, в частности, деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения уровня образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования); деление предложений на повествовательные и побудительные (пропущены вопросительные предложения). Неправильными являются и деления с лишними элементами. Скажем, деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления. В-третьих, элементы деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий. Нельзя, к примеру, разбивать все целые числа на такие классы: числа, кратные двум; кратные трем; числа, кратные пяти, и т.д. Эти классы пересекаются, и допустим, число 10 попадает и в первый и в третий классы, а число 6 — и в первый и во второй классы. Ошибочно и деление людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр; есть люди, которые ходят и в кино и в театр. И, наконец, в-четвертых, деление должно быть непрерывным. Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов. Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, женщин — на живущих в Северном полушарии и живущих в Южном полушарии. Но неверно делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилий перечислить все их виды, то это будет скачком в делении. Можно заметить, что из третьего правила вытекает первое. Так, деление обуви на мужскую, женскую и детскую нарушает не только первое правило, но и третье: члены деления не исключают друг друга. Деление королей на наследственных, выборных и трефовых не согласуется опять-таки как с первым, так и с третьим правилом. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д. Теперь, воспользовавшись правилами деления, можно конкретно ответить на вопрос, в чем дефекты той классификации животных, которую предлагает «Китайская энциклопедия». Ясно, что эта классификация вообще не придерживается никакого твердого основания, в ней нет даже намека на единство и неизменность основания в ходе деления. Каждая новая группа животных выделяется на основе собственных своеобразных признаков, безотносительно к тому, по каким признакам обособляются другие группы. Связь между группами оказывается почти полностью разрушенной, никакой координации и субординации между ними установить невозможно. Дихотомическое деление Говоря об основаниях делений, нужно обязательно упомянуть особый вид делений — дихотомию (буквально: разделение пополам). Дихотомическое деление опирается на крайний случай варьирования признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой — не имеющие его. В случае обычного деления люди могут подразделяться, к примеру, на мужчин и женщин, на детей и взрослых и т.п. При дихотомии множество людей разбивается на мужчин и «немужчин», детей и «недетей» и т.п. Дихотомическое деление имеет свои определенные преимущества, но, в общем-то, оно является слишком жестким. Оно отсекает одну половину делимого класса. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин и не проявляем особого интереса к другой. Тогда можно назвать всех тех людей, которые не являются мужчинами, просто «немужчинами», и на этом закончить о них разговор. Далеко не всегда, однако, такое отвлечение от одной из частей целесообразно. Отсюда ограниченность использования дихотомий. |
Логические законы
ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
Внешне самым простым из логических законов является закон тождества. «Всякое понятие или суждение должно быть тождественно самому себе».
Например: "Если дом высокий, то он высокий", "Если трава черная, то она черная" и т.п.
Иногда закон тождества неверно истолковывается как один из законов бытия, говорящий о его относительной устойчивости и определенности. Понятый так, он превращается в утверждение, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Такое понимание этого закона, конечно, ошибочно. Закон ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается той же, то она такой же и остается.
В процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, или одно понятие другим.
Например, поэт, написавший стихотворение «Бородино» - автор «Героя нашего времени» - Лермонтов
Отец: «Надеюсь, сынок, я не услышу, что ты снова разбил мячом окно соседей?»
Сын: «Я тоже на это надеюсь».
Например, в одной статье подвергается критике мнение Э.Данникена о том, что истуканов на о. Пасхи могли сделать только инопланетяне. При этом Э. Данникен приводит следующие аргументы: 1) такая работа не под силу 2000 человек, а именно таково население острова, 2) на острове нет деревьев, с помощью которых можно было бы перевезти каменные глыбы к побережью. Автор же критической статьи, высказывает такую мысль: Данникен утверждает, что истуканов нельзя было установить без современной техники – чем нарушает логику.
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания "Луна – спутник Земли" и "Луна не является спутником Земли". В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается.
Идея, выражаемая законом противоречия, проста: Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении (высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными).
Иногда закон противоречия формулируют следующим образом: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным.
Закон противоречия был открыт Аристотелем. Несколько раньше формулировка закона как принципа самого реального мира встречается у Платона: "Невозможно быть и не быть одним и тем же".
Высказывание и его отрицание должны говорить об одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Эти два высказывания должны совпадать во всем, кроме единственной черты: то, что утверждается в одном, отрицается в другом. Если это забывается, противоречия нет, поскольку нет утверждения и отрицания.
Нет противоречия, например, в утверждении "Осень настала и еще не настала", подразумевающем, что хотя по календарю уже осень, а тепло как летом. Его нет и в том, что, как говорит статистика, замужних женщин заметно больше, чем женатых мужчин: при переписи анкета заполняется со слов самого опрашиваемого.
В одном из рассказов М. Твена о возбужденных людях говорится, что каждый из них размахивал руками энергичнее, чем его сосед. Понятно, что это невозможно, поскольку внутренне противоречиво.
В начале века, когда автомобилей стало довольно много, в одном из английских графств было издано распоряжение, согласно которому если два автомобиля подъезжают одновременно к пересечению дорог под прямым углом, то каждый из них должен ждать, пока не проедет другой. Это распоряжение внутренне противоречиво, и потому невыполнимо.
Но даже такие простенькие противоречия иногда не различаются.
Один тулузский врач, желая позабавиться, поместил в местной газете объявление: "В связи с выездом за границу продаю редкую историческую реликвию: череп Вольтера-ребенка". В течение недели он получил едва ли не сто запросов о цене.
Примером нарушения этого закона является следующий отрывок из студенческой работы: Как известно, у Гитлера не было талантов. Какие же таланты были у Гитлера?
ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
Закон исключенного третьего, как и закон противоречия, устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. Он утверждает: из двух противоречащих высказываний одно является истинным, а другое ложным, третьего не дано.
Например: "Аристотель умер в 322 г. до н.э. или он не умер в этом году", "Личинки мух имеют голову или не имеют ее" и т.п. Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом высказывании, или так, как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет.
Человек говорит прозой или не говорит прозой, кто-то рыдает' или не рыдает, собака выполняет команду или не выполняет ее и т.п. – других вариантов не существует.
Этот закон с иронией обыгрывается в художественной литературе. Причина иронии понятна: сказать "Нечто есть или его нет", значит, ровным счетом ничего не сказать, и смешно, если кто-то этого не знает.
В "Мещанине во дворянстве" Ж.-Б.Мольера есть такой диалог:
Г-н Журден. ...А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне хотелось бы, чтобы вы помогли написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.
Учитель философии. Конечно, вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Пример ошибки, Все сдали экзамен, не сдал только Юра Задорнов.
4. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ