Понятие интуиции в философии
История изучения интуиции
Эмпирические исследования интуиции
Исследования интуиции в социальной сфере
Исследования социальной оценки
Интуиция как процесс и результат изучалась психологами в течение более века с чисто теоретической точки зрения. И в наши дни подавляющее большинство эмпирических работ, в которых используется понятие интуиции, нацелены, прежде всего, на изучение результатов принятия решений или вынесения оценок явлениям/фактам, но не на исследование самого интуитивного процесса.
Тем более ценными становятся работы, в которых именно этот процесс (акт интуиции) либо его стороны выбираются в качестве основного предмета исследования.
Так, еще более 50 лет назад возникает одно из направлений исследований такого рода, представители которого занимаются изучением «good judge of personality» (в приблизительном русском переводе - «хороших знатоков людей»). Их исследования сосредоточены на выявлении сущностных характеристик людей, которые стабильно выказывают особую точность в оценке других. По сути, эти исследования носят характер исследований социальной оценки.
Своей высшей точки эти исследования социальной оценки достигают в работе Нисбетта и Росса, в которой авторы раскрывают широкий спектр ситуаций, посвященных успехам или неудачам интуитивной социальной оценки.
Основная посылка Нисбетта и Росса заключается в том, что большинство людей действует обычно как ученые интуитивного типа: в каждом акте социального оценивания они выстраивают три этапа.
1. На первом этапе они используют структуры знания и оценивания, которые были ими получены с прошлым опытом, а также неформальные теории и индивидуальные ожидания и представления.
2. На втором этапе эти ожидания, знания и критерии оценки применяются к конкретной ситуации.
3. На третьем этапе вместо сложных логических задач несколько оценочных операций воплощаются в одном акте интуиции.
При этом оценка параметров ситуации, оценка релевантности, вероятности и того, что авторы называют «причинной силой» (causal efficacy), могут быть как точными, так и неточными.
Нисбетт и Росс в своей книге сопоставляют оценки, данные испытуемыми, которые действуют как интуитивные ученые, с оценками, данными учеными, которые используют эксплицитные методы. В целом, оценки интуитивных ученых оказываются менее точными, чем суждения профессиональных ученых. Как правило, этот недостаток точности (в социальной жизни) не имеет большого значения. Однако в тех или иных ситуациях этот недостаток может стать гибельным.
Помимо непосредственного влияния на оценку ситуации, такой прогноз имеет еще и опосредованное влияние – в различных социальных ситуациях люди впоследствии склонны действовать таким образом, чтобы события подтверждали оценки (заставляли прогнозы сбываться).
Исследуя интуитивные оценочные суждения, высказываемые людьми на протяжении разных периодов жизни, Нисбетт и Росс подробно проанализировали те основания, на которые опираются эти оценочные суждения. На основе анализа авторами были предложены методы, позволяющие людям делать более точные (квалифицированные) оценки в межличностных коммуникациях.
Согласно этим авторам, интуитивное поведение (реализация процессов интуиции) — это естественная человеческая склонность делать выводы на основе неполной информации.
Работам Нисбетта и Росса, однако, не хватает данных относительно индивидуальных различий; без этого авторы не могут прийти к выводу, являются ли некоторые люди постоянно успешнее других.
Заключение
Интуиция как процесс проявляется во множестве сфер человеческой деятельности. Этот процесс изучался первоначально философами, а затем и психологами, и сегодня понятие интуиции имеет много трактовок.
Ряд первоначальных трактовок связывает интуицию с религиозным чувством, но в психологии этот феномен находит научное обоснование.
Во-первых, интуиция - это свойственная человеческому сознанию способность к ускоренному и внезапному переходу от предшествующих представлений к вытекающим из них. В основе новых представлений лежит или предшествующая историческая практика (научное интуитивное познание) или индивидуальный опыт (творчество, социальные оценки, индивидуальная реакция на ситуации, сопряженные с риском и потому требующие немедленных решений). Результат проявления интуиции, тем не менее, не обязательно должен являться безошибочным (исходя из неверных посылок, не получим верного результата).
Во-вторых, под интуицией должен пониматься и специфический способ взаимодействия двух начал в познании - чувственного и логического. В таком случае результаты действия интуиции могут выступать как знание определенного рода, именуемое «интуитивным знанием». В науке оно может использоваться с учетом последующей тщательной экспериментальной проверки.
Список литературы
1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.
ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio – пристально смотреть) – специфическая способность личности постигать истин...
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть и от позднелат. intuition – созерцание) – способ...
3. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.
ИНТУИЦИЯ (Intuition) - психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее;...
4. В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов.
ИНТУИЦИЯ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы "внезапн...
5. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - отыскание, часто практически моментальное, ре...
6. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)
ИНТУИЦИЯ способность быстро находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуа...
7. Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге.
ИНТУИЦИЯ Счастливое неожиданное открытие, которое происходит тогда, когда вы его совсем не ждете. ...
8. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
ИНТУИЦИЯ (лат. in-tuitus – взгляд, зрение, точка зрения, отношение) - 1. в психологии - малоизученный способ...
9. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
ИНТУИЦИЯ Словообразование. Происходит от лат. intueri - пристально, внимательно см...
10. К.Юнг. Словарь терминов.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций (см.). ...
11. Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов
ИНТУИЦИЯ — процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта...
12. Краткий словарь психологических терминов.
ИНТУИЦИЯ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задач...
13. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
ИНТУИЦИЯ – внутреннее видение, творческое озарение, внезапное откровение, способствующие постижению сути вещ...
14. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.
ИНТУИЦИЯ Познание действительности, основанное на ощущении очевидности, проявляющейся на базе ранее приобрет...
15. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
ИНТУИЦИЯ Способ понимания или знания, характеризующийся как прямой и непосредственный и возникающий без созн...
16. Прикладные аспекты современной психологии:термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio – пристально смотреть) – специфическая способность лич...
17. Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.
ИНТУИЦИЯ (intuition) Термин "И." применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, ...
18. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
ИНТУИЦИЯ - отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований...
19. Словарь по истории психологии, 2007 г.
ИНТУИЦИЯ - (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть), отыскание, часто практически моментальное, ...
20. Словарь по профориентации и психологической поддержке.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и усл...
21. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.
Ильенков Э. в своей статье «Об эстетической природе фантазии» (Вопросы эстетики. М., 1964, с. 69) .
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 188).
История изучения интуиции
Понятие интуиции в философии
Поскольку исторически среди гуманитарных наук психология появляется гораздо позже, чем философия, постольку рассмотрение эволюции понятия интуиции должно начинаться с истоков философии.
В античности, в частности в учении Платона, уже выделяется интуитивное начало в противовес логическому и чувственному. У эпикурейцев близок к понятию интуиции феномен непосредственного познания. Филон Александрийский и Плотин выделяют специальные термины для обозначения непосредственного мгновенного постижения (озарения).
Перевод этого греческого понятия на господствовавший в европейской культуре первых веков нашей эры латинский язык был сделан христианским философом Боэцием (V в.). Новый термин «intuitus» происходил от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом», «мгновенно постигать».
В XIII веке труды Боэция были переведены немецким монахом Вильгельмом из Мёрбеке, Термин «интуиция» с этого времени становится частью западноевропейской философской терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio» на немецкий язык как «Anschauung» или «anschauende Erkenntnis» (интуитивное познание).
В этом смысле термин стал употребляться у немецкого философа Канта, а философы других европейских стран переводили слово Anschauung термином intuition (фр., англ.), intuizione (ит.), intuicion (исп.) или «интуиция» в русском языке.
Все эти термины передают смысл непосредственного постижения, некоего мгновенного «узрения», когда приводящий к открытию процесс, как правило, не осознается.
Спиноза понимал интуицию как процесс познания неэмпирической истины, например Бога.
В русской дореволюционной философии течение интуитивизма всегда было довольно сильным. Причины этого можно усмотреть в традиционных особенностях отечественной философии, которая всегда отличалась налетом полумистичности, полурелигиозности. Интуиция как познание истины вне логики приближает человека к Богу, а значит, - интуиция есть некий божественный дар. Эту тенденцию сближения интуиции и веры можно усмотреть во многих философских работах XVIII-XIX вв., особенно на рубеже XIX-XX вв.
Одним из самых ярких отечественных философов-интуитивистов является Семен Людвигович Франк. Интуиция, по Франку, есть не что иное, как кратковременное внезапное просветление, причем Франк различал два рода интуиции:
• созерцательную (знание-мысль),
• живую (знание-жизнь).
Такое разделение близко к разделению на чувственное и логическое начала, особенно же оно сближает философию России в этом смысле с лучшими образцами классической философии античности.
Отечественный философ Николай Онуфриевич Лосский выделял несколько видов интуиции, в том числе интуицию мистическую, которой, по его утверждению, одарены святые. Другие виды интуиции – чувственная и интеллектуальная – также, по Лосскому, даны человеку для того, чтобы познавать истину и делать безошибочные выводы.
Интуитивизм Лосского - это учение о том, что познанный объект, даже являющийся частью внешнего мира, непосредственно включается сознанием познающего субъекта в личность, а поэтому должен пониматься как существующий независимо от акта познания субъекта.
После Октябрьской революции 1917 года учение интуитивизма было изгнано из отечественной философии, поскольку с точки зрения марксизма было идеалистическим и ненаучным.
За рубежом исследования интуиции в философском русле не прекращались. В частности, религиозную трактовку интуиции развивали философы-неотомисты Ж. Маритен и Э. Жильсон.
В XX веке Олпорт, Т. Бастик и М. Деннис рассматривали интуицию как полное понимание или постижение за пределами рассудка, вне логических выводов.
Исследователи Нисбетт и Росс трактуют интуицию как выводы, получаемые на основе частичной/неясной информации. Той же точки зрения придерживается в своих исследованиях и Весткотт.
Как видим, историко-философский анализ феномена интуиции свидетельствует о том, что под этим феноменом понимается, прежде всего, специфический способ познания, который отличается и от чувственного, и от логического. Определением того места, которое занимает интуиция в человеческой культуре, занимается такая отрасль философских наук, как гносеология.
С точки зрения гносеологии, интуиция проявляет себя следующим образом:
• позволяет задавать вектор новых научных исследований,
• стимулирует выбор методов и приемов исследований,
• способствует формированию наглядных мысленных моделей объектов,
• позволяет истолковывать эмпирические данные и конструировать фундаментальные теоретические понятия.
Имеются также работы, которые, не будучи посвящены специально разработке проблемы интуиции, выявляют, тем не менее, важные моменты в природе этого явления. Так, на основе конкретного эмпирического материала сформулированы конструктивные определения, показывающие интуицию как специфический процесс. Они отражают следующие ее особенности:
• способность формирования наглядных представлений об объектах, не воспринимаемых непосредственным наблюдением (Луи де Бройль, В.П. Бранский);
• «перескакивание» этапов логического рассуждения, которое представляет собой специфический метод познания, дающий иллюзию прямого непосредственного усмотрения вывода (И. Б. Михайлова);
• особенная проницательность, благодаря которой человек становится способен и поставить проблему, и предсказать результат исследования (С. И. Вавилов);
• специфическое сочетание чувственного и рационального начал в человеческом познании (П. В. Копнин).