Миф и религия как исторические типы мировоззрения.

Вторая исторически возникшая форма мировоззрения — мифологическая. Это совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией легенд и сказаний, которые описывают явления природы и общества в фантастической, художественно образной форме. Существовали мифы, имевшие религиозное содержание, и мифы, не носившие ярко выраженного религиозного характера. В них человек пытался объяснить те или иные события и явления: основание города или государства, происхождение своего народа, возникновение мира в целом или его частей —луны, солнца, гор и т. п. Мифологическую форму мировоззрения можно изучать по дошедшим до нас легендам, мифам, сказкам, героическому эпосу многих народов мира.

Третья форма мировоззрения, тесно переплетающаяся со второй, мифологической, — религиозная. Некоторые исследователи даже считают, что существует единое религиозно-мифологическое мировоззрение. Главной чертой всякой религии (и основанного на ней мировоззрения) является вера в сверхъестественное — в существование богов или в некие события, свойства вещей, нарушающие законы природы, «естества» (магия, вера в чудесные свойства амулетов и талисманов, в тотем, т. е. прародителя племени). Религия предполагает также возникновение культа и системы обрядов, которых в мифологическом

мировоззрении еще нет.

Предмет философии. Структура философского знания.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые

используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества. Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна

и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:

онтология– учение о бытии,

гносеология– учение о познании,

антропология – учение о человеке,

социальная философия– учение об обществе,

философия истории– учение об основных закономерностях развития истории,

аксиология– учение о ценностях,

этика– учение о морали,

эстетика– учение о красоте.

В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

Основные функции философии.

1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции– расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;

5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально- нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-началаХХ вв. и др.)

6. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества.

7. Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Наши рекомендации