Методические указания по составлению кроссворда по теме
Составляя кроссворд, обратите внимание на то, что он должен содержать понятия строго по соответствующей теме (не менее 20). Четко и конкретно сформулируйте вопросы по вертикали и горизонтали (возможно использование других, нестандартных форм составления головоломок, кроссвордов). Грамматически слова-ответы должны быть включены в кроссворд в начальной форме (в Именительном падеже). Задание и ответы на кроссворд (для проверки правильности решения кроссворда) должны быть оформлены на отдельных листах.
3. Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – особый жанр научных текстов (не более 1-2 страниц). Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Можно выделить некоторые общие признаки эссе, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, склонность к парадоксам, ориентация на разговорную речь и т. д.
Цель творческого эссе — уйти от формальных рамок. Эссе — это возможность подчеркнуть ваши главные достоинства, которые иначе могли бы остаться незамеченными. Эссе может наглядно продемонстрировать вашу целеустремленность и зрелость, ясность мышления и чувство юмора, профессионализм и навыки владения языком.
Стилистически и содержательно оно предполагает максимальную свободу авторского выражения. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Тем не менее текст академического эссе должен опираться на знание литературы и источников по теме. Предполагается, что автор эссе продемонстрирует не столько знание фактического материала, сколько самостоятельное осмысление проблемы, теоретический и методологический кругозор. Смысловой стержень эссе – некий вопрос, полемический тезис, аргументация спорности или верности которого и составляет содержание всего текста.
Как писать эссе
Первый шаг в написании эссе - это обнаружение и формулировка Вашей позиции в отношении заявленной в заголовке темы. Ваше согласие, сомнение или неприятие вынесенного в заголовок тезиса задаст структуру эссе.
Второй шаг будет связан с построением плана, с помощью которого вы наметите основные аргументы, обосновывающие принятую вами позицию.
После составления плана – третий шаг: написание эссе.
На что следует обратить внимание? Во-первых, позаботьтесь о ярком и компактном вступлении. Во-вторых, добивайтесь того, чтобы в содержание эссе не было ничего лишнего, что мешало бы раскрытию вашей главной идеи. В-третьих, логика и плавность изложения являются весьма важными критериями при проверке эссе. В-четвёртых, грамотное заключение должно объединять разные части эссе, перечислять главные идеи (не повторяя их слово в слово), показывать важность содержания для вас и придавать всему эссе законченный вид. Наконец, после написания эссе не забудьте проверить грамматику, пунктуацию и орфографию текста.
При написании эссе помните то, чего не следует делать:
1.Не давайте поверхностных ответов. Отнеситесь к эссе серьезно.
2. Оговоренный размер эссе не значит, что вы должны обязательно дотянуть до него. Если чувствуете, что уже сказали все, что хотели, остановитесь.
3.Не используйте слишком много цитат. Цитаты хороши к месту.
4.Не используйте в эссе резких и категоричных утверждений.
5. Не используйте в эссе телеграфный стиль — вы должны раскрыть тему.
6. Не используйте причудливых выражений и слов, но и не будьте примитивны.
Требования к оформлению эссе.
Общий объём текста не должен превышать 2-х машинописных страниц (шрифт -12, интервал -1,5). Заголовок – 14-ый шрифт, жирно. В конце текста – группа, фамилия и имя автора, дата сдачи, подпись.
4. Методические рекомендации по работе над конспектом научной статьи
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для работы над конспектом следует:
1) определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
2) в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
3) выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);
4) завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.
[1] Гомеомерия (др.-греч. homoioméreia от ὅμοιος, «подобный, схожий, равный» + μερίς, «часть, доля») — термин, введённый Аристотелем для обозначения понятия элементарного начала, мельчайшего элемента всякого качества (семени) в философии Анаксагора. Последний считал, что каждому телу соответствуют определённые семена, и их видов такое же безграничное множество, как и различных по качеству тел. Сам термин «гомеомерия» в дошедших до нас текстах Анаксагора не встречается (он говорит о «семенах» или «видах») и, вероятно, возник позднее. Представление о гомеомерии связано с идеей «всё во всём».
[2] Термин «idolum» первоначально (в греч.) означал «призрак», «тень умершего», «привидение». В греческой философии встречается у Демокрита и Платона. В средневековой церковной латыни означал «фигура божка», «идол». Ф. Бэкон возвращается к изначальному значению термина, имея в виду призрак, уводящий человеческое познание на ложный путь. Интересно, что и Р. Бэкон (XIII век) говорил о четырех препятствиях на пути познания: доверие недостаточному авторитету, привычка, приверженность общепринятым мнениям, боязнь признаться в собственном незнании.
[3] Ф. Бэкон имеет в виду тезис, обычно приписываемый софисту Протагору (см.: Платон. Гиппий больший).
[4] Образ-символ «пещера» заимствован у Платона (см.: Государство. Кн. 7, 514 в.).
[5] В тексте опущена нумерация афоризмов, принятая автором. – Ред.
[6] Вероятно, это высказывание Декарта полемически заострено против сентенции Монтеня: «Правильно делают, что ставят человеческому уму самые тесные пределы» (Монтень М. Опыты. Кн. I-II. М., 1979. С. 492)
[7] Определяя интуицию как несомненно понимание ума, несводимое к свидетельству чувств или к суждению воображения, Декарт тем самым проводил четкое различие между интеллектуальным познанием и познанием, приобретаемым благодаря чувствам и воображению. Примеры последовательного различения такого рода изредка встречались и в «школьной» философии (так, отделяя интеллектуальное познание субстанции от чувственного или квазичувственного познания ее акциденций, Франсиско Суарес писал: «Хотя мы признаем (что довольно спорно), что мыслительная способность иногда образует понятие единичной субстанции как таковой, тем не менее невероятно, что оно является первоначальным понятием, образованным в силу впечатления чувств или фантазии (Suares F. Mataphysicae disputationen. Disp. 38. Sect. 2. N 10. Т. 2. Моguntiае, 1600. Р. 348)).
[8] Если в качестве основных компонентов системы научного знания традиционно допускались интуитивно познаваемые умом первоначала (см., напр., Аристотель. Вторая аналитика II 19, 100 b 12; Никомахова этика VI 6,1141 а 7—8) и дедуктивно выводимые «отдаленные» следствия, то Декарт выделял наряду с ними особую сферу научных положений, постигаемых «то посредством интуиции, то посредством дедукции». Ведь, хотя Декарт неоднократно подчеркивал необходимость четкого различения интуиции и дедукции, в «Правилах» явно прослеживается тенденция к систематическому сближению интуитивного и дедуктивного, т.е. дискурсивного, познания.
[9] Названия теорем, данные Б.Спинозой, опущены. – Ред.
[10] Далее при подготовке доклада / мультимедийной презентации к практическому занятию следует ориентироваться на ниже указанные требования