Материя. Движение и пространство.
Понятия материального и идеального. категорию материи, ее определение и атрибуты, структурные уровни материи. понятие, виды и формы движения, понятия времени и пространства, философские концепции пространства и времени, Движение и развитие.
Основные законы и принципы диалектики.
Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.сущность диалектики как философского метода, исторические формы диалектики и ее альтернативы, основные принципы, категории и законы диалектики.
Раздел 4. Философия познания
Сознание и бытие
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.
сознание как сущностную характеристику человека, природу и факторы происхождения сознания, структуры и функции сознания, бессознательное, самосознание.
Познавательные способности человека
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное познание
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
Истина и заблуждение
Проблема истины. Концепции истины, диалектику субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины, критерии истины в научном познании.
Раздел 5. Философия человека
Человек и природа
Человек и природа. Природа как объективная реальность, живая и неживая природа, естественная и искусственная природа, биосфера и ноосфера, "господство над природой» и результаты ее реализации.
Человек и общество
Проблема антропосоциогенеза и роль труда в этом процессе, многомерность человеческой жизни. Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.
Человек и культура. Смысл жизни человека
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Раздел 6. Социальная философия
Общество и его сферы
Общество и его структура. Представления об обществе в истории философской мысли. Современные подходы к обществу. Гражданское общество и государство.
Общество и история
Понятие истории как действительности общественной жизни. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Наука и техника
Наука и техника. Понятие техники и ее философская трактовка. Происхождение и природа техники, основные проблемы философии техники. Проблема гуманизации техники в нач. XXI в.
Глобальные проблемы
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Образовательные технологии
В курсе используется
· традиционные образовательные технологии: лекции по ключевым проблемам курса, семинары;
· активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, мастер-классы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Оценка по курсу является накопительной при этом учитывается посещение лекций, работа на семинарских занятиях, анализ текста, контрольная работа и оценки за проверочные работы (тесты, понятийные диктанты, решение задач и т.д.). В конце курсапроводится экзамен.
К экзамену обучающиеся должны подготовить портфолио. Портфолио – это папка (портфель) личностных образовательных достижений студента по курсу «Философия». В портфолио входят лекционный материал, доклады студента; конспекты статей, анализ текстов, творческие задания, выполненные на практических занятиях, результаты деловых игр и тренингов, контрольная работа; результаты тестовых испытаний.
Самостоятельная работа студентов
Виды самостоятельной работы | Оценка |
1.Лекцияодин из ведущих видов обучения в вузе. На лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. · Конспекты лекций ведутся в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины, ключевые слова и основные моменты. · Перед лекцией необходимо повторить содержание предыдущей лекции и законспектировать необходимый материал по теме, если он указан в самостоятельной работе. · После изучения темы рекомендуется проработать материал по конспектам лекций, по учебной и научной литературе. | Посещение и работа на лекции |
1. Подготовка доклада к семинарскому занятию. · Доклад раскрывает теоретические вопросы семинарского занятия. · Анализируя рекомендованную литературу по теме, студент должен подготовить выступление на 7-10 минут. · Форму записей доклада студент выбирает самостоятельно (план, выписка, тезисы, аннотирование, конспектирование). · Перед конспектированием студент должен указать выходные данные научного источника. · Обсуждения доклада · После раскрытия теоретического вопроса следует решение практических задач. | Критерии оценки: 1. Четкость и логичность изложения материала 2. Качество обработки научной литературы 3. Ответы на вопросы во время дискуссии Грамотный анализ ситуаций и решение задач |
2. Решение тестов и проверочных заданий. Для закрепления материала применяются тесты и проверочные работы по каждой теме. Проверка решения тестов осуществляется аудиторно. | Критерии оценки: не менее 60 % верных ответов. |
Вопросы к экзамену
- Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Особенности античной философии.
- Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Античная атомистическая философия. Демокрит.
- Философское учение Аристотеля: общая характеристика.
- Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
- Рационализм Р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Основные идеи философии Просвещения XVIII в.
- Этическое учение И. Канта. («Критика практического разума»).
- Объективный идеализм Г. Гегеля.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Философия жизни Ф.Ницше.
- Позитивизм: этапы развития.
- Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Основные черты философии экзистенциализма.
- Проблемы человека и смысла жизни в европейской философии XX века.
- Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
- Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления - рассудок и разум.
- Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).
- Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
- Соотношение действительности и мышления.
- Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Понятие общества. Специфика социального познания.
- Социальная сфера жизни общества, ее структура.
- Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в зависимости от конкретной эпохи.
- Общество и глобальные проблемы XX века.
- Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре.