Античная философия общая характеристика
Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. В чем состоят достижения античной философии? Античность создала сам термин «философия» и сформулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпоху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тенденциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм. В античной философии выработана первая историческая форма диалектики, что позволило выразить логические переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности. За всю свою более чем тысячелетнюю историю античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Классические греки совершенно не обладали «чувством истории». Интерес к истории начинает появляться лишь в период разложения древнегреческой классики, в эллинизме, а подлинный интерес — лишь в эпоху христианского средневековья. Непреходящей заслугой античной философии является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как теории, разработка основных разделов философского знания, развитие системы понятий, а также постановка всех основных философских проблем.
Философские системы Платона и Аристотеля
Аристотель-выд. греч. Философ, автор произведений Физика, Механика, Органон, О душе и др. Философ применял теоретический, эмпирический и нормативный подходы к предмету исследования, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать философская мысль. 3 вида философии Аристотеля:
- Теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего
- Практическая –изучающая деятельность человека, устройство государства
- Поэтическая
Основные положения философии Аристотеля:
- мир один, это духовно- материальный, реально существующий мир
- вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. следует саму действительность, а не мир идей
- в центре познания должны быть сами вещи и процессы
-человек-часть государства, его личные интересы должны быть строго подчинены общественному благу.
Платон-основоположник идеалистической европейской философии, основатель Академии, автор произведений – апология Сократа, Парменид, Государство,Законы и др. Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.
Основные положения идеализма Платона:
-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование
- окружающий мир временен и изменчив и не существует как самостоятельная субстанция
- учение о триаде- все сущее состоит из 3 субстанций :единого, ума, души .Озабоченный проблемой лучшей жизни людей, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства- добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление