Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств
Этапы логопедической работы |
I этап – подготовительный Основная цель: развитие основы для формирования коммуникативных умений |
III этап – заключительный Основная цель: закрепление выработанных умений и навыков в условиях свободного общения |
II этап – основной Основная цель: формирование основных диалогических единиц |
Задачи первого этапа: 1. Нормализировать темпо-ритмическую сторону речи. 2. Нормализовать эмоциональную выразительность речи, правильное использование мимики и жестов. 3. Научить вступать в контакт и общаться в паре, в группе 4-5 человек. |
Задачи третьего этапа: 1. Совершенствование навыка межличностного общения. 2. Перенос моделей поведения в практику реального общения. |
Задачи второго этапа: 1. Развить внутреннее программирование высказывания на уровне: текста- повествования теста-описания. 2. Повысить уровень сформированности умения отвечать на вопросы. 3. Повысить уровень сформированности умения задавать вопросы. 4. Повысить уровень речевого этикета. |
Приложение №5
Таблица 1
Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. | Описание |
«Солнечный зайчик» Снятие напряжения мышц лица | Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! |
«Немое кино» Развитие мимики, жестов, эмоциональности | Дети в количестве два и более садятся в круг. Кто-нибудь, по желанию, рассказывает придуманную или реальную историю, не используя слов. При этом ребенок должен использовать мимику и жесты. "Просмотрев" композицию, дети пересказывают ее словами, кто как понял. |
«Что съел?» Развитие мимики | Детям показываются картинки с изображением продуктов питание. С помощью эмоций должны показать, чтобы они почувствовали, когда съели это. |
«Комплимент» Повышения уровня межличностного общения | Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. |
«Молекулы» Повышение уровня межличностного общения | Дети, танцуя под музыку, по команде ведущего должны вставать то в пары то в тройки, то снова расходится. |
« О чем спросить при встрече» Научить вступать в контакт | Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя. |
Таблица 2
Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. | Описание |
«Что там?» Развитие умения задавать вопросы | С помощью вопросов, без различных опор, необходимо догадаться, что находится в коробке. |
«Кто больше скажет слов?» Развитие речевого этикета | Проводится соревнования между группой детей 4-5 человек, кто больше назовет вариаций приветствия, прощания и т.д. |
«Дети учат незнайку» Развитие речевого этикета | Проводятся игровые ситуаций, например в кино, дети разыгрывают как нужно вести себя в кино. |
«Пресс-конференция» Развитие умения отвечать на вопросы И задавать вопросы | Ребенок, принимает роль «гостя», которому задают вопросы на различную тему, например «режим дня». |
«Вопрос - ответ» Развитие умения отвечать на вопросы | Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.). |
Таблица 3
Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. | Описание |
Сюжетно ролевые игры: «Скорая помощь», «Магазин», «Автосервис» и т.д. Развитие диалогической речи и межличностных отношений | Игры проходят в группе от 2-5 человек. Каждому ребенку дается роль. |
«Продолжи диалог» Развитие диалогической речи | Предлагается ситуация общения. Например, у твоего друга день рождения: «Поздравляю тебя с днем рождения…». |
Составление диалога по опорным картинкам Развитие диалогической речи | Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и составить диалог по ним. |
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Приложение № 6
Таблица 1
Показатель | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||||||||
Фонетико-фонематическая организация речи | |||||||||||
Сдвиг | |||||||||||
Уровень | Средний | Средний | |||||||||
Лексико-грамматическое оформление речи | |||||||||||
Сдвиг | +1 | ||||||||||
Уровень | Ниже среднего | Средний | |||||||||
Смысловая адекватность и возможность внутреннего программирования | |||||||||||
Сдвиг | + 1 | +2 | |||||||||
Уровень | Ниже среднего | Средний | |||||||||
Балльно-уровневая оценка языкового компонента | 19 баллов Уровень ниже среднего | 23 балла Средний уровень | |||||||||
Мышление | |||||||||||
Сдвиг | +1 | +1 | |||||||||
Уровень | Ниже среднего | Средний | |||||||||
Память | |||||||||||
Сдвиг | |||||||||||
Уровень | Ниже среднего | Ниже среднего | |||||||||
Внимание | |||||||||||
Сдвиг | +1 | ||||||||||
Уровень | Средний | Средний | |||||||||
Балльно-уровневая оценка когнитивного компонента | 19 баллов Уровень ниже среднего | 22 балла Средний уровень | |||||||||
Умение вступать в контакт | |||||||||||
Сдвиг | +3 | ||||||||||
Уровень | Низкий | Ниже среднего | |||||||||
Понимание эмоционального состояния людей | |||||||||||
Сдвиг | +2 | ||||||||||
Уровень | Низкий | Ниже среднего | |||||||||
Умение задавать вопросы | |||||||||||
Сдвиг | |||||||||||
Уровень | Ниже среднего | Ниже среднего | |||||||||
Использование речевого этикета | |||||||||||
Сдвиг | +3 | ||||||||||
Уровень | Низкий | Ниже среднего | |||||||||
Умение отвечать на вопросы | |||||||||||
Сдвиг | +1 | ||||||||||
Уровень | Низкий | Ниже среднего | |||||||||
Балльно-уровневая оценка коммуникативного компонента | 13 баллов Ниже среднего | 22 балла Средний уровень | |||||||||
Балльно- уровневая оценка диалогической речи | 51 балл Ниже среднего | 66 баллов Средний уровень | |||||||||