Аристотель: Добродетель как рациональное предпочтение середины
Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.
Как следует себя вести? Что такое добродетель? Не является ли она серединой, мерой, которую может избрать рассудительный человек, сознательно уклонившись от крайностей и избрав «золотую середину»? Именно с такой точки зрения подходит древнегреческий философ АРИСТОТЕЛЬ к проблемам этики:
«Итак, блага подразделяются на три вида: так называемые внешние, относящиеся к душе и относящиеся к телу, причем относящиеся к душе мы (все) называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу. …Таким образом, получается, что наше определение (высшего блага и счастья) правильно, по крайней мере, оно согласуется с тем воззрением, которое и древнее и философами разделяется.
По-видимому, все, что обычно видят в счастье, – все это присутствует в (данном нами) определении. Одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – известная мудрость, а иным – все это (вместе) или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия; есть (наконец) и такие, что включают (в понятие счастья) и внешнее благосостояние.
Наше определение, стало быть, согласно с (мнением) тех, кто определяет счастье как добродетель или как какую-то определенную добродетель, потому что добродетели как раз присуща деятельность сообразно добродетели. Поступки, сообразные добродетели, будут доставлять удовольствие сами по себе. Счастье, таким образом, – это высшее и самое прекрасное (благо), доставляющее величайшее удовольствие.
…Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. …Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А еще и потому [добродетель] означает обладание [серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и ее избирает.
Итак, мужество (andreia) – это обладание серединой между страхом (phobos) и отвагой (tharrhe); названия для тех, у кого избыток бесстрашия (aphobia), нет (как и вообще многое не имеет имени), а кто излишне отважен – смельчак (thrasys), и кто излишне страшится и недостаточно отважен – трус (deilos).
Итак, что касается правды (to alethes), то пусть, кто держится середины (ho mesos), называется, так сказать, правдивым (alethes), обладание серединой – правдивостью (alaheia), а извращения [истины] в сторону преувеличения – хвастовством (aladzoneia) и его носитель – хвастуном (aladzon), а в сторону умаления – притворством (eironeia) и [его носитель] – притворой (eiron).
Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. …Чувство собственного достоинства – середина между своенравием и подхалимством. …Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью. Итак, о том, что нравственная добродетель состоит в обладании серединой и в каком смысле, и что это обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке, и что добродетель такова из-за достижения середины как в страстях, так и в поступках, – обо всем этом сказано достаточно.
Вот почему трудное это дело быть добропорядочным, ведь найти середину в каждом отдельном случае – дело трудное, как и середину круга не всякий определит, а тот, кто знает, [как это делать]. Точно так и гневаться для всякого доступно, так же как и просто [раз]дать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради того и как следует, способен не всякий, и это не просто.
Совершенная же дружба бывает между людьми добродетельными и по добродетели друг другу подобными, ибо они одинаково желают друг для друга собственно блага постольку, поскольку добродетельны, а добродетельны они сами по себе. А те, кто желают друзьям блага ради них, друзья по преимуществу. Действительно, они относятся так друг к другу благодаря самим себе и не в силу посторонних обстоятельств, потому и дружба их остается постоянной, покуда они добродетельны, добродетель же – это нечто постоянное. И каждый из друзей добродетелен как безотносительно, так и в отношении к своему другу, ибо добродетельные как безотносительно добродетельны, так и друг для друга помощники. В соответствии с этим они доставляют удовольствие, ибо добродетельные доставляют его безотносительно, и друг другу, ведь каждому в удовольствие поступки, внутренне ему присущие и подобные этим, а у добродетельных и поступки одинаковые или похожие. Вполне понятно, что такая дружба постоянна, ведь в ней все, что должно быть у друзей, соединяется вместе. Действительно, всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия, [причем и то и другое] – или в безотносительном смысле, или для того, кто питает дружбу, т.е. благодаря известному сходству. А в совершенной дружбе имеется все, о чем было сказано, благодаря самим по себе [друзьям]; в ней ведь друзья подобны друг другу и остальное – благо и удовольствие в безотносительном смысле – присутствует в ней. Это главным образом и вызывает дружбу: так что «дружат» прежде всего такие люди, и дружба у них наилучшая.
Похоже, что такие дружбы редки, потому что и людей таких немного. А кроме того, нужны еще время и близкое знакомство, ибо, как говорит пословица, нельзя узнать друг друга, прежде чем съешь вместе [с другом] тот знаменитый «[пуд] соли», и поэтому людям, не признать друг друга и не быть друзьями, прежде чем каждый предстанет перед другим как достойный дружбы и доверия. А те, кто в отношениях между собою вдруг начинают вести себя дружески, желают быть друзьями, но не являются ими, разве что [взаимно] достойны дружеской приязни и знают об этом; действительно, хотя желание дружбы возникает быстро, дружба – нет».
Аристотель. Соч.М., 1983. Т.4
«Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим, а это трудное дело».
Аристотель. Этика. 1908. С.84-85
Вопросы
1. Какой принцип этики выражен в последнем рассуждении?
2. Что Аристотель понимает под добродетелью?
3. Что такое счастье по Аристотелю?
4. Какова связь понятий «благо» и «счастье», «добродетель» и «добро»?
5. Какова связь критерия добродетели с критерием свободы?
6. Какова система ценностей по Аристотелю?
7. Какой смысл вкладывает Аристотель в понятие дружба?
8. Нет ли противоречия в рассуждениях Аристотеля о том, «что добродетель есть сознательно избираемый склад [души]» и тем, что «добродетель – это нечто постоянное» и «совершенная дружба бывает между людьми добродетельными … поскольку … добродетельны они сами по себе»?