Марксизм или диалектический и исторический материализм.
Марксизм как идейно-политическое учение зародился в 40 –е годы X1X века
Его основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их учение целостно и рационально обосновано. В его рамках системно рассматриваются вопросы онтологии, гносеологии, антропологии, социальной и исторической философии.
В качестве идейных источников марксизма кроме философии немецких классиков, следует отметить учение социалистов-утопистов, политическую экономию А. Смита и Д. Риккардо, концепцию Дарвина и др.
Основной вопрос философии Маркс и Энгельс решают с материалистической позиции, они полагают, что материя первична и находится в непрерывном развитии. Поэтому их онтологическая концепция, изложенная в «Диалектике природы» и ряде других произведений, называется диалектическим материализмом. Мыслители полностью отрицают существование Бога и иных духовных первопричин. Единственная существующая субстанция – это материя, она вечна, неисчерпаема, неуничтожима, и никем не создана. Сознание представители марксизма назвали свойством высокоорганизованной материи, возникающим в результате ее эволюции. Соответственно, возможность самостоятельного существования сознания марксисты не признавали. Материя находится в непрерывном движении, которое подчинено законам диалектики.
В основу марксисткой антропологии легла теория эволюции Дарвина, согласно которой человек произошел от обезьяны в результате длительного развития. Однако, в качестве решающего фактора Ф. Энгельс, указывает не биологический, а социально-практический фактор – труд, благодаря которому и развивалось сознание. Биологические аспекты человеческого существования марксисты связывают с его природой, а сущность человека определяют как социально историческую, поскольку только благодаря социуму человек может стать человеком (личностью) в полном смысле этого слова. Любая социально-практическая человеческая деятельность направлена на преобразование окружающего мира – материальной действительности, в результате общественно-исторической практики изменяется и духовно-культурная сфера бытия человека. Отсюда и марксистский вывод о том, что бытие определяет сознание: «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает. Точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни…»[5].
Практика в марксизме – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека. Основными ее формами являются производство материальных благ и орудий труда, социальная деятельность и научные эксперименты.
Общественно историческая практика понималась марксистами и как решающий критерий истины. Поскольку процесс познания, как чувственного так и рационального, диалектичен, он представляет собой процесс перехода от одной истины к другой, то только в процессе практики может быть проверено подтверждено или опровергнуто то или иное знание.
Но трудовую жизнь человека в обществе Маркс связывал с проблемой экономического отчуждения – отчуждения труда. «Отчужденный труд человека, отчуждал от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни. Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме»[6].
Поэтому труд в капиталистическом обществе не может быть свободным и творческим, человек вынужден продавать его за небольшую плату. Подобная эксплуатация человека человеком, по мнению К. Маркса, несправедлива. Причину эксплуатации и, соответственно, отчуждения, он усматривал в существовании частной собственности. Для того, что бы человек вновь смог обрести свою родовую сущность, необходимо устранение частной собственности. Поскольку класс буржуазии добровольно не готов расстаться с собственностью, необходимы революционные преобразования, в результате которых труд вновь станет свободным и превратится в средство саморазвития человека.
Коммунистическое общество – есть высшая, наиболее совершенная ступень развития человечества. Всего таких ступеней Маркс выделял пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Он называл их общественно-экономическими формациями. Каждая общественно-экономическая формация качественно специфична. Основу каждой из них составляет определенный уровень производительных сил (базис общества), которые включают в себя средства производства и человеческие ресурсы, и соответствующих им производственных отношений (идеологическая надстройка общества). Поскольку производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, то в определенный момент между ними назревает критический уровень противоречий. Это приводит к революционной смене общественно-экономической формации.
Идеология марксизма оказала весьма серьезное влияние на общественную жизнь в ХХ веке.