Анни Безант – Введение в йогу
Анни Безант – Введение в йогу
Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания
1912 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые лекции дают общее представление о йоге, с целью подготовить изучающего применить ее на практике, приняв к руководству главный трактат о йоге — Йога Сутры Патанджали.
Я и мой друг Бхагаван-Дас занимаемся переводом этих Сутр с комментариями Вьясы и последующими пояснениями и комментариями, изложенными в свете Теософии. Подготовить изучающего к освоению столь сложного предмета — слишком трудная задача для данных лекций. Отсюда постоянные ссылки на Патанджали, Упанишады, Веды и древние тексты. Однако эти лекции могут дать обыкновенному светскому читателю некоторое представление о Науке всех наук и побудить его к дальнейшему изучению.
Анни Безант
Лекция I
ПРИРОДА ЙОГИ
В первой беседе мы постараемся получить общее представление о предмете Йоги и понять её место в природе, её суть и её значение для человеческой эволюции.
Назначение вселенной
Прежде всего, давайте, глядя на окружающий нас мир, зададимся вопросом: в чём заключается суть мировой истории? Когда мы читаем историю, о чём она повествует нам? Она напоминает нам панораму движущихся людей и событий, но в действительности это лишь танец теней. Люди представляют собой тени, а не реальных персонажей, не королей и правителей, не министров и не армии. А события — сражения и революции, возникновение и упадок государств — это самый что ни на есть призрачный карнавал. И даже если историк пытается идти глубже, если он рассматривает экономические условия, социальное обустройство, характерные тенденции мысли, то и в этом случае он всё равно оказывается среди теней, иллюзорных теней, которые отбрасываются незримыми реалиями. Этот мир наполнен формами, по сути своей иллюзорными, все ценности в нём фальшивы, а соотношения искажены. То, что мирскому человеку представляется ценным, человек духовный должен отбросить как ничего не стоящее. Алмазы мира, блистающие и переливающиеся в лучах внешнего солнца, для человека знания — лишь осколки разбитого стекла. Царский венец, скипетр и держава, символы земной власти, лишь пустое место для того, кто хоть однажды ощутил величие Единого истинного "Я". Но что же тогда реально? Что же действительно ценно? Наш ответ будет совершенно не похож на ответ мирского человека.
"Вселенная существует ради истинного Я". Не ради того, что может дать внешний мир, не ради обладания объектами желания, и даже не ради красоты и удовольствия замышляет и строит Великий Архитектор свои миры. Он наполняет их прекрасными объектами, которые дают наслаждение. Бескрайний небосвод над головой, горы с белоснежными пиками, мирные долины, зелёные и благоухающие ароматом цветочного покрова, океаны с их неизмеримыми глубинами, то спокойные как озерко, то неистово бушующие, — всё это существует не потому, что имеет какую-то самоценность, а потому что имеет ценность для "Я". Не ради них самих, поскольку сами по себе они ничего не значат, но чтобы осуществить цели "Я" и сделать возможными его проявления.
Мир со всей своей красотой, счастьем и страданием, радостью и болью задуман с величайшей изобретательностью, чтобы продемонстрировать в проявлении способности и возможности истинного "Я". От огненной туманности до Логоса всё существует ради "Я". Самая ничтожная пылинка, могущественнейший дэва в своих небесных сферах, растеньице, скрытое от глаз где-нибудь в горной расщелине, звезда, сияющая над нами, — всё это существует, чтобы частицы Единого "Я", воплощённые в бесчисленных формах, могли реализовать собственную сущность и посредством окутывающей их материи проявить возможности "Я".
Есть лишь одно "Я", которое заключено и в ничтожнейшей пылинке, и в величайшем дэве. "Мамамшаха" — "Моя частица", "частица моего Я", — говорит Шри Кришна о каждой из всех этих дживатм, обо всех этих живых духах. Ради них и существует Вселенная, ради них светит солнце, катятся волны, дует ветер и льёт дождь, — чтобы "Я" могло познать себя проявленным в материи, воплощённым во Вселенной.
Раскрытие сознания
Одна из тех исполненных глубоко смысла и значения идей, которые так щедро распространяет теософия, заключается в том, что одна и та же схема повторяется вновь и вновь, одна и та же последовательность событий прослеживается в больших и меньших циклах. Те же законы, по которым строилась Солнечная Система, управляют и построением человеческого организма. Законы, по которым "Я" раскрывает свои возможности во Вселенной, суть те же законы сознания, которые повторяют себя во вселенной человека. Если вы понимаете их в первой, то точно так же поймёте и во втором. Постигните их в малом — и вам откроется большое. Постигните их в большом — и вам станет понятно малое.
Великое раскрытие от камня до Бога длится миллионы лет, бесчисленные зоны времени. Но в длительном раскрытии Вселенной раскрытие человечества занимает гораздо более короткий цикл, который просто ничто в сравнении с циклом вселенским. Ещё более короткий цикл длится раскрытие отдельного человека — быстро и скоротечно со всеми накопленными в прошлом силами. Эти силы, проявляющиеся в эволюции, накапливают в этом процессе свою мощь. Воплощённые в камне, в минеральном мире, они растут и становятся чуть могущественнее, а затем завершают своё раскрытие в этом мире. Они перерастают его возможности и переходят в растительный мир. Здесь они всё больше и больше раскрывают свою божественность, пока не станут слишком могучими для растительного мира и не перейдут в мир животный.
Расширяясь и накапливая опыт животного мира, они наконец превосходят и его ограничения и воплощаются в человеческом мире. В человеческом существе они продолжают свой рост, постоянно ускоряют раскрытие своего потенциала и всё более настойчиво стремятся проникнуть за ограничивающий барьер. И наконец из человеческого они неудержимо устремляются в сверхчеловеческое царство. Вот этот заключительный процесс эволюции и называется йогой.
В своём движении к индивидуальности человек нашей планеты имеет позади длительную эволюцию на иных планетных цепях, отличных от наших, — всё ту же эволюцию через минеральное царство к растительному, через растительное к животному, через животное к человеческому, а затем с последнего места нашего обитания на лунной сфере — на этот земной шар, который мы называем Землёй. Наша эволюция здесь имеет в себе всю силу уже пройденной эволюции, и потому, вступая в тот кратчайшей эволюционный цикл, что называется йогой, человек располагает всеми силами, накопленными ранее в его человеческой эволюции, и именно благодаря им он способен на столь быстрый переход. Мы должны связать йогу с эволюцией сознания где бы то ни было, иначе совершенно не поймём её, потому что и эволюцией сознания во вселенной, и йогой управляют одни и те же законы, и принципы раскрытия сознания в великой эволюции человечества — это те же принципы, которые мы видим в йоге и целенаправленно используем для ускоренного раскрытия собственного сознания. Таким образом, когда мы решительно приступаем к практике йоги, то ничего существенно нового, как полагают некоторые, мы не делаем.
Эволюция везде протекает принципиально одинаково. Везде та же последовательность и те же результаты. Возьмём ли мы раскрытие сознания Вселенной, рода человеческого или отдельного человека, мы можем изучить законы целого, а затем осмысленно и уверенно приложить те же законы к собственному сознанию. Законы везде одни и те же, и отличия обусловлены лишь стадией проявления.
Если смотреть на йогу в этом свете, то она, кажущаяся столь непонятной и далёкой, приблизится к нам и будет восприниматься совершенно нормально. Когда вникаешь в процесс раскрытия сознания и соответствующей эволюции формы, то уже не кажется странным, что мы должны перейти в сверхчеловеческое царство, перешагнув через человеческий барьер и оказавшись в сфере, где божественность проявляется значительно ярче.
Единство "Я"
В вас заключено то же "Я", что и "Я" вселенское. Любые возможности, которые проявляются где бы то ни было в мире, в зародышевом и латентном состоянии имеются и в вас. Он, Высочайший, не эволюционирует. К нему ничего нельзя добавить и ничего нельзя отнять у него. Его частицы, дживатмы, подобны ему самому и лишь раскрывают в материи свои способности по мере того, как их принуждают к тому окружающие условия. Если вы осознаете единство "Я" в многообразии "не-Я", то и йога перестанет казаться вам чем-то невозможным.
Йога есть наука
Йога есть наука. Это старая истина, которой нужно овладеть. Йога — не смутное, мечтательное блуждание воображения, она наука в применении, систематический подбор законов, примененный для достижения определенной цели. Йога пользуется законами психологии, применимыми для раскрытия всего человеческого сознания на всех планах, во всех мирах, и она применяет их разумно к каждому конкретному случаю. Это рациональное приложение законов развивающегося сознания действует с точностью, и на тех же самых началах, какие применяются во всех остальных отделах науки.
Вы знаете, наблюдая окружающий вас мир, в какой степени разум человека, когда он сотрудничает с природой, может ускорить её "естественные" процессы; и вместе с тем вы знаете, что работа разума так "естественна", как и все в природе. Мы делаем это различие — и оно вполне реально — различие между "рациональным" и "естественным" ростом, потому что человеческий разум способен направлять действия естественных законов; а когда мы имеем дело с йогой, мы вступаем в такую же область прикладной науки, в какой, скажем, действует опытный фермер или садовник, когда он применяет естественные законы при подборе своих насаждений. И тот и другой не могут действовать вопреки естественным законам, они принуждены следовать общим законам, по которым природа усовершенствует формы, окружающие нас, но в то же время они достигают в несколько лет тех же результатов, какие природой достигаются в сотни и даже тысячи лет. Как же они добиваются этого? Применяя человеческий разум к выбору тех законов, которые служат их целям, и нейтрализуя те, которые мешают их достижению.
Возьмем как пример воспитателя голубей. Из голубого горного голубя он выводит породу зобастого или голубя с веерообразным хвостом. Он отбирает поколение за поколением особи, которые обладают наиболее ярко выраженными желаемыми особенностями. Он получает таких голубей, принимая все благоприятные обстоятельства в соображение и подбирая снова и снова, пока не получится желаемый тип. Если же устранить его разумное воздействие и предоставить голубей самим себе, они снова вернутся к первичному типу.
Или возьмем работу садовника. Из дикого шиповника, который мы видим на наших изгородях, произошли все виды садовых роз. Многолепестковые розы — ни что иное, как результат научной культуры пятилепесткового шиповника, этого дикого продукта природы. Садовник, переносящий пыльцу с одного растения на пестик другого, делает то же самое, что на наших глазах совершают пчелы и мухи, но он делает это преднамеренно, он выбирает растения имеющие свойства, которые ему нужны, и из этих отобранных растений скрещивает наиболее типичные и, продолжая действовать таким образом, добивается цветка настолько отличного от первоначальной породы, что с трудом можно признать родство с его диким представителем.
То же самое происходит и в применении к законам психологии, которую мы называем йогой. Систематическое знание развития сознания, примененное к индивидуальному "Я", — это и есть йога. Как я уже упоминала, мир служит для развития сознания, и он чудесно задуман Логосом для этой цели. Поэтому желающий стать йогом, избрав цели своего достижения и применяя к себе мировые законы, находит в этом нашем мире всё, что требуется для того, чтобы его упражнения в йоге оказались жизненным ускоряющим процессом познавания "Я".
Законы многочисленны; вы можете избрать и использовать те, которые ведут к вашей цели, вы можете избежать тех, которые для вас не подходят, и, таким образом, достигнуть результатов, которых без подобного вмешательства человека и его разумного содействия природа могла бы достигнуть несравненно медленнее.
Знайте же, что йога вполне доступна для вас и для ваших сил и что даже самые простые применения законов развития сознания к вашему собственному внутреннему миру принесут вам большую пользу и не только здесь, на земле, но и в других мирах. Потому что, пользуясь силами, которые природа предоставляет в ваше распоряжение, и сознательно устраняя те условия, которые мешают вашему движению вперед, вы этим, несомненно, ускоряете ваш рост. Если усвоить эту точку зрения, йога станет для вас гораздо более реальной и практической помощью, чем чтение отрывков из санскритских книг, по большей части неверно переведенных, и вы увидите, что йогом можно стать, не откладывая эту цель на далекие воплощения.
Человек двойственен
Некоторые из терминов, употребляемых в науке йоги, необходимо запомнить. Ибо йога изучает человека с определенной целью и поэтому имеет в виду только две области в человеке, его душу (разум) и его тело. Но, прежде всего, человек есть единица, единица сознания. Вот что необходимо установить. Он един в своих различных покровах или проводниках, и теософу приходится пересмотреть свои представления о человеке, когда он начинает работать по линии йоги. Теософия для верного понимания человеческого состава вполне правильно делит человека на несколько определенных частей. Мы говорим о физическом, астральном, ментальном человеке и т. д. Мы делим человека на столько частей для того, чтобы основательно изучать его, но все это относится к человеческой анатомии и физиологии.
Но йога ведет к практическому осуществлению и имеет дело с психологией. Я не против подразделений в других системах, они необходимы для поставленных ими целей; йога для своей цели рассматривает человека лишь как двойственность: "Я" и "не-Я". Ибо в Йоге "Я" заключает в себе и сознание, и тот вид материи, который оно не может отличить от себя, а "не-Я" представляет собой ту материю, которую оно может отделить от себя.
Человек не есть чистое "Я", чистое сознание. Это абстракция. В конкретном мире мы всегда имеем "Я" и его оболочки, как бы тонки они ни были; следовательно, единица сознания не отделима от материи, и каждая дживатма или монада представляет собой неизменно сознание, плюс материю.
Для того, чтобы это было ясно, в йоге употребляются два термина: прана и прадхана, жизненное дыхание и материя. Прана — не только жизненное дыхание тела, но и вся сумма жизненных сил вселенной или, иными словами, прана есть жизненная сторона вселенной.
"Я есть прана", — говорит Индра. Прана здесь означает сумму жизненных сил. Они здесь берутся как сознание, разум. Прадхана — термин для обозначения материи. Тело, противоположность разуму, означает для йога то количество присвоенной из внешнего мира материи, какое он способен отделить от себя, отличить от своего собственного сознания.
Это отделение весьма многозначительно и полезно, если вы только ясно поняли основную идею. Конечно, если рассматривать вопрос от начала и до конца, мы увидим, что прана, великая Жизнь, великое "Я", присутствует во всём и всегда и что тело, оболочки, принимая различные формы, являются во всех стадиях развития; но, с точки зрения практической йоги, праной, или "Я" называется то, с чем человек отождествляет себя в данное время, включая сюда все оболочки, от которых он не может отделить себя в своем сознании. Эта единица для йога есть "Я"; таким образом, вы видите, что это — единица меняющаяся. По мере того, как он сбрасывает одну оболочку за другой и говорит: "Это "не-Я"", он приближается все больше к своей высшей точке, к сознанию, заключенному в последнем простом атоме материи, к монаде. Только то есть тело человека, что он может отделить от себя и сказать: "Это "не-Я", но мое". В йоге есть много терминов, которые повторяются на всех космических ступенях. Все состояния сознания существуют на всех планах, говорит Вьяса, и поэтому одинакового значения названия повторяются в применении к каждому плану, но характер их утончается все больше и больше; все они имеют относительное значение и все одинаково верны на каждой ступени эволюции.
Из этого ясно, что для большинства из нас физическое тело есть единственное, о котором мы можем сказать: "Это — "Не-Я"". В виду этого, в самом начале упражнения в йоге все термины, которые употребляются для обозначения состояний сознания, будут относиться к бодрствующему сознанию в теле; начиная с этой точки отправления, сознание будет подниматься и все наименования его различных состояний — термины относительные, указывающие на их соотношение с низшей, физической ступенью сознания.
Чтобы вам стало ясно, как вы должны применять к себе самим различные термины, употребляемые для обозначения ступеней сознания, необходимо тщательно проверить ваше собственное сознание и убедиться, сколько в нем действительного, независимого от его материальной оболочки сознания, и сколько такого, которое столь тесно связано со своей оболочкой, что вы не можете отделить себя от нее.
Состояние сознания
Рассмотрим вопрос подробнее. Существуют четыре состояния сознания — бодрствующее, или джаграт; сознание спящего человека, или свапна; сознание "глубокого сна", или сушупти; и, наконец, состояние, превышающее названные три, называемое турия. В каком отношении стоят они к нашему телу?
Джаграт — это то обыкновенное бодрствующее сознание, которым я и вы пользуемся в настоящую минуту. Если наше сознание проявляется в астральном теле и способно передавать свои впечатления мозгу, тогда оно называется свапна; оно более ярко и реально, чем состояние джаграт. Если сознание действует в ментальном теле и не в состоянии передавать свои переживания мозгу, тогда оно называется "сушупти", сознание глубокого сна; в этом случае ум работает над своим собственным содержанием, а не над внешними объектами. Когда же его связь с мозгом настолько ослабела, что в нем нельзя вызвать соответствующую реакцию внешними средствами, в таком случае сознание носит название "турия"; это высокое состояние транса. Эти четыре состояния, соответствующие четырем космическим планам, представляют собой высоко развитое сознание. Джаграт относится к физическому плану; свапна — к астральному; сушупти — к ментальному; а турия к буддхическому. Когда мы мысленно переходим от одного мира к другому, мы употребляем эти выражения, чтобы обозначить сознание, работающее в условиях каждого из этих миров. Но те же названия повторяются в книгах о йоге в ином значении, и тогда возникают затруднения, если мы не изучили их относительный смысл. Свапна не для всех одно и то же, и также сушупти не одинакова для всех.
Но чаще всего название "самадхи", к рассмотрению которого мы сейчас перейдем, употребляется различным способом и в различных смыслах. Как же разобраться в этой кажущейся путанице? Если знать то состояние сознания, которое является точкой отправления, тогда последующее будет всегда одно и тоже. Всем нам известно бодрствующее сознание в физическом теле. Даже и в нем, если вы начнете его анализировать, вы можете различить четыре следующих одно за другим состояния, и подобная же последовательность повторяется на всех планах.
Как же их различить? Возьмем обыкновенное бодрствующее сознание и попробуем найти эти четыре состояния в нем. Вот я беру книгу и начинаю читать ее. Я читаю слова; мои глаза соприкасаются с внешним физическим сознанием. Это состояние джаграт. Я перехожу от слов к их значению. Я переступила границу бодрствующего состояния физического плана в состояние свапна, то бодрствующее сознание, которое видит за внешней формой внутреннюю жизнь. Затем я проникаю в мысль писателя; здесь ум соприкасается с другим умом; это бодрствующее сознание в его сушупти состоянии. Если же я перехожу от этого соприкосновения в самое сознание писателя, я достигла состояния турия.
Возьмем другой пример. Я смотрю на часы, я в джаграт; я закрываю глаза и создаю изображение часов, тогда я в свапна. Я соединяю всевозможные представления разных часов и достигаю идеала часов, я перехожу в сушупти; и наконец, перехожу к абстрактной идее времени и вступаю в турия. Но все это лишь ступени сознания на физическом плане, я всё время оставалась в физическом теле.
Таким путем вы делаете для себя состояние вашего сознания реальным фактом вместо одних лишь слов.
Самадхи
Несколько других названий, встречающихся время от времени в Йога Сутрах и не имеющих однозвучных английских слов, должны быть также поняты, и потому они требуют пояснения. Встречается такое выражение: "Йога есть самадхи". Самадхи и есть такое состояние, в котором сознание настолько отделено от тела, что последнее становится нечувствительным. Это — состояние транса, во время которого ум сознает себя вполне, хотя тело и теряет свою чувствительность; состояние, из которого он возвращается в тело, обогащенный в своем сверхфизическом состоянии переживаниями, которые он способен восстановить, когда окажется снова погруженным в физический мозг. Самадхи соответствует всегда уровню бодрствующего сознания, но требует потери чувствительности физического тела. Обыкновенная личность, погруженная в транс, действует на астральном плане; если же сознание человека действует в ментальном плане, его самадхи происходит там. Каждый человек, который способен отделяться от своего тела, продолжая находиться в полном самосознании, в состоянии впадать в самадхи.
Выражение "йога есть самадхи" указывает на факты величайшего значения. Предположим, что вы во время сна в состоянии достигать лишь астрального мира, тогда ваше сознание, как мы уже видели, находится в своем состоянии свапна. Но, по мере того, как вы развиваете ваши внутренние силы, астральные формы начинают проникать в ваше бодрствующее физическое сознание и под конец становятся столь же определенными, как и физические формы и становятся объектами вашего бодрствующего сознания. И тогда астральный мир принадлежит для вас уже не сознанию свапна, а сознанию джаграт; вы заключили два мира в пределы вашего джаграт — физический и астральный, — а ментальный мир остается все еще в вашем сознании свапна. А ваше тело стало физическим и астральным, взятыми вместе.
По мере того, как вы продолжаете йогу, ментальный план также начинает вторгаться в ваше бодрствующее сознание, и тогда оно заключает в себе все три плана, и все они войдут в ваше сознание джаграт. Все три мира станут для вас единым миром, а соответствующие им тела — единым телом, воспринимающим и действующим. Таким единым телом йог отличается от обыкновенного человека. Если, достигнув этих условий, вы пожелаете видеть одновременно лишь один мир, вы должны сосредоточить ваше внимание на нем одном; если это физический мир, тогда астральный и ментальный станут неясными для вас, если же вы сосредоточите ваше внимание на астральном, тогда физический и ментальный миры, выступив из фокуса вашего сознания, будут едва различимы. Вы можете легко проверить сказанное мной, если начнете смотреть в центр этого зала; тогда боковые колонны станут для вас едва различимыми. Или, если вы устремите ваше внимание на одну из колонн и увидите её очень ясно, в таком случае меня вы будете видеть лишь смутно. Меняется фокус, а не положение тела. Помните, что по мере вашего внутреннего развития, ваши низшие тела составят одно общее тело, и лишь та оболочка, от которой вы еще не можете отделить себя, будет тождественной с вами.
"Йога есть самадхи". Это способность отделять себя от всего телесного и сосредоточиваться внутри себя. Это и есть самадхи. Никакое внешнее средство не может вернуть вас в тело, которое вы покинули во время самадхи. Один индийский йог, находившийся в самадхи, которого нашел в лесу невежественный и грубый англичанин, был им подвергнут такому жестокому насилию, что он был принужден вернуться в свое замученное тело, но только для того, чтобы немедленно покинуть его навсегда. Это может объяснить вам ту фразу в "Тайной Доктрине", в которой говорится что адепт "начинает свое самадхи в атмическом плане". Всегда, когда дживанмукта впадает в самадхи, он начинает его на атмическом плане; все остальные, ниже атмического, становятся единым планом для него. Отправная точка адепта на плане, до которого не достигший его ступени не в состоянии подняться. Начиная с атмического плана, сознание адепта поднимается ступень за ступенью на высшие космические планы. Таким образом, то же самое слово "самадхи" употребляется для обыкновенного состояния, будет ли это переход физического в астральное, как это бывает в самопроизвольном трансе обыкновенного человека, или же когда сознание дживанмукты, уже достигшего пятого, или атмического, плана поднимается на высшие планы более обширной Вселенной.
Литература, относящаяся к йоге
К сожалению, для незнакомых с санскритом эта литература мало доступна в Англии. Общие учения о йоге находятся в Упанишадах и в Бхагавад-Гите; они в многочисленных переводах доступны для вас. Но они дают лишь основные принципы, но не разъясняют методы в подробностях. Даже и в Бхагавад-Гите, хотя там и говорится о принесении жертв, о равнодушии к преходящему и т.д., но это все указания нравственного порядка, хотя и абсолютно необходимые, но не говорящие вам как достигнуть поставленных вам условий. Специальная литература о йоге заключена, прежде всего, во многих из Малых Упанишад, в "Ста восьми", как они называются.
Затем имеется огромная литература, называемая тантрической. Эти книги получили дурную репутацию среди англичан, что не совсем справедливо. Тантры — очень полезные книги, дающие много знания: вся оккультная наука заключается в них. Но их можно разделить на три разряда: на те, которые имеют дело с белой магией, на те, предметом которых служит черная магия, и на те, которые излагают то, что можно назвать серой магией, смешение первой и второй. Под магией следует понимать все методы, посредством которых актом воли производятся сверхнормальные физические явления.
Сильное нервное напряжение, вызванное тревогой или болезнью, ведет к истеричности, эмоциональной и неразумной. Подобное же высокое напряжение нервной системы, вызванное разумной волей, делает человека восприимчивым к сверхфизическим вибрациям. Обыкновенное погружение в сон не имеет значения, но погружение в самадхи представляет собой неоценимую силу. Сам процесс приблизительно тот же самый, но один вызывается обыкновенными условиями, а другой — действием тренированной воли. Йогом можно считать того человека, который изучил могущество воли и знает, каким образом её силой можно достигать предвиденных и предрешенных результатов. Это знание называлось во все времена магией; этим именем обозначалась Великая Наука, единственная, к которой в прошедшие времена прилагалось определение "великой". Тантры дают эту науку: оккультную сторону в человеке и природе, средства для её раскрытия, указания, благодаря которым человек может воссоздать себя, — всё это можно найти в Тантрах. Их отрицательная сторона заключается в том, что без учителя они становятся опасными, и без опытного руководителя человек, практикующий эти методы, наносит себе всегда большой вред. Вот почему Тантры получили такую дурную репутацию, как на Западе, так и в Индии. Большинство американских "оккультных" книг, имеющихся в продаже, не что иное, как отрывки из Тантр, переведенные на современные языки. Поводом к отрицательному отношению к Тантрам служит то, что в них даются названия физических органов, тогда как речь идет об астральных и ментальных центрах; указания эти вполне верны в том смысле, что центры физические, астральные и ментальные в тесной связи между собой, но ни один достойный доверия учитель не позволит своему ученику воздействовать на свои физические органы до тех пор, пока последний не приобретет известного контроля над своими высшими центрами и не очистит тщательно свое физическое тело. Если же вы, не имея руководителя, читаете названия физического плана, не зная к чему это физическое слово применимо, тогда вы будете действовать наугад и можете сильно повредить себе. Например, в одной из Сутр сказано, что если вы будете медитировать (сосредоточиваться в медитации) на известной части вашего языка, вы достигнете астрального зрения. Это значит, что если вы будете медитировать на гипофиз, который расположен как раз над этой частью языка, у вас откроется астральное зрение. Название, относящееся к физическому телу, нередко употребляется для обозначения астрального центра без предупреждения, что речь идет не о физическом органе; это — то, что называется "покров" и употребляется этот прием для того, чтобы удержать людей от опасных экспериментов; человек может медитировать над этой частью своего языка всю жизнь и ничего из этого не выйдет; но если он будет сосредоточивать свою мысль на соответствующем центре астрального тела, то может причинить себе большой вред. Говорится также "медитировать над пупком". Под этим подразумевается солнечное сплетение, так как имеется тесная связь между тем и другим. Но это действие ведет к серьезному нервному расстройству, не поддающемуся излечению.
Все, знающие как много людей в Индии страдают благодаря таким плохо понятым упражнениям, признают, что не следует предаваться им, не имея сведущего руководителя.
Другая часть литературы, относящейся к йоге, заключена в небольшую книгу, называемую Сутры Патанджали. Эта книга доступна всем, но боюсь, что очень немногие смогут сами понять её. Прежде всего, чтобы разъяснить эти Сутры, которые не более как заглавия, существует много комментариев на санскритском языке, одна лишь часть которых переведена. И даже эти комментарии, вместо того, чтобы объяснить наиболее трудные места, ограничиваются повторением их, так что изучающий выигрывает немного от них.
Некоторые определения
Существует в литературе несколько слов, постоянно повторяющихся, которые требуют определения, иначе возникает неясность. Эти слова: раскрытие, эволюция, духовность, психизм, йога и мистицизм. "Раскрытие" всегда относится к сознанию; "эволюция" к формам. Эволюция, по определению Спенсера, есть превращение однородного в разнородное, простого в сложное. Но для Духа, для сознания, не существует ни роста, ни усовершенствования; в нем заключено уже всё и навсегда, вся полнота, и для него возможно только одно: устремиться наружу, вместо того, чтобы оставаться обращенным внутрь. Бог внутри вас не может развиваться, но он может проявить свою силу посредством материи, которую он приспособил для этой цели; и материя эволюционирует, чтобы служить ему. Он же сам проявляет только то, что он есть. Припомните изречение великих мистиков по этому поводу. "Станьте тем, что вы есть", — говорит св. Амвросий. Фраза кажется парадоксальной, но в ней заключена великая истина: станьте во внешних проявлениях тем, что вы есть во внутренней реальности. Это и есть цель всего процесса йоги.
"Духовность" есть осуществление Единства. "Психизм" есть проявление разума посредством материального проводника.*
_________
* См. Лондонские лекции, 1907 г., "Духовность и психизм".
"Йога" есть искание соединения с Единым путем разума; "Мистицизм" есть искание того же соединения путем эмоций.
Посмотрите на мистика. Он устремляет свое ум на предмет своего поклонения; он теряет самосознание и переходит в состояние экстаза, в восторженное поклонение, отбрасывая все остальные мысли, и погружается в объект своей любви, и могучая волна эмоций возносит его к Богу. Он не сознает, каким образом достигается это высокое состояние. Он сознает только одно: Бога и свою любовь к нему. В этом состоит восторг мистика, в этом — торжество святого.
Не таков путь йога. Постепенно, шаг за шагом, он сознательно проходит свой путь. Он достигает цели благодаря знанию, науке, а не благодаря эмоциям, и у каждого, не имеющего наклонности к научному достижению, находящего науку скучной и сухой, еще не развита та часть его природы, которая необходима для успешного процесса йоги. Йог может пользоваться поклонением как средством. Это вполне ясно выражено у Патанджали.
Он предлагает много средств, путем которых можно достигнуть йоги и, что замечательно, "преданность Ишваре" считает одним из таких средств. Но тут у него проявляется дух научного мыслителя. Преданность Ишваре (Богу) не есть для него цель сама по себе, но лишь средство, ведущее к цели, к сосредоточению ума. Вы в этом увидите разницу: путь мистика есть преданность Богу; этим путем он достигает связи с ним. Преданность Богу как путь к сосредоточению ума есть научная точка зрения Йоги на истинное значение преданности. Никакие комментарии не могли бы выразить так ясно различие между духом мистицизма и духом йоги, как это определение. Один смотрит на преданность Богу как на путь достижения Возлюбленного; другой смотрит на него, как на средство к сосредоточению. Для мистика сам Бог есть объект достижения, восторженная любовь к нему есть причина устремления к нему, соединение с ним в сознании есть его цель; но для йога устремление внимания, сосредоточение на идее Бога есть лишь непреложный путь для сосредоточения ума. В первом случае преданность есть лишь средство для достижения цели, во втором случае Бог является самоцелью и достигается непосредственно восторженным чувством.
Бог вне и Бог внутри нас
Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть, это отношение Бога внутри к Богу вне нас. Для йога, этого истинного представителя индийской мысли, не существует определенного доказательства существования Бога, кроме свидетельства "Я" внутри вас, и по его мысли, чтобы найти доказательство его существования, вы должны сбросить с вашего сознания все ограничения и таким образом достигнуть ступени, где действует сознание, не закрытое иным покровом, кроме тончайшей нирванической материи. И тогда вы узнаете, что Бог существует. Так, вы читаете в Упанишадах: "Тот, единое доказательство которого есть свидетельство Я". Это совсем не похоже на процесс западной мысли, которая старается доказать Бога путем аргументации и рассуждений. Бог превышает всякое рассуждение, и хотя разум может повести вас на верный путь, он не может доказать существование Бога. Единственное средство познать его — это погрузиться в себя. Там вы найдете его и узнаете, что он — как внутри вас, так и вне вас; а йога сделает вас способными освободить ваше сознание от всего, что не есть Бог, устранить все наслоения, кроме последнего нирванического атома, и дать вам непоколебимую уверенность. Для индуса эта внутренняя уверенность есть единственное достижение, достойное назваться верой; и это должно объяснить вам, почему считается, что вера превышает разум.
Вера превышает разум потому, что она — свидетельство "Я" самому себе, та уверенность в собственном существовании, по отношению к которому разум есть лишь одно из внешних проявлений: и единственная истинная вера есть та, которую никакая аргументация не в силах ни ослабить, ни увеличить, единственное, в чем вы уверены. И цель йоги состоит в том, чтобы вы достигли этой уверенности; и притом не внезапным наитием интуиции, а прочно, неуклонно и неизменно, так, чтобы самый вопрос: "существует ли Бог" — не мог никогда возникнуть в вашем уме.
Разум
Что представляет собой разум? С точки зрения йоги, это ни что иное, как индивидуали<