Занятие 8: «ЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О МОРАЛИ»

Основные понятия:этика, мораль, нравственность, структура морали, высшее благо (идеал), моральный закон, золотое правило морали, категорический императив

1. Семинарские вопросы:

1.1. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «культура». «Высшее благо» и его категориальный статус в истории этических учений. Проблемы современной этики.

1.2. Моральное бытие человека: моральное сознание и моральные действия. Цель (идеал), мотив, средства и поступок как основные понятия нравственного поведения. Нравственное воспитание и самовоспитание. Роль моральных принципов в становлении мировоззрения.

1.3. Социальное бытие морали как средство утверждения гуманистических ценностей (добро, справедливость, гуманность, человечность и др.) и способ упорядочения общественной жизни. Императивность, нормативность морали. Категориальный статус морального закона. Золотое правило морали: возможности и границы применения.

2. Методические рекомендации:

Один из выводов, который можно сделать после освоения предыдущих тем: философия является рациональным, научно обоснованным мировоззрением. Если в предыдущих темах философия рассматривалась как знание (по Гегелю, философия – это эпоха, «схваченная в мысли»), то в этой теме выявляется этико-аксиологический (практический) аспект философии. Чем это обусловлено?

Как общество, так и отдельный человек никогда не ограничивают свою духовную жизнь, связанную с формированием мировоззрения, только со сферой рациональных, логических размышлений. Духовная жизнь осуществляется во всей её полноте: в частности, она представлена моральными ценностями, которые находят воплощение в образе жизни, реальных поступках. Эти процессы сопровождается критическими размышлениями по поводу собственных представлений о моральных ценностях, об их реальном воплощении в индивидуальной и общественной жизни. Вопрос о специфике этико-аксиологического аспекта философского мировоззрения является центральным на семинаре.

2.1. При подготовке к первому вопросу необходимо опираться на знания, полученные в ходе изучения следующих занятий: модуль 1 / лекционное и семинарское занятия 1, модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 1.

Велик вклад античных философов в становление этики (Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, школа эпикурейцев и др.) Этика как особая систематизированная философская наука появилась благодаря Аристотелю. В эпоху античности сложилось следующее определение этики: этика – это наука о морали. В этот период сформировалось представление о «высшем благе».

К осмыслению этики философы обращались и в эпоху Нового времени (И.Кант, Бентам, Милль и др.). Что объединяет всех этих мыслителей? Во-первых, они следуют классическому определению этики. Центральным вопросом этики во все времена, считают они, является вопрос, «Какая жизнь является правильной?» (в формулировке И.Канта «Что я должен делать?») Во-вторых, моральные ценности философы выводили из идеи «Высшего блага», которое трактовалась ими как высшая цель человеческой жизни. (В современной этике высшее благо называют идеалом). Однако, они размежевались во мнениях, что считать «высшим благом». Одни философы полагали, что высшим благом является счастье (эвдемонизм), другие – удовольствие (гедонизм), третьи – пользу (утилитаризм) и т.п.

Развитие этики продолжается и на этапе новейшей философии. Поэтому в самом общем смысле можно говорить о двух ступенях в развитии этики: классическая (IV в. до н.э. – XIX в.) и современная этика (конец XIX – XXI вв.). В современной этике исследуются новые проблемы, что, в частности, привело к возникновению прикладной этики и др.

2.2. При подготовке ко второму вопросу необходимо опираться на знания, полеченные в ходе изучения следующих занятий: модуль 1 / лекционное и семинарское занятия 3, модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 7.

Если этика – наука о морали, то, следовательно, нужно обратиться к осмыслению содержания понятия «мораль». Второй и третий вопросы семинара ориентированы на уяснение смысла этого понятия. Во втором вопросе речь пойдёт о морали в жизни человека. Человек является носителем (субъектом) морали, но мораль не локализована в какой-то конкретной области человеческой жизни. Поэтому выявление моральной составляющей в жизни человека продуктивно увязать с характеристикой содержания понятия «структура морали». Структура морали включает в себя моральное сознание и моральную деятельность (мотивы, средства, результаты). Анализируя моральное сознание (по аналогии с индивидуальным сознанием), необходимо выявить роль эмоций, чувств, разума человека в принятии того или иного решения. Философы, начиная с эпохи античности, полагали, что благодаря разуму человек способен осуществлять добродетельные поступки в тех ситуациях, когда он не знает, как правильно поступить. Однако, полагали они, нельзя недооценивать роль моральных чувств в жизни человека. Структура морали не ограничивается моральным сознанием. Существует практический аспект морали. Иными словами, о моральности человека можно судить в полной мере по его поступкам, а это значит, что моральными должны быть цель (моральный человек направляет свою деятельность на высшее благо), мотивы, средства достижения целей, которыми человек руководствуется, а также и результаты этой деятельности. Всё это является обоснованием идеи, почему человек несёт моральную ответственность за свои действия. Итак, моральный (добродетельный, совершенный) человек способен использовать разум над аффектами (страстями), стремится к высшему благу, имеет бескорыстные мотивы и требователен к выбору средств. Он не разделяет позиции «все средства хороши».

2.3. При подготовке к третьему вопросу необходимо опираться на знания, полученные в ходе изучения следующих занятий: модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 7.

Если во втором вопросе речь шла о факторах личной ответственности человека за моральное совершенство своих поступков, то при рассмотрении этого вопроса нужно разобраться в природе морали. (Иными словами, нужно объяснить, что должно служить точкой опоры при определении цели действия, какие мотивы и средства могут использоваться человеком, чтобы результат можно было оценивать, как имеющий моральное измерение?) Исходный тезис таков: мораль отвечает на вопрос, как жить человеку среди других людей. Мораль регулирует жизнь людей в человеческом сообществе. (Мораль не является исторически первой формой регулирования отношений между людьми, но самой эффективной). Моральный человек способен жить среди людей, утверждая человеческую форму отношений, взаимность отношений, которая заключена в золотом правиле морали. Обобщающий итог семинара таков: мораль – это социокультурное явление, направленное на гармонизацию различных интересов, а также на ориентированное на благо человека и общества. Мораль включает в себя ценности, нормы (императивы), обеспечивающие её реализацию.

3. Вопросы для самоконтроля:

3.1.1. Какое определение этики было сформулировано в эпоху античности?

3.1.2. Чем различаются понятия «мораль» («нравственность») и «этика»?

3.1.3. Дайте анализ определения И.Канта: «этика – это наука не о сущем, а о должном»?

3.1.4. Каков смысл понятия «высшее благо»?

3.1.5. Как можно охарактеризовать эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм? Кто из философов развивал эти идеи?

3.1.6. Каковы проблемы прикладной этики?

3.2.1. В античной этике обращались к внутреннему миру личности, пытаясь найти истоки морали в человеческой субъективности. Как соотносится это утверждение с позицией Сократа: познай самого себя. Какова роль самопознания в жизни человека?

3.2.2. Почему этику Сократа, Платона называют рационалистической? Дайте анализ позиции Сократа: «знание есть основа добродетели».

3.2.3. Сформулируйте правило «золотой середины», сформулированное Аристотелем? В каких ситуациях человеку приходится размышлять над тем, как избежать «крайностей»?

3.2.4. Достаточно ли разума человеку, чтобы быть моральным человеком? Приведите примеры.

3.2.5. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»?

3.2.6. Опираясь на знание структуры морали, дайте характеристику понятия «нравственная культура».

3.2.7. На ваш взгляд, какую роль в мировоззрении играет мораль?

3.2.8. Существуют ли виды человеческой деятельности, которые находятся вне морали?

3.2.9. На ваш взгляд, как можно охарактеризовать безусловный высший образец нравственной жизни? С какими ценностями он связан? Ценности носят абсолютный или относительный характер?

3.2.10. В моральном сознании истинное добро является добром для всех (для человечества и индивида), но такое добро очень абстрактно, так как в мире всегда сталкиваются различные потребности, желания, мнения. В чём смысл этой идеи, если реально она невыполнима?

3.3.1. Среди ниже перечисленных добродетелей какие характеризуют способность человека жить среди других людей: сильный, добрый, красивый, мужественный, умный, благожелательный?

3.3.2. Из предлагаемых норм поведения выберите те, которые имеют отношение к морали: «уходя, выключайте свет», «не лги», «подвергай всё сомнению», «дал слово, сдержи его»?

3.3.3. Какие способы упорядочения жизни человека в обществе существовали до морали?

3.3.4. Докажите истинность или ложность утверждений: «у каждого человека своя мораль», «у каждого общества своя мораль».

3.3.5. Как соотносятся понятия «моральный закон» и «моральная норма»?

3.3.6. Почему золотое правило морали называют правилом взаимности?

3.3.7. Как вы понимаете утверждение Канта, что есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне»?

3.3.8. Поясните следующий тезис: «мораль не носит принудительного характера». Как связаны между собой мораль и право?

4. Дополнительные задания:

4.1. Темы докладов и рефератов:

4.1.1. Этика Сократа и Платона.

4.1.2. Этика Аристотеля.

4.1.3. Этика Эпикура.

4.1.4. Стоики и учение о долге.

4.1.5. Этика утилитаризма.

4.1.6. Категорический императив И.Канта.

5. Литература:

5.1. Основная литература:

5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.708-726, 750-760.

5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.

5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

5.2. Дополнительная литература:

5.2.1. Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. – 2013. – №10. – С.39-49.

http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/airesyan_genezis_zp.pdf (дата обращения 30.11.2015)

5.2.2. Апресян Р.Г. Цель и средства // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.319-320.

http://ariom.ru/wiki/Cel'ISredstva (дата обращения 30.11.2015)

5.2.3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.Г. Прикладная этика // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.345-346.

5.2.4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php (дата обращения 30.11.2015)

5.2.5. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.472-477.

http://iph.ras.ru/elib/3579.html (дата обращения 30.11.2015)

5.2.6. Махова Н.П. Этика: учеб. пособие. – Омск, 2008.

5.2.7. Скворцов А.А. Этика: учеб. для бакалавров вузов / под ред. А.А. Гусейнова. – М., 2012.


Наши рекомендации