Общая теория интерпретации звёзд

Денис Куталёв

Общая теория интерпретации звёзд

Звёздная астрология - одно из направлений астрологии, в котором за нагромождением фактического материала трудно усмотреть какую-либо систему. Автор этой книги впервые взялся за весьма трудную задачу и успешно решил ее - разработал общие принципы интерпретации неподвижных звезд. В ходе работы установлены параллели между такими, казалось бы далекими понятиями, как арканы Таро, галльский гороскоп и 88 созвездий неба.

Сергей Масликов

ГЛАВА 2. Обзор литературы

Одним из первых астрологов XX века, вышедшим на новый уровень осмысления звёзд, был Дейн Радьяр, который писал:

«Когда человек достигает подлинной индивидуализации и способен действовать как автономная и подлинная самость, его сознание способно участвовать не только в повседневной жизни общества, но и контактировать с трансцендентальными полями опыта и особыми типами энергий. В соответствии с новым уровнем астрологического символизма, это поле звёзд, т.е. космическое, галактическое пространство. У человека, стоящего прямо, позвоночник становится частью линии, которая сквозь него соединяет центр Земли и одну отдельную звезду точно над его головой. Это звезда - потенциально великий символ; она показывает духовное тождество человека, его «место» в огромной галактике» [26]. Но при этом Радьяр признаёт, что «сегодня в астрономической практике невозможно идентифицировать такую звезду... Более того, если мы и определим эту звезду, мы не знаем её символического значения» [26].

К сожалению, дальше такой констатации фактов Дейн Радьяр не пошёл. Да и мало кто идёт дальше. Ситуация в современном «звездоведении» поистине неутешительная. Краткие характеристики звёзд, приводимые в американских источниках (напр., у Н.Девора, Р. де Льюса, В.Робсон) переходят из одной книги в другую практически без всяких изменений и без попыток дать хоть какое-то объяснение, почему выбраны как значимые именно эти звёзды и почему считается, что они воздействуют именно так. Всё сводится лишь к ссылкам на более ранние источники. В тех немногочисленных книгах, которые специально посвящены неподвижным звёздам [6,7,8,27,31], имеются лишь краткие характеристики нескольких десятков звёзд, причём там нет ни сколько-нибудь глубокого теоретического обоснования приводимых интерпретаций, ни достаточно серьёзного эмпирического материала. Один астролог использует такие 70 звёзд, другой - другие 50, и ни один из них не приводит при этом никаких аргументов в пользу того, почему астрологическую значимость имеет именно такой набор звёзд. Одной и той же звезде могут даваться совершенно не сочетающиеся между собой характеристики; например, Р.Эбертин и Г.Хофман указывают, что Дубхе оказывает разрушительное марсианское действие, а П.Глоба связывает её с благотворнейшими качествами Солнца и Юпитера. К слову, стоит отметить интересную концепцию П.Глобы, согласно которой каждая звезда имеет несколько планет-проводников её энергии, и проявленность звезды в гороскопе связана с силой этих планет-»эпигонов» в карте. Однако П.Глоба не приводит никаких обоснований, почему проводником является та или иная планета; кроме того, в трёх книгах Глобы, посвященных звёздам, для одних и тех же светил указаны разные «эпигоны» (и такие случаи не единичны).

Какие всё же делаются попытки теоретического обоснования интерпретации звёзд?

Прежде всего, это попытки связать значения звёзд с их названиями. Но они явно неудовлетворительны. Скажем, П.Глоба указывает, что Кастра - звезда, предвещающая кастрацию, если есть подтверждения по планетам или в гороскопе включена звезда Виндемиатрикс («винодельница» - видимо, в связи с серпом виноградаря). Во-первых, интересно, сколько гороскопов кастратов исследовал Павел Павлович для обоснования этого утверждения, а во-вторых, историки неба склоняются к тому, чтобы считать название этой звезды происшедшим от латинского castra - «день пути». Если же говорить о данном методе в целом, то следует отметить, что:

1. Большинство неподвижных звёзд вовсе не имеют собственных названий.

2. Этимология названий многих звёзд практически невосстановима.

3. Десятки звёзд имеют по несколько названий, порой совершенно не связанных между собой.

4. Большинство названий, этимология которых ясна, восходит к простому описанию положения звезды в рисунке созвездия, который принят у того или иного народа (тогда, вероятно, лучше учитывать в интерпретации непосредственно само положение звезды в рисунке созвездия?).

5. Нередки случаи переноса названия одной звезды на другую или одинакового названия у нескольких звёзд в разных участках неба. Например, разные авторы относят название «Граффиас» к трём разным звёздам созвездия Скорпиона. Другой характерный пример: происхождение наименования беты Центавра. Название «Агена» получено из лат. обозначения Alpha CENtauri, сокращенного до ACEN, которое вследствие опечатки превратилось в AGENa и было перенесено на звезду бета. Очевидно, что сколь-либо значимого астрологического смысла из этого названия вывести нельзя.

Поэтому в качестве основного принципа для определения влияния звёзд этот метод использовать невозможно.

Единичные случаи выведения «характера» звезды из названия созвездия тоже нельзя признать удовлетворительными. Так, Сириус, считающийся очень доброй звездой, при этом имеет (как альфа Большого Пса) и значение «опасность быть укушенным бешеной собакой». Объяснений такого противоречия в действии Сириуса ни у одного автора мне не встречалось.

Представления о связи значения звезды с её цветом, пожалуй, наиболее распространены. Но тот, кто считает, что все звёзды одного цвета имеют один и тот же характер проявления, прочитав посвящённую звёздам литературу, поймёт, что он очень ошибается. О том, что тут нет никакой однозначности, свидетельствует хотя бы следующий пример. Звёзды красного цвета (спектрального класса М) должны, вроде бы, иметь характер резкий, импульсивный, агрессивный. Некоторые красные звёзды (скажем, Антарес, Йед Приор) действительно подходят под это описание. Но многим другим звёздам этого цвета приписываются совершенно другие характеристики. Заурак считается звездой сатурнианской меланхолии, Бетельгейзе - звездой нищеты по одним источникам (Глоба) и звездой успеха и вечной славы - по другим (Эбертин, Хофман), Мира у немецких исследователей выступает как источник благоразумия и настойчивости, а у отечественных астрологов авестийской школы - символом красоты, шарма и обаяния... При всей противоречивости характеристик отсутствие черт импульсивности и агрессии очевидно.

Таким образом, ни один из вышеуказанных принципов не может быть безоговорочно положен в основу общей теории звёзд.

Уровень достоверности эмпирических сведений тоже весьма невысок. В подавляющем большинстве случаев исследователи учитывают только эклиптическую долготу звёзд, но так как практически всегда найдется несколько звёзд, имеющих (с точностью до нескольких минут дуги) одинаковую долготу, то мы не можем уверенно утверждать, что то или иное воздействие оказывает, скажем, Арктур, а не Неккар (бета Волопаса), ведь разница по долготе между ними меньше 1'! Кроме того, каждый астролог использует свою систему орбисов, порой достаточно вольных, поэтому единой статистики здесь получить невозможно.

Отметим также, что спектр исследованных влияний звёзд очень узок. Пусть мы определили, что какая-то звезда проявлена в гороскопах певцов, и с удовлетворением на этом остановились. Но неужели больше с этой звездой ничего не связано? Если статистика показывает, что у многих садомазохистов сильно включен знак Скорпиона, то это вовсе не значит, что этим проявления Скорпиона ограничиваются!

Особо хотелось бы остановиться на книге Дж.Ригора «Астрологическое влияние неподвижных звёзд». Во-первых, потому что это наиболее обширное руководство по звёздам, вышедшее на русском языке, во-вторых, потому что в данной книге делается попытка дать теоретическое обоснование приводимым интерпретациям, в-третьих, потому что здесь представлена упрощённая форма методики, предложенной известным американским астрологом Л.Э.Джондро. К сожалению, вышедшая в США около полувека назад работа Джондро, посвящённая влиянию звёзд, недоступна отечественному читателю, но о ней можно составить представление по указанной книге Ригора.

Ключевая мысль этой книги - «Влияние неподвижных звёзд определяется только их цветом» [27, с.11]. Но при этом сам автор неоднократно опровергает это утверждение, приводя интерпретации конкретных звёзд. Так, спектральному классу K0 соответствуют «активность, сила, буйство, смелость, бесстрашие». Но о дзете Кита (Батен Каитос, класс К0) написано: «Человек серьёзен, задумчив, меланхоличен, много раз откладывает намеченное» [27, с.61]. И на протяжении всей книги подобные «нестыковки» встречаются постоянно. Приведу ещё лишь один пример. Канопус (класс F0) «приносит человеку славу», «высокое положение в военной сфере», «домашние или семейные проблемы» [27, с.106]. Адхафера (дзета Льва того же класса F0) «побуждает человека к буйным поступкам, вероломству, преступлению, обману. Используется в негативных гороскопах» [27, с.123]. Если же мы посмотрим, какое значение приписывается звёздам класса F (с.233), то убедимся, что оно не особенно подходит как к Канопусу, так и к Адхафере. Таким образом, сам автор не соблюдает свой основной принцип интерпретации звёзд.

Опровержение принципа «влияние звезды определяется только цветом» мы находим и в приводимой на стр.34-35 таблице звёзд, связанных с буйством. Среди 15 звёзд, включённых в этот перечень, имеются представительницы всех семи основных спектральных классов (!).

Не наблюдается особой ясности и в том, какие влияния Ригор приписывает спектральным классам. В его книге описанию «основных влияний различных спектральных классов (цветов)» отводится отдельная глава, в которой он все классы делит на четыре группы. Среди этих «основных влияний» указываются:

для классов W,O,B - умение командовать, богатство, слава; в негативном случае - непостоянный, безрассудный, упрямый;

для класса A - высокие почести, удача, богатство, импульсивность; негативный случай - своенравность, безрассудная храбрость, непостоянство;

для классов F и G - успех, удача в материальных делах, умение побеждать, требовательность; негативно - эгоизм, за взлётом следует падение, буйство;

для классов K,M,R,N - устремление добиться успеха, активность; негативно -дурная слава, буйство, бедствия.

Честно говоря, принципы, по которым разграничиваются эти четыре группы влияний, для меня остались загадкой. Кроме того, «особое влияние» приписывается скоплениям и туманностям. Шаровые звёздные скопления придают воинственность, непостоянство, честолюбие, опрометчивость, упрямство, умение руководить, буйство. А туманности указывают на тайные дурные привычки, буйство, смелость и безрассудство. Такая вот "богатая" палитра влияний!..

На стр. 53 содержится утверждение: в соединении со звёздой спектрального класса K, M, R или N Юпитер имеет негативную природу. А в перечислении значений звёзд, которое идёт сразу за этим утверждением, приводятся неоднократные примеры положительного влияния Юпитера (в частности, с первой же звездой списка - бетой Кита класса K0).

На стр. 231 приковывает к себе внимание следующее замечание автора: «Звёзды, оказывающие негативное воздействие, не имеют в спектре гелия...», и далее: «Наличие водорода также говорит о благотворной природе звезды». При знании элементарных основ астрофизики автор не решился бы на подобное заявление: ведь среди видимых на земном небе звёзд (и в том числе среди приводимых Ригором 124-х) содержащих водород или гелий звёзд - подавляющее большинство. Однако в интерпретациях самого Ригора мы находим более чем достаточно негативных характеристик.

Далее, обратим внимание на систему орбисов. Для соединений планет со звёздами 1-й величины Ригор даёт 2°30', для 2-й величины - 2°10'... наконец, для звёзд 5-й и 6-й величины, звёздных скоплений и туманностей -1°. После таблицы орбисов следует предупреждение: «Это точные орбы, и любое отклонение от данных величин приведёт нас к неверным результатам» [27, с.11]. Мне же интересно, к каким «точным результатам» может прийти Ригор, если по его системе орбисов в соединении с каждой планетой гороскопа оказывается одновременно около 40 (?!) звёзд. Ведь всего на небе около 6 тысяч звёзд первой-шестой звёздной величины (не считая скоплений и туманностей). Другое дело, что сам Ригор учитывает лишь 124 объекта - но опять же не объясняет, почему только их.

О неточности приводимых координат я уж и не говорю: это общая беда всех астрологических книг по звёздам (исключением здесь явились лишь «Мистерии звёздной астрологии», подготовленные научными сотрудниками НИИЯФ МГУ [6]).

Таким образом, мне вполне понятна точка зрения тех астрологов, у которых опускаются руки перед этим нагромождением безапеляционных утверждений авторов книг по звёздам, не подкреплённых сколь-либо прочным фундаментом. В общем, следует признать, что более или менее можно опираться только на эмпирические данные о десяти-двадцати крупнейших звёздах, поскольку в других случаях (даже если есть достаточный эмпирический материал) невозможно доказать, что наблюдаемый нами эффект есть результат действия одной звезды, а не другой, находящейся с первой в соединении. Весьма показательно, что в вышедшей в 1994 г. в США «Астрологической энциклопедии» (которая в целом является значительным шагом вперёд по сравнению с популярной у нас энциклопедией Девора) её автор, Джеймс Льюис, вообще отказался от того, чтобы привести интерпретацию хотя бы самых известных звёзд. Но просто отставить эту область астрологии в сторону и вообще не обращать внимания на звёзды - не решение проблемы.

Ниже представлен общий подход к интерпретации звёзд, который, как мне кажется, позволяет хорошо разобраться в указанных проблемах; этот подход уже показал свою действенность при работе с конкретными гороскопами.

Старшие арканы Таро.

Для того, чтобы определить корреляцию между упомянутыми системами, необходимо ясно представлять себе внутреннюю структуру каждой из систем. Однако полной ясности здесь нет.

Система старших арканов Таро (несмотря на обилие различных исследований на данную тему) остаётся во многом для нас загадкой. Порядок арканов варьируется у разных авторов (начиная с того, что неясно, считать ли карту Шута начальной или конечной), названия, рисунок и интерпретация каждого из арканов также различны. Несмотря на то, что в самих арканах заложена астрологическая символика, до сих пор не существует общепризнанной системы соответствий карт Таро астрологическим элементам. Широко распространено соотнесение 12 арканов со знаками Зодиака, а остальных 10 - с планетами. Однако, во-первых, тут не наблюдается никакой внутренней системы (напр., у Уэйта [36]: 1-й аркан - Меркурий, 2-й - Луна, 3-й -Венера, 4-й - Овен, 5-й - Телец, 6-й - Близнецы, 7-й - Рак, 8(11)-й - Лев, 9-й - Дева, 10-й - Юпитер, 11(8)-й - Весы, 12 - Нептун...); во-вторых, представляется ошибочным смешивать элементы таких разных систем, как круг Зодиака и система планет. К тому же, Зодиак является замкнутой системой, а планеты - нет. В ХХ веке астрологи используют 10 планет, раньше (когда, собственно, и была создана система Таро) использовали меньше планет, а в будущем реально ждать открытие новых планет. Поэтому необходимо найти какой-то новый подход к этой проблеме. Думается, что адекватным в данной ситуации будет поиск соответствий не между арканами и планетами и не между арканами и знаками Зодиака, а соотнесение 22 арканов Таро с 22 обителями планет в Зодиаке. Действительно, если считать, что Солнце и Луна имеют по одной обители, а остальные планеты - по две, то всего (с учётом соуправителей Меркурия и Венеры) получается 22 обители. Таким образом, мы получаем замкнутую систему из 22 элементов, которую можно сопоставлять с системой Старших арканов. Наш вариант такого сопоставления будет приведён ниже (при этом соуправителями Меркурия и Венеры с достаточной степенью условности названы Прозерпина и Хирон).

Галльский гороскоп.

Наиболее сложную и наименее осмысленную современными исследователями структуру, основанную на числе 22, представляет система галльского гороскопа, соотносящая черты характера людей, рождённых в определённые дни годичного цикла, с тем или иным деревом.

В «Зодиаке» друидов 22 знака, из них 18 представлены двумя (обычно разного размера) противоположными секторами круга, а 4 оставшиеся знака связаны с кардинальными точками равноденствий и солнцестояний. Таким образом, годичный путь Солнца делится на 40 (18 х 2 + 4) неравных секторов. До нашего времени дошли только даты ингрессий Солнца в древесные знаки и общие характеристики людей, родившихся под Солнцем в том или ином знаке (при этом описания очень слабо коррелируют с характеристиками знаков традиционного Зодиака). Эти сохранившиеся данные о древней астрологической системе кельтских и галльских жрецов имеют чисто эмпирический характер. Почему размеры, количество, структура, названия и характеристики древесных знаков именно такие? Ответы на эти вопросы до нас не дошли.

КВАДРАТ ОГНЯ

Ключевые символы: карта - Маг, дерево - Дуб, Марс в Овне.

Ключевой принцип: активное овладение миром, проекция себя на мир.

Магическое воздействие на мир Лёгкость
ЛИСТВЕННИЦА СУД Магия в горизонтальной плоскости мира ЛИПА КОЛЕСО ФОРТУНЫ Искушения горизонтальной плоскости мира
ИНЖИР ДЬЯВОЛ Искушения в вертикальной развертке мира ЯБЛОНЯ ПОВЕШЕННЫЙ Мистика вертикальной развертки мира

Потребность в любви

Понимание глубинного смысла обыденных событий   Аркан 1. Маг: чётко сформулированный волевой акт, направленный на достижение высших идеалов; подчинение всего распорядка жизни одной поставленной цели; самостоятельность; сила, достаточная для выполнения задуманного.

КВАДРАТ ВОЗДУХА

Ключевые символы: карты - Жрица, дерево - Береза, Венера в Весах.

Ключевой принцип: активное принятие мира в себя.

Новое учение Поиск, импульс, открытие мира
КЛЁН ШУТ Выход из обыденности ради связи с высшим СОСНА КОЛЕСНИЦА Рациональное объяснение мира («физик»)
ЯСЕНЬ МИР Мистическое постижение мира(«лирик») ВЯЗ ПАПА Включение в традиционную иерархию

КВАДРАТ ВОДЫ

Ключевые символы: карта - Императрица, дерево - Маслина, Марс в Скорпионе.

Ключевой принцип: ощущение непосредственной связи событий внешнего мира с внутренними проблемами.

Творческие открытия Потребность в признании
ГРЕЦКИЙ ОРЕХ СОЛНЦЕ Индиви- дуальное КЕДР СИЛА Осознанное
КАШТАН СМЕРТЬ Бессозна- тельное КИПАРИС УМЕРЕННОСТЬ Коллективное

Прямота

Использование освоенного знания   Аркан 3. Императрица: вселенская творческая сила; плодородие, физическое и духовное процветание, берущие начало в естественной, природной гармонии; понимание единства источника красоты внешнего мира и гармонии во внутреннем мире человека; умение черпать силы и вдохновение из этого источника.

КВАДРАТ ЗЕМЛИ

Ключевые символы: карта - Император, дерево - Бук, соуправитель Венеры в Тельце.

Ключевой принцип: самостоятельное решение внутренних проблем.

Изменение религиозных традиций ради высших принципов Отдача внутреннему импульсу
РЯБИНА БАШНЯ Внутреннее религиозное чувство ВЕРБА ЛУНА Чувствительное и изменчивое в психике
ГРАБ СПРАВЕД-ЛИВОСТЬ Косное и стабильное в психике ЕЛЬ ОТШЕЛЬНИК Правильные ритуальные действия

Дань формализму

Изменение бытовых традиций для увеличения удобства, ради сиюминутных желаний   Аркан 4. Император: отграниченность от большого мира, боязнь и нежелание входить с ним в контакт; стремление установить контроль на отграниченной от мира территории; стремление к самостоятельному решению внутренних проблем; аналитическое изучение доступного фрагмента мира; попытки формализации всех процессов жизни для достижения стабильности; неподатливость переменам, косность, материализм.

Алгоритм работы.

Построив астрологическую карту, определяем астрологически важные звёзды (т.е. ярче 6.5m визуальной звёздной величины и обозначаемые в системе Байера греческой буквой), находящиеся в соединении с планетами и куспидами домов (наше мнение об орбисах см. в п.5.3.; полный список астрологически важных звёзд приведён в Приложении). Затем оцениваем влияние каждой из проявленных неподвижных звёзд. Для этого необходим синтез значений следующих факторов:

1) Визуальная звёздная величина - значимость и доступность концепций и проблем, ставящихся звездой для человечества на данный момент.

2) Спектральный класс - тип проявления звезды (её «ASC»):

O - голубой цвет

B - голубовато-белый цвет

A - белый цвет

F - желтовато-белый цвет

G - желтый цвет

K - оранжевый цвет

M - красный цвет

Юпитер

Сатурн

Луна

Меркурий

Венера

Солнце

Марс

редкие классы:

С (=R-N) - углеродные звезды;

Хирон, Вулкан (?)

S - сильные полосы циркония в спектре;

Уран (?)

P - планетарные туманности;

Нептун (?)

W - горячие звезды с широкими линиями излучения в спектре;

Плутон (?)

Q - новые звезды;

Прозерпина (?)

3) Астрономическое обозначение звезды.

Альфа - дельта - яркое, непосредственное и эгоцентричное проявление (I посвящение); при этом каждая из четырёх букв соотносится с одной из стихий и с одним из квадрантов:

* альфа - Огонь, I квадрант - активность, импульсивность, необдуманность, воодушевление, идеализм, большая энергия, детская непосредственность;

* бета - Земля, II квадрант - конкретность, несгибаемость, упрямство, материализм, стабильность, непреклонность, оформление, плодотворность, корыстолюбие;

* гамма - Воздух, III квадрант - общение, контакты, партнёрство, восприимчивость, лавирование, разумность, торговля, поездки, интерес к изящному искусству;

* дельта - Вода, IV квадрант - чувствительность, эмоциональность, интерес к внутренним процессам, моральная оценка, восприятие, внутренняя переработка, углубление.

Эпсилон, дзета, эта, тета - конкретная проработка на более высоком уровне (II посвящение): эпсилон - Огонь, I квадрант (деятельность более творческого плана, чем у альфы, уменьшается инфантильность, энергия более тонкая и более управляемая); дзета - Земля, II квадрант, и т.д.

Йота, каппа, лямбда, мю - ментальное и духовное осмысление (III посвящение).

Ню, кси, омикрон, пи - глубинное осмысление, переход на тонкий план (IV посвящение).

Ро, сигма, тау, ипсилон - участие в космических кармических программах (V посвящение), высший из реально доступных уровней восприятия вибраций звёзд.

3а) Значение созвездия (приводимые краткие интерпретации основаны прежде всего на мифологемах, связанных с созвездиями, символике названий, истории их введения). Не следует забывать, что каждое созвездие имеет как позитивные, так и негативные проявления.

Андромеда (Дьявол/Вода) - смутные надежды на то, что «красота спасет мир», должны перерасти в спасение самой красоты и в явление её миру.

Близнецы (Сила/Земля) - необходимость прийти к мистическому единству с миром, иначе человек будет разорван непримиримыми внутренними противоречиями.

Большая Медведица (Императрица/Огонь) - необходимость ухода от агрессивности и конфликтов с окружающим миром, отстранения от обыденных проблем и полной отдачи себя служению высшим силам.

Большой Пёс (Колесница/Вода) - необходимость служения, познания тайн мира ради счастья и благоденствия в будущем, пусть даже далеком и нереальном (связь через Анубиса с загробным миром).

Весы (Умеренность/Воздух) - необходимость сгладить контрасты, примирить противоречия, не застывая в консерватизме, необходимость воспринимать «пульс времени».

Водолей (Солнце/Вода) - обещание быстрого прогресса, приобщения к высоким тайнам в сочетании с опасностью попадания под власть жёсткого эгрегора и распада личности.

Возничий (Повешенный/Воздух) - недвусмысленные искушения, кончающиеся падением и несением бед окружающим; необходимо осмыслить, кто или что стоит за этим искушением.

Волк (Влюблённые/Воздух) - животные инстинкты, святотатство, неверие, необходимость отказа от эгоистических установок.

Волопас (Маг/Воздух) - необходимость сочетания мужества со знанием, активного несения новых истин миру, иначе - опасность стать жертвой собственных необдуманных поступков.

Волосы Вероники (Звезда/Земля) - готовность к жертве ради счастья и благоденствия; самостоятельное решение; умение быть благодарным.

Ворон (Отшельник/Земля) - необходимость трансформации для выживания в мире; но и божественная помощь человеку, готовому встать на этот путь; пойти или нет по этой дороге, человек решает сам.

Геркулес (Маг/Огонь) - искушение лёгкой жизни не должно мешать проявлению энергии; только труд поможет найти свое место в жизни.

Гидра (Луна/Земля) - ядовитая агрессия к окружающему из-за того, что человек, при всём своем уме, видит в мире только зло и считает возможным отвечать на него таким же злом. Необходимость обретения духовных ценностей.

Голубь (Мир/Воздух) - ощущение высших энергий, несение Божественных истин в мир.

Гончие Псы (Суд/Огонь) - злоба, мстительность, бесчеловечность, неотвратимое приближение беды, стремление доминировать, невзирая на последствия.

Дева (Сила/Огонь) - щедрое вознаграждение за всё сделанное; обещание гармонии, покоя, изобилия и славы человеку чистому и несущему благоденствие другим людям.

Дельфин (Повешенный/Земля) - спаситель и защитник; указание истинного пути, необходимость приобщения к высшим ценностям, иначе - распад личности; уход в материализм и вещизм очень опасен.

Дракон (Звезда/Вода) - сочетание меркантильных интересов с чувством высшей справедливости может привести к краху, если высшие ценности не станут главенствующими.

Единорог (Влюблённые/Огонь) - уникальная возможность выхода на высочайший уровень при условии сохранения внутренней чистоты и искреннего альтруизма в поступках.

Жертвенник (Отшельник/Огонь) - необходимость отказа от конфликтов и низших побуждений ради торжества великой общей цели; аскетизм, но без ухода от мирских проблем.

Живописец (Маг/Вода) - воплощение идей посредством творческого воображения и их пропаганда.

Жираф (Жрица/Воздух) - устремления к далёкому и экзотическому накладывают отпечаток на течение обыденной жизни; трудности из-за неприспособленности к реалиям.

Журавль (Справедливость/Воздух) - доброта, милосердие, праведная жизнь; хрупкая гармония.

Заяц (Шут/Воздух) - усердие и скорость в выполнении дел, отсутствие сосредоточенности, сиюминутная выгода заслоняет далёкие перспективы; плодовитость, но неспособность к верности.

Змееносец (Смерть/Воздух) - избавление от страданий через расширение сознания; шоковая терапия; победа над страхами.

Змея (Дьявол/Огонь) - опасность мудрости, смертельные загадки жизни; не связанные в обыденной жизни странные события обретают цельность на уровне высшей реальности; страх избавления от ставших привычными страданий.

Золотая Рыба (Влюблённые/Вода) - символ продвижения мира через море «неоформленной» действительности (или разобщённые, ещё не сформировавшиеся миры, или первобытные моря); возможность магического невербального воздействия на мир; в негативном варианте - «надежда на авось».

Индеец (Папа/Огонь) - пестуемая самобытность, отвергаемая другими; гордость своим происхождением, простые и ясные понятия о добре и зле, воинственное благородство.

Кассиопея (Колесо Фортуны/Воздух) - хвастовство своими врождёнными качествами и ощущение своей исключительности наказываются, если человек не осознает, что всё это дано ему от Бога для выполнения определённой кармической задачи.

Кентавр (Центавр) (Колесница/Земля) - акцент на проблеме мудрости природы: (-) животные инстинкты или (+) нравственная чистота животной жизни. Возвращение к природе, прославление «дочеловеческого» мира. Знание целительных сил природы.

Киль - см. Корабль Арго.

Кит (Сила/Вода) - разрушительный фатум, действие которого можно преодолеть, если найти в себе силы и разгадать сокрытые в страшных событиях требования; невозможность пассивного принятия судьбы и ухода от решения проблем.

Козерог (Умеренность/Вода) - дуалистические тенденции в жизни, ведущие, с одной стороны, к бездне (или водной пучине), и с другой стороны, к высотам (или горам); возвращение или выход из колеса сансары. Возможность дать импульс для развития высочайших и мощнейших идей (связь с Амалфеей), или же дать волю грубейшим инстинктам.

Компас - см. Корабль Арго.

Корабль Арго - бескорыстное объединение усилий лучших людей ради достижения идеальной цели; эгрегор поддержки и защиты в экстремальных ситуациях. Это существовавшее раньше обширное созвездие сейчас разделено на четыре созвездия: Киль (Маг/Земля) - миссионер, первопроходец; эгрегор, ведущий к достижению высшей цели. Компас (Справедливость/Вода) - эгрегор, указывающий пути достижения коллективной цели. Корма (Папа/Вода) - один из основополагающих конструктивных элементов, значимость которого проявляется в экстремальных ситуациях, когда он принимает удар на себя. Паруса (Мир/Земля) - проводник жизненной энергии, обеспечивающий нормальное функционирование до наступления критических событий.

Корма - см. Корабль Арго.

Лебедь (Жрица/Огонь) - самоотверженная устрёмленность к познанию высших истин и к служению вечным принципам, которая осуществляется через взаимодействие с другими людьми, через участие в их делах; опасность впасть в назидательный тон.

Лев (Солнце/Огонь) - самоутверждение за счет других, стремление доминировать над окружающими, блистать, невзирая на последствия; недвусмысленная демонстрация силы; пренебрежение к изменяющейся ситуации, могущее кончиться плачевно.

Летучая Рыба (Императрица/Вода) - тренинг духа и тела позволяет прорываться в области, недоступные обычным людям, воспарить в высокие сферы, но лишь на время; необходимость возвращаться в реалии жизни; нельзя терять связь с истоками.

Лира (Императрица/Воздух) - большие творческие достижения (лира), возможные, если человек будет нести свои достижения людям, не замыкаясь в себе, но и не теряя скромности (черепаха); иначе человек и его талант попадут в когти хищных эксплуататоров (коршун).

Лисичка (Колесо Фортуны/Вода) - лукавство, жестокость, ненасытность, которые на высоком уровне превращаются в способность к оригинальнейшим догадкам, неиссякаемую жажду к познанию, к решению манящих загадок мироздания.

Малая Медведица (Императрица/Огонь) - верность друзьям и единомышленникам, чувство защищённости, опёка более мудрыми и старшими людьми или ведущим высшим эгрегором.

Малый Конь (Суд/Земля) - попытка подражания; разработка идей предшественников, философское осмысление творчества других людей.

Малый Лев (Колесо Фортуны/Огонь) - возможность доминировать над другими благодаря существованию покровителя; избалованный ребёнок, «папочкин сынок»; многочисленные таланты могут так и остаться нереализованными.

Малый Пёс (Башня/Вода) - наличие учителя, гуру; воспитание в человеке любви к знанию и веры в будущее; необходимость внутренних изменений.

Микроскоп (Отшельник/Воздух) - поиск тайн мира и закономерностей в мелочах жизни; внимание к микропроцессам; чувствительность к малейшим изменениям в окружающей среде и в своём внутреннем мире.

Муха (Шут/Вода) - любопытство и назойливость, приводящие к запутыванию в негативных обстоятельствах; безрассудство; грех, ведущий к очищению.

Насос (Воздушный Насос) (Отшельник/Вода) - энергия, существующая в окружающем пространстве в рассеянном виде, концентрируется на достижение реальной цели; внутренняя пустота, помогающая решать жизненные проблемы (принцип даосизма).

Наугольник (Башня/Огонь) - механистическое представление о мире, технологическая цивилизация, внешнее удобство, в котором утеряна внутренняя связь с природой; прямота, граничащая с грубостью; идейный кризис.

Овен (Умеренность/Земля) - жизнь человека периодически подвергается опасности, он может играть роль жертвенного агнца, но в самую трудную минуту к нему приходит неожиданная помощь.

Октант (Колесница/Огонь) - стремление вписать всё разнообразие явлений природы в рамки математизированной системы.

Орёл (Звезда/Огонь) - гордость, самомнение, блеск, парение в выси, целеустремлённость, порой доходящая до жестокости.

Орион (Смерть/Земля) - доблесть и храбрость не должны переходить во вседозволенность, иначе возможны негативные последствия для самого человека; он должен руководствоваться не своими эгоистическими побуждениями, а высшими ценностями.

Павлин (Справедливость/Огонь) - созерцание красот мира, уход в иллюзорную реальность (но не пассивность), неумение приспособиться к жизни.

Паруса - см. Корабль Арго.

Пегас (Повешенный/Вода) - возможность трансмутации негативной энергии в неиссякаемую творческую силу; вдохновение, помогающее в трудную минуту.

Персей (Звезда/Воздух) - кармически предопределенное взаимодействие с магическими силами для достижения конкретных жизненных задач; необходимость беспрекословного подчинения высшей силе для того, чтобы эти магические силы не обернулись против человека.

Печь (Колесница/Воздух) - переработка природных даров согласно своим нуждам и требованиям; взвешенная подготовка к трудному периоду.

Райская Птица (Шут/Земля) - возможность украсить земную, реальную жизнь, расцветить своё серое существование через искусство или религию.

Рак (Умеренность/Огонь) - потребность в оригинальности, эксцентричность; необходимость идти непроторенными путями; поступки, необъяснимые для других людей или превратно ими истолковываемые; кажущаяся противоположность содержания и выражения; человеку приходится выполнять грязную работу, но при этом он сохраняет внутреннюю чистоту.

Резец (Императрица/Земля) - инструмент для реализации высшего замысла в конкретные формы (посредник между творческой мыслью скульптора и инертным материалом).

Рыбы (Смерть/Вода) - уход, отказ от прошлого, непредсказуемость, многообразие потенций, всеядность; отсутствие внутреннего стержня; единство противоположностей, вс<

Наши рекомендации