Самосовершенная, подобная драгоценности йогини как женщина
Из произведений Сахаджайогиничинты ясно, что она получила прекрасное образование и была сведуща как в вопросах религиозных, так и светских. Будучи женщиной, Сахаджайогиничинта могла получить свое образование каким угодно способом. Судя по литературным произведениям того периода, царевны, дочери высших чиновников и придворных, девушки из семей знати (кшатрия: ksatriya), а также куртизанки и танцовщицы могли обучаться санскриту, композиции, поэзии, музыке, танцу и различным наукам (шастра: sastra), в том числе камашастре (kamasastra), или науке любви. Хотя наиболее вероятно, что образование получали женщины именно из этих групп, есть свидетельства и о том, что иногда образование было доступно служанкам и женщинам из низких каст.
Вывод об образовании, полученном Сахаджайогиничинтой, можно сделать из сообщений Таранатхи о ее занятиях, ее знакомстве с жизнью царского двора, а также свидетельств, присутствующих в самом тексте ее произведения. В историях линий преемственности, поведанных Таранатхой, говорится, что Сахаджайогиничинта продавала вино, а потом пасла свиней. До этого же, когда она еще звалась Виласьяваджрой, она снабжала вином царя, а это положение было гораздо выше, чем быть простой хозяйкой питейного заведения. Хозяйки винных лавок подавали рисовое пиво и местные вина разной и зачастую весьма сомнительной публике, но Сахаджайогиничинта занимала придворную должность, и на нее была возложена серьезная обязанность обеспечивать двор лучшим виноградным вином, достойным царских уст. Вина такого качества ввозились из Аравии, Персии и Кашмира. Сахаджайогиничинта должна была иметь дело с караванщиками, торгующими драгоценными камнями и пряностями для дорогих вин, и, возможно, обладала познаниями в таких смежных дисциплинах, как счетное дело, наука о драгоценных камнях и виноградарство. По своей должности она должна была часто бывать во дворце, а возможно, даже жила там. Она была достаточно знакома с царем, чтобы знать о его смертельном страхе перед змеями. Она сообщила о его слабости Домбихеруке, чтобы помочь ему обратить царя на путь. Как повествуется дальше в этой истории, когда Домбихерука напустил змей на его дворец, Сахаджайогиничинта тут же подсказала его величеству, куда ему обратиться за помощью.
Происхождение из знатной или купеческой семьи или придворная должность согласуется с полученным Сахаджайогиничинтой широким образованием и ее занятием. Точно так же то, что она была вхожа во дворец, была знакома с царской семьей, знала науку эротики, искусство и танец, могло объясняться и тем, что она была дочерью куртизанки или танцовщицы. Что касается ее буддийского образования, то в начале своего текста Сахаджайогиничинта говорит, что провела много лет в преданном служении у ног своего гуру. Этот период ученичества позволил ей изучить философию абхидхармы, йогачары и Тантры.
Сахаджайогиничинта была образованным и культурным человеком, способным быть духовным наставником во всех вопросах, начиная с философских основ и заканчивая высокими методами йогини-тантр. Тем не менее, в конце концов она покинула высшее общество и поселилась в деревне с супругом из низкой касты, у нее была дочь, а на жизнь она зарабатывала пастьбой свиней. В этом она похожа на таких махасиддхов, как Тилопа и Сараха, которые кормились выжиманием масла и изготовлением стрел, переняв эти ремесла от своих спутниц из низких каст, несмотря на то, что были учеными и могли при желании получать жалованье, работая писцами или учителями. Став тантрической йогини, Сахаджайогиничинта предпочла более простой и свободный образ жизни, не скованный социальными рамками, потому что занятия, странствия и общество свинопаса не слишком привлекают чье-либо внимание, за исключением разве что человека, который ищет тантрического гуру.
Хотя Таранатха сообщает, что Сахаджайогиничинта известна как знаток «высшего блаженства», до нас дошло мало историй, свидетельствующих, что она была учителем. В этом нет ничего необычного, даже если речь идет о такой известной фигуре, поскольку тантрические повествования, к сожалению, очень лаконичны. Сохранившаяся история о Сахаджайогиничинте довольно красноречива. В ней говорится о ее ученике Падмаваджре, одном из «основателей» буддийской Тантры. Пад-маваджра служил жрецом у царя Уддияны и гордился своей образованностью и ораторским искусством. Как-то раз на одной из его буддийских проповедей появилась некая собирательница хвороста, которая, слыша его слова, то смеялась, то плакала. После проповеди она подошла к нему и объяснила, что смеялась потому, что радовалась его умению так красиво говорить, а плакала потому, что не поняла, о чем шла речь. Эта женщина велела Падмаваджре искать гуру Анангаваджру, свинопаса из убогой деревушки на севере.
Найдя Анангаваджру, Падмаваджра почти не обратил на него внимания, но сразу же был восхищен женщиной, с который жил этот учитель. Все свои действия она совершала с полным вниманием, и в каждом ее жесте светилась глубокая погруженность в реальность. Когда Падмаваджра наблюдал, как она выполняет свою грязную работу, ее безупречные, изящные, похожие на танец движения углубили его духовное понимание. Он понял, что, глядя, как она ходит и движется, он получает более глубокое учение, чем если бы слушал любые рассуждения по буддийской философии. Ученый стал умолять Сахаджайогиничинту принять его в ученики, но она рассвирепела и, осыпав ударами, выгнала, приговаривая: разве может она, женщина из низкой касты, быть учителем. Однако Падмаваджра не ушел, а устроился ночевать в свинарнике. Пока он спал, свиньи добрались до его сумы и сжевали все книги. Наутро, обнаружив, что произошло, он стал кричать и топать ногами. На Сахаджайогиничинту такое проявление страсти и гнева произвело большое впечатление, и она согласилась взять его в ученики: «А, так ты не совсем безупречен! Может быть, в конце концов и научишься чему-нибудь от меня!». Падмаваджра получил от Сахаджайоги-ничинты и ее супруга посвящение и наставления. Их дочь избрала Падмаваджру своим тантрическим спутником, и они вместе вернулись во дворец, где Падмаваджра вновь приступил к своим обязанностям, но они вдвоем выполняли тантрическую практику тайно, пока их изобличение не потребовало от них обоих проявить сверхъестественные силы, что способствовало обращению многих людей на путь Тантры.
В этом рассказе отразилась разносторонность жизни, образования и практики Самосовершенной, Подобной Драгоценности Йогини из Уддияны. Подобно драгоценному камню, прославленная йогини столь же многогранна. Она — открывательница учений Тантры, полученных ею в видении во время глубокой медитации. Она — искусный оратор, поражающий своих слушателей чувственным и кипучим видением тантрической сексуальности. Она — искусная проповедница, приобщающая слушателей к духовной практике, внушая им, что мирские удовольствия непостоянны и в конечном счете не приносят удовлетворения. Она — тонкий философ, который рассматривает со всех сторон и распутывает теоретические хитросплетения. Окружавшие ее женщины были вознаграждены за свое присутствие на проповедях поразительным и, возможно, уникальным зрелищем того, как будда откликается на страсть, проявляет любовь и желание, участвует в трансцендентальной забаве — эротической игре.
Сочинение Сахаджайогиничинты чрезвычайно важно для оценки интеллектуального уровня тантрических женщин, потому что Сахаджайогиничинта искусно, авторитетно и свежо пишет о таком предмете, в котором женщины, как считалось, были невежественны, а именно, о йоге тантрического союза. Кроме того, Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йогини не была единственной среди женщин обладательницей этого знания. Она передавала это учение собранию женщин, и, опираясь на ее сочинение, мы можем кое-что сказать и о них. Во-первых, это не урок для новичков, потому что здесь мимоходом упоминаются многие сложные учения и высшие практики. Таким образом, содержание текста указывает на то, что ее ученицы были не новичками. Достижение ими высоких уровней духовного пути находит свое подтверждение в том, что они названы «прославленными йогинями, наделенными величием саморожденной мудрости». Сахаджайогиничинта передавала свое учение и мужчинам: среди ее учеников были Падмаваджра и Гхантапа, которые обрели просветление благодаря практике тантрического союза и стали известны как «основатели» буддийской Тантры.
Примечателен и тот факт, что жизненный путь Сахаджайогиничинты проходил в Уддияне. В тантрической литературе Уддияна предстает как наилучшее место для изучения и практики Тантры, поскольку там находилась община женщин-тант-ристок. В Уддияну отправлялись и становились там учениками женщин многочисленные знаменитые практики Тантры: Падмасамбхава, Камбала, Анангаваджра, Лилаваджра, Луи-па, Тилопа, Гхантапа, Буддашриджняна, Гамбхираваджра, Падмаваджра, Атиша и Гоцангпа. Обычно имеется больше информации об этих йогинах, чем об их учителях-женщинах, однако Сахаджайогиничинта представляет собой такой тип женщины, с которым они могли встречаться в Уддияне. Ее пример дает нам увлекательную возможность получить представление об окружении, образе жизни и блистательной мудрости, которыми могла обладать женщина-гуру из Уддияны.
Существовало мнение, что женщины ничего не знали о тантрической сексуальной йоге и их или эксплуатировали в своих целях мужчины, или они участвовали в ней по своей воле, потому что были «ведьмами» или «распутницами». Это утверждение необходимо пересмотреть в свете доказательств того, что женщины с самого начала учили этой йоге и способствовали ее становлению. Мы даже находим конкретный основополагающий текст на эту тему, автором которого была женщина. Поскольку женщины были учителями и знатоками сексуальных йог, справедливо предположить, что женщины не передавали бы учения, которые они сами находили неприемлемыми, оскорбительными или не совместимыми с их духовными целями. Никакие внешние причины не заставляли их это делать, потому что в контексте Тантры нет высшего авторитета, чем гуру, чьи толкования для учеников имеют наибольшую весомость и ценность. В роли гуру как живого авторитета в области тантрического союза женщины были вольны излагать учения в соответствии со своими собственными переживаниями и убеждениями. Таким образом, вероятно, женщины учили и распространяли учения о тантрическом союзе в таком виде, который был для них приемлем. Некоторые из мужчин, ныне признаваемых традицией авторитетными создателями практик, получили эти учения от женщин. То, что эти учения передавались по мужской линии, не исключает их происхождения от женщин.
Эксплуатация несовместима с изначальным замыслом и задачами тантрического союза, как он описывается в классических текстах-первоисточниках и в этом важном учении, переданном женщиной. Знание задуманной формы и содержания практик может помочь выявить отступления от них, а также установить, какова была общественная и культурная среда, благоприятствовавшая их возникновению. Если же в какой-то момент истории этой традиции в нее вторглись отношения, основанные на эксплуатации, как предполагают некоторые, важно исследовать, какие особенности общественного устройства, обычаев и учений повлекли за собой унижение женщин посредством практики, появлению которой они изначально способствовали. Любое вырождение, которое может быть отмечено документально, следует признать изменой первоначальному духу этих практик, как они были задуманы женщинами. Так или иначе, эти учения сохранились в своей классической форме, а практики — как живая традиция.
Есть буддийские учения и практики, которые зародились в тепличных условиях монастырей, но сексуальные йоги не могут претендовать на такое происхождение. Сексуальная садхана предоставляла естественное поле для выражения интересов и устремлений женщин. Поскольку среди первых учителей и созидателей этой разновидности практик были женщины, разумно предположить, что они не стали бы создавать такие практики, в которых ими бы манипулировали или их бы эксплуатировали, или не стали бы истолковывать эти практики в таком ключе. Поскольку женщины способствовали их созданию, они вели к просветлению женщин. Ученые женщины, такие как Лакшминкара и Сахаджайогиничинта, ремесленницы, как Йогини Изготовительница Стрел, танцовщицы, как Домбийогини, куртизанки, как партнерша Гхантапы, и женщины-гуру, как Гангадхара, — все они практиковали йогу союза в русле своего собственного пути к просветлению.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ-
Заключение
Первоначально Будда проповедовал, что для следования по пути к просветлению лучше всего в своей жизни держаться отречения и безбрачия, однако в тантрическом движении в Индии мы обнаруживаем, что были люди, придерживающиеся иной системы. Сараха отказался от своих монашеских обетов, чтобы связать жизнь с женщиной, изготовлявшей стрелы. Тилопа, другой великий ученый, снял с себя монашеский сан и женился на дробильщице кунжута. Лакшминкара отвергла брак с царевичем и взяла в тантрические спутники мужчину из низкой касты. Другие никогда не были монахами, а многие в конце концов отказывались от монашеских обетов, чтобы найти партнера по практике противоположного пола, жили простой деревенской жизнью, совершали паломничества и предавались своим практикам йоги и созерцания в самой гуще жизни и кипения страстей. Эти духовные искатели следовали конкретному религиозному пути, который находит свое самое характерное и тонкое выражение в близких и сексуальных взаимоотношениях. Участие женщин наравне с мужчинами — это не то, что приписано задним числом, и не нечто необязательное, но неотъемлемая составная часть тантрической парадигмы, ценимая в этом движении как его идеальная модель. Эта модель предполагает высокий идеализм, веру в то, что мужчины и женщины вместе могут строить отношения, которые будут не угнетать, не принуждать, а способствовать взаимному просветлению.
Буддийская Тантра имеет общие с буддийской Махаяной этические и философские принципы, но отличается от нее в области символов и ритуалов, и, самое главное, тем, что включает в себя как часть пути к просветлению интимные отношения и сексуальность, пол и воплощение. В конце концов Тантра вошла в свод наук, изучаемых монашеством в Индии, и в монастырскую систему Тибета, но ее не так просто было бы перенести в контекст целибата и отшельничества без значительной сублимации образного ряда и практик. Тантрические убеждения и практики, описанные в данной книге, сохранились в классической литературе, в умах великих учителей и в процветающей йогической и затворнической субкультуре.
ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ
Отрицание положительной роли, статуса и достижений женщин в этом движении отталкивается от нескольких отправных пунктов. Все они, как представляется, могут быть объединены в направление, которое Вина Дас обнаружила во многих областях исторических исследований: «Изучение других культур продолжают предпринимать с точки зрения добывания документов о всеобщем характере подавления женщин». Постулат о повсеместном мужском доминировании помогает узаконить нынешнее общественное устройство, поскольку подразумевает его неизбежность и универсальность. Эта бессознательная цель составляет главное препятствие, мешающее созданию объективной истории женщин. Связанный с этим фактор — нежелание допустить потенциальное различие истолкований пола, отношения полов и сексуальности в разных культурах. Налицо укоренившееся психологическое сопротивление признанию того, что существуют взгляды, отличные от собственных, — наивность касательно социальной запрограммированности сексуальности. Возможно, этим объясняется тот факт, что утверждения западных ученых постоянно расходятся с мнением индийских исследователей, индийских практиков и тех западных ученых, которые сами практикуют восточные учения. Тантрические взгляды на пол и сексуальность заметно выделяются на фоне мировых традиций, однако, вместо того чтобы вникнуть в эту необычную систему, ученые предпочли представить ее как некую экзотическую восточную разновидность своих собственных установок — именно это произошло, когда они «обнаружили» в средневековой индийской Тантре зеркальное отражение собственного уничижительного отношения к женщинам и своей эксплуататорской модели сексуальности. В старании не услышать внятный голос этой традиции, возвещающий о ее самых ценных идеалах, дает о себе знать наследие колониального неуважения к культурным ценностям других народов.
Данное исследование привело к выводам, которые отличаются от результатов других исследований, поскольку оно исходит из иных посылок и историографических принципов. Одна из главных посылок заключается в том, что женщины, независимо от того, как их расценивали мужчины, жили собственной жизнью и относились к себе как к независимым субъектам собственной жизни. Для истории женщин не столь важно, каков был взгляд на них со стороны мужчин, хотя мужчины иногда стоят в центре внимания книг, которые претендуют называться историями женщин. История женщин должна стараться выяснить, как сами женщины толковали свою жизнь, в каких областях они пользовались авторитетом и властью, разделяли ли они мужские взгляды на женщин, сопротивлялись ли они мужскому авторитету или боролись за власть, не разыгрывалось ли чувство мужского доминирования большей частью в воображении и в литературных произведениях, а также, как общественное устройство и экономические факторы пересекались с вопросами пола с точки зрения определения статуса и места в обществе.
Эта историографическая ориентация заставила меня искать свидетельства того, что практиковали женщины, во что они верили и что переживали. Такое исследование в какой-то степени зависит от количества имеющихся фактов касательно женщин и отношения полов, но его итог в равной степени определяется и теоретическими установками историка. Невозможно просто читать тексты с целью получения так называемых «сырых данных», поскольку исходные предпосылки, которые есть у читателя, предопределят, что будет принято им как удовлетворяющее нужному смыслу, а что останется без внимания как нечто аномальное или непонятное. Непонятное же, то, что нельзя принять умом из-за неадекватной системы понятий, не входит в охватываемую нами область смысла или спектр наблюдений.
Именно неадекватная система понятий современных исследователей Тантры делала тантрических женщин невидимыми и замалчивала те места текстов, где описывались их переживания. Если в каком-то тантрическом тексте женщина описывается глазами ее партнера, то это естественным образом принимается многими учеными как свидетельство того, что мужчина подает себя в качестве субъекта, независимого, доминирующего деятеля, стоящего выше противопоставляемого объекта — женщины, которой он манипулирует. Те же места, где описывается, что должна визуализировать, произносить или делать женщина, просто не замечаются и пропускаются, потому что в стратегии толкования не находится ничего, что могло бы допустить существование в текстах таких мест. До тех пор пока все подобные отрывки из текстов не принимаются во внимание, многочисленные примеры никогда не «накопятся» в голове читателя в достаточной степени, чтобы предложить иную интерпретацию, изменить господствующее мнение или выявить потребность в новом толковании.
Таким образом, благодаря иным теоретическим исходным посылкам, в моем исследовании «открыта» другая схема отношений полов. Мой подход отличается тем, что я исхожу из точки зрения самих женщин на свою жизнь и их собственные побуждения к своим действиям. Например, в некоторых случаях я работала с данными — биографиями, историями линий преемственности и священными текстами, — которые уже переводили и комментировали другие ученые. Особенность моего подхода в том, что я отношусь к упоминаниям женщин как к информации об их жизнях, а не как к отметкам о мужском доминировании. Вместо того чтобы оставлять без внимания или считать редким исключением каждый пример деятельности женщин или их достижений, относясь к этим случаям как к аномалии или свидетельству подчиненной роли женщин, я принимаю эти примеры в качестве документов истории женщин и стараюсь составить из них целостную и последовательную картину. В результате мне удалось подтвердить, что женщины участвовали во всех аспектах буддийской Тантры. Они не ютились где-то по краям или на нижних ступеньках духовного прогресса, но принимали участие во всем спектре тантрических практик. Ни на каком уровне я не нашла никаких свидетельств о существовании барьеров, не допускавших участия женщин в духовном пути, в том числе тех, которые мешали бы им достигать просветления и становиться признанными гуру.
Полнота участия женщин согласуется со свободной структурой тантрического сообщества. Там не было никаких клерикальных учреждений или официальных структур, в которых женщинам или мужчинам нужно было бы подтверждать свою практику и получать удостоверения о своих достижениях. Неформальная организационная структура строилась вокруг отдельных учителей и их учеников. Таким образом, женщины занимались тантрической практикой по собственной инициативе и могли быть ограничены лишь уровнем собственных усилий и способностей. Такое равноправие не представляет собой ничего необычного для йогических и аскетических традиций в Индии, которые отличает крайний индивидуализм и в которых вся власть принимать решения и толкования принадлежит гуру, а духовное продвижение зависит от способностей и прилежания ученика.
Иной подход в толковании, или в историографической перспективе, открывает новые области исследований и информации. Мои поиски текстов, написанных женщинами, были подсказаны пониманием того, что женщины активно практиковали и достигали значительного прогресса в тантрической практике. Бытовавшие ранее предположения об исключении женщин из этого движения не способствовали тому, чтобы кто-то пытался искать произведения женщин; высказывались даже утверждения, что ни один из канонических текстов не был написан женщинами.4 Даже тогда, когда существование написанных женщинами текстов было признано,5 они не считались настолько важными, чтобы стараться исследовать их содержание или историческое значение. Другие открытия, сделанные в ходе моего исследования, побудили меня более настойчиво искать сочинения женщин, учиться разбираться в представленных среди них жанрах и выявлять их историческое влияние.
Данная работа показала, что женщин следует причислить к создателям буддийской Тантры. Открытия, сделанные женщинами, стали основой линий передач, которые продолжаются по сей день. Среди них передачи практик Будды Бесконечной Жизни и Владыки, Танцующего на Лотосе, которые идут от Сиддхараджни; целительная мандала Чакрасамвары, введенная Нигумой; и практика Обезглавленной Йогини, принадлежащая Лакшминкаре. Некоторые женские системы легли в основу известных, широко распространенных открытых ритуалов. Если достаточно долго прожить в почти любой тибетской буддийской общине, вам обязательно посчастливится стать свидетелем ритуала долгой жизни, основанного на системе Сиддхараджни, или связанного с Авалокитешварой ритуала поста, введенного бхикшуни Лакшми. Влияние этих учений женщин было повсеместным и затрагивало каждую школу, регион и религиозные учреждения тибетского буддизма. Были открыты остававшиеся неизвестными женщины-основательницы, и число этих открытий будет расти, но есть и многочисленные женщины, чей безымянный вклад никогда не будет оценен, поскольку бесследно слился с океаном традиции Тантры.
Хотя исторические свидетельства о женщинах в буддийской Тантре были частично утрачены и стерты, их осталось еще достаточно, чтобы показать, что это было движение, в котором женщины активно учили и свободно вводили новые практики, божеств и откровения, обнаруженные ими в своих практиках медитации. Эта свобода была сильна на заре становления традиции, в VII и VIII веках, как мы видим на примере жизненных путей таких женщин, как Лакшминкара и Сахаджайоги-ничинта. Есть свидетельства о том, что участие женщин, их творческая и лидерская роль сохранялись на протяжении XI и XII веков, примером чему служат Сиддхараджни и женщины — учителя Атиши (982-1054 гг.), Кьюнгпо Налчжора (родился в 1086 г.), Падампы Сангье (умер в 1117 г.). Представленные здесь свидетельства предполагают, что участие женщин и их творчество не было результатом краткого всплеска тенденций к равенству на заре этой традиции, но, скорее, продолжалось с VII по XII век, вплоть до упадка ее в Индии.
Что касается Гневной Красной Тары, введенной Ваджравати, Обезглавленной Ваджрайогини Лакшминкары и учений Сахаджайогиничинты о страсти и великом блаженстве, то здесь мы имеем примеры того, что женщины передавали свои учения другим женщинам и подчас обращались исключительно к женской аудитории. Несомненно, были и другие женщины, у которых было много учениц, а также те, чьи учения влились в другие линии передач и были ими присвоены. Но истории их жизни и их учения не сохранились, потому что последователи не записали эти учения и не основали жизнеспособных институтов, которые сохранили бы память о них.
Участие женщин в этом движении столетие за столетием поддерживалось несколькими факторами. Один из этих факторов можно найти в учениях Тантры, где содержится явное утверждение женского начала и даются наставления касательно поведения в отношении женщин. Такие термины, как дакини, йогини и героиня, в которых содержится указание на духовные достижения и сверхъестественные силы, способствуют созданию вокруг женщин ореола божественности. Уважение к женщинам неотъемлемая часть тантрической веры, а не нечто такое, что мужчины могли по своему желанию игнорировать или отбрасывать. Имеются точные указания о формах выражения этого уважения и почитания, а также о наказании за пренебрежение ими и проявление непочтительности. Положительные взгляды на женщин делали эту традицию притягательной для них и укрепляли их роль в ее становлении.
В учении буддийской Тантры нет никаких препятствий для полного участия женщин. Нет никаких заявлений об отсутствии у женщин нужных качеств, их неспособности или более низком по отношению к мужчинам положении с точки зрения перспектив просветления. Здесь нет места никаким женоненавистническим обличениям, которые так часто можно встретить во многих религиозных текстах. Поэтому любые случаи дискриминации, которой могли быть подвергнуты женщины на протяжении длительной и разнообразной истории этой традиции, нельзя приписывать учению Тантры, но следует объяснять особенностями культурной среды, установившихся обычаев и общественного устройства, которые могли повлиять на первоначальную картину. Полное участие женщин в буддийской Тантре в средневековой Индии согласуется с отсутствием в ней в этот период жесткой организации, с ее свободой от социальных догм. Хотя это движение завоевало покровительство царя, широкую культурную влиятельность и международное признание, оно не было тесно связано с центрами светской власти и не накопило никаких богатств или владений, чтобы быть втянутым в политическую борьбу, развернувшуюся в Тибете и Гималайских княжествах.
Один из главных символов просветления в буддийской Тантре — это чета будд, или союз будд в мужском и женском облике. Этот символ, который называется майтхуна, воплощает единство и блаженное согласие между полами, состояние равновесия и взаимной опоры. Этот символ обладает силой пробуждать состояние изначальной целостности и полноты бытия. Вечная притягательность этого мотива заключается не в том, что он знаменует успешное завершение любовной игры или некое космическое действо, а в том, что он дает зримый образ подлинной природы человека, в которой женщины и мужчины восстанавливаются в цельности благодаря тонко уравновешенному, радостному состоянию гармонии. Я убеждена, что самый влекущий и будящий воображение аспект этого символа — это его обещание слияния воедино тех аспектов жизни, которы» обычно разобщены: тела и духа, эроса и трансцендентности страсти и высшего блаженства.
Если вернуться от этого утонченного эстетического выражения взаимодополняемости и взаимной опоры к осуществлении тантрического союза в мире людей, мы обнаружим, что чувстве взаимности и экстатического восторга переносится в практику которая повторяет союз божеств. Отрывки из текстов, описывающие йогу союза, наполнены настроением радости, игривости и поэтической утонченности. Мы не находим никаких приме ров духа доминирования и манипуляции, приписываемых это! практике, ни в литературных памятниках, ни в повествованиях, описывающих тантрическое партнерство. В этих произведениях женщины обычно предстают прямыми, уверенными и откровенными, а мужчины выказывают восхищение и проявляю' по отношению к своим спутницам уважение и преданность Как мужчины, так и женщины вкладывают свою энергию и общую ткань взаимоотношений, которым свойственны сотрудничество, взаимное доверие и общие устремления.
Хотя обычно утверждают, что серьезными практиками тантрических сексуальных йог были мужчины, а женщины просто привлекались к участию в них, поскольку их присутствие требовалось по техническим причинам, в данной работе доку ментально показано, что классические источники йогини-тантр записанные в тантрических сообществах, представляют женщин как серьезных, подлинных практикующих, способных к духовному совершенствованию. Как партнер, так и партнерше описываются одинаково почтительным языком. Иногда практика получает освящение с точки зрения женщины, а иногда — с точки зрения мужчины. Ни об одном из партнеров не говорится, что он стремится доминировать или манипулировать другим, хотя женщины пользуются правом выбора духовного спутника, и это подразумевает, что мужчины добивались и ожидали от них своего одобрения.
Эта сложная система построена на духовной взаимозависимости женщин и мужчин и не получила бы своего развития без сотрудничества, участия и мудрости женщин. Среди учителей практики тантрического союза можно найти много женщин. Некоторые из их имен сохранились благодаря достижениям, которые принесли славу их ученикам, признанным «основателям» буддийской Тантры. Даже текст по практике сексуального соединения как духовной дисциплине был написан женщиной. Активная роль женщин в создании этой практики объясняет особое внимание к женской инициативе, а также к взаимности и межличностности, поскольку не мужчины разработали эту практику самостоятельно, имея в виду только свою пользу и интересы. В тантрическом движении женщины обрели некоторое психологическое преимущество и авторитет, поскольку оно имело шактистскую направленность, но очевидно, что они не использовали свою силу, чтобы подавлять, принижать или изгонять мужчин. В конечном счете в тантрах царствует дух взаимодополняемости. Мужчины и женщины вместе вступают в этот мир видения.
ВОПРОСЫ ИКОНОГРАФИИ
Попытка приписать буддийской тантре дух мужского доминирования становится особенно несостоятельной, когда сталкивается с необходимостью истолковать присутствие в тантрической иконографии образов страстных йогинь. Эти неистовые девы радостно танцуют среди бушующего пламени, беспечно топча ногами мертвое тело, или скачут верхом на тигре (рис. 18). Чтобы превратить их в кротких, доверчивых жертв мужского коварства требуется изрядная изворотливость. Эти дамы славятся своей способностью менять облик и превращаться в кого угодно: птиц, шакалов, волков. Однако обратиться в слабых беззащитных жертв, вероятно, было бы слишком даже для их чудотворных способностей.
Когда я впервые увидела женские изображения на тибетских живописных свитках, их бьющая через край энергия и ощущение силы этих йогинь и дакинь произвели на меня такое впечатление, что я провела много лет в поисках исторических женщин, которые могли получить и действительно получили от них вдохновение. Я с удивлением обнаружила, что ученые отрицают даже потенциальную связь между этими женскими образами и реальными женщинами. Вместо этого мы находим сложные, обычно придерживающиеся линий Юнга или Фрейда, объяснения, что эти изображения символизируют психические процессы и духовное развитие мужчин. Преобладающее толкование по Юнгу видит в женских фигурах изображен анимы - олицетворения сил внутри мужской психики, к они предстают в его сознании:
Она есть всё, что не включено в сознательный психический склад человека и представляется «иной чем» и «более чем» он сам
Небесная танцовщица, или дакини, - это мощное отражение подавленных женских аспектов мужской психики.
Натан Кац, также представляя юнговское направление, анализирует йогини как символы сил, действующих в мужской психике, которые всплывают из лабиринта подсознания, чтобы исцелять и сплачивать сознательное «я». Фокке Сьерксма, давая фрейдистское объяснение, говорит, что практикующий мужчина, «одержимый агрессивной Плохой Матерью, обращает свои материнские символы против собственного эго, чтобы суметь умереть и переродиться». Другие утверждают, что женские божествг и дакини олицетворяют внутреннюю мудрость (праджню), внутренний жар или трансцендентное сознание тантрического йоги на, либо пробуждают блаженство и желание, которые используются в тантрических практиках. Шашибхушан Дасгупта, один из первых историков, изучавших буддийскую Тантру, недвус мысленно заявляет, что фигуру йогини «не следует путать с женщиной из плоти и крови... она лишь внутренняя сила... пре бывающая на... разных стадиях йогической практики». Дабы еще надежнее устранить всякую возможность связи или отождествления с женщинами, один автор недавно заявил, что эти жене кие фигуры на самом деле даже и не женские.
Ни одна из этих точек зрения не связывает женские божества и образы с реальными женщинами, полагая, что они отражают мужской взгляд на женщин или женский взгляд на самих себя. Согласно таким толкователям, нам предлагаете; верить, что женщины никогда не имели в виду самих себя когда смотрели на эти анатомически верные нагие женские фигуры, а мужчины, глядя на них, никогда не вспоминали ( женщинах. Очевидно, всем этим толкователям было ясно, что такие образы выражают состояние и импульсы мужского под сознания. Однако на основе данного исследования мы может. вернуться к интерпретации этих символов и заявить: какие бы дополнительные значения они ни несли, они имеют самое не посредственное отношение к женщинам буддийской Тантры. утверждаю, что эти мощные образы получили свою достоверность от своих человеческих двойников, в то время как женщины-тантристки находили отображенный в них источник духов ной силы. Эти женские образы согласуются с тем, что был обнаружено в данном исследовании касательно достижений и вклада женщин в буддийскую Тантру. В художественных и исторических памятниках перед нами предстают полные сил страстные, просветленные женщины, не обремененные патриархальными ограничениями, которые могли бы помешать и: переживанию абсолютной реальности и свободы.
БУДДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
В тантрических практиках и учениях, как и в буддизме в целом, мы находим стратегические методы разрушения непросветленного «я», или эго. Толкование любого буддийского текста как способа укрепить эго сомнительно с самого начала, поскольку это не может быть сознательной целью ни одного буддийского текста или практики. Если кто-то объявляет, что эксплуататорское, эгоистичное «я» находит поддержку в целом направлении буддийских текстов, то необходимо объяснить столь радикальный отход от главных буддийских ценностей. Буддизм может сосуще