Учения самосовершенной, подобной драгоценности йогини
Сначала Сахаджайогиничинта изложила собранию женщин свое учение как откровение, полученное в созерцании. Хотя она опиралась на многочисленные источники, включая наставления по духовному экстазу, или «великому блаженству» (махасукха), полученные от женщины-гуру Лакшминкары, самый непосредственный источник ее учения — это откровение, которое пришло к ней в состоянии глубокой медитации, называемом «сосредоточение, подобное алмазному жезлу трех миров» (trilokavajra-samadhi). В колофоне говорится, что группа йогинь, или прак-тикующих духовный путь женщин, собралась на северо-западе Индии, чтобы послушать ее проповедь:
В наилучшем, великом, несокрушимом месте Уддияны, где собрались достославные йогини, богатые великолепием саморожденной мудрости, она погрузилась в «сосредоточение, подобное алмазному жезлу трех миров», мгновенно дарующее благодатную энергию истины реальности, которая свободна от ошибки и возникает из постижения абсолютной истины. Из уст ее подобного лотосу лика излился неколебимый поток медового нектара, полного славы блаженства, — «Постижение реальности через ее телесные проявления».
В той среде, которая окружала Сахаджайогиничинту, авторитет происходил из мистических достижений, и этот колофон говорит о том, что ее произведение было признано подлинным откровением.
Сахаджайогиничинта начинает текст с утверждения о том, что воплощения различаются по полу, мужскому и женскому. Она сразу же устанавливает, что пол — неотъемлемая часть пути к просветлению, поскольку экстаз неотделим от воплощения, а воплощение неотделимо от пола. Первое же ее высказывание на эту тему производит поражающее впечатление удара обоюдоострым лезвием: она одновременно опровергает абсолютизирование пола, существующее в классической Махаяне, и в то же самое время раскрывает его метафизические корни, уходящие глубоко в абсолютную реальность, что более свойственно тантрическому знанию. Она утверждает, что, хотя внутренний дух может быть недвойственным, не имеющим пола, тем не менее:
Дабы было возможным постичь свое подлинное «я», Самосовершенное (сахаджа), естественно чистое и недвойственное, Это подлинное «я» проявляется здесь как мужчина и женщина. Твоя собственная сущность, творческая по природе, Являет себя через телесные [формы].
Поскольку это подлинное, сущностное «я» (тиб. bdag nyid), неотъемлемое и самосовершенное, или обладающее природой сахаджи, изначально чисто и недвойственно, оно выходит за пределы пола. В то же самое время, оно проявляется как мужчина или женщина именно для того, чтобы воплотить природу реальности через телесные проявления (въяктабхава: vyaktabhava) и тем самым предоставить способ ее осуществления.
Сахаджайогиничинта связывает представление о подлинном «я», или сущности, с тантрической физиологией, которая постулирует метафизический элемент, присутствующий на протяжении всего процесса развития человеческого существа. Она объясняет, что в момент зачатия искра блаженства соединяет капли мужской и женской генеративных жидкостей, вследствие чего образуется шарик — ядро нового существа.25 Таким образом, блаженство заложено в истоке человеческого существа и пребывает в нем, в его сердце, всю его жизнь. Подлинное «я», или искра блаженства проявляется как тело, или создает тело, которому предстоит, мужское оно или женское, телесно воплощать и конкретно выражать природу реальности. Тем самым пол — это выразительный жест заложенной в глубине существа блаженной природы будды. А потому пол обладает достаточной связью с абсолютным, чтобы служить связующим с ним мостом.
Далее Сахаджайогиничинта обращается к теме просветленного состояния, или состояния будды. Тантрические будды не придерживаются целибата. В иконографии Тантры представлены изображения просветления в образе будд мужского и женского облика, пребывающих в сексуальном соединении (которое называется майтхуна или яб-юм). Говорят, что такие будды переживают одновременно блаженство и пустоту, но кроме этого обычно ничего не объясняется касательно переживаний и деятельности этих пар будд. Сахаджайогиничинта дает состоянию будды на уровне Тантры гораздо более подробное описание, дополняя его применением языка, позволяющего высказать нечто о переживаниях, и оживляя подробностями ее личного видения. В иных контекстах будду прославляют как «победителя страстей», но в глазах Сахаджайогиничинты будда - это тот, кто может чувствовать страсть и откликаться на нее:
Видя восхитительную женщину
Как просветление, спонтанно возникшее во плоти,
Будда взирает со страстью и игривостью,
И рождается желание наслаждения и блаженства.
Глава седьмая
Взгляд тантрического будды полон любви, и он ощущает желание. На привлекательность красивой женщины тантрический будда мужского рода отвечает «страстью и игривостью», а вовсе не отвращением или возвышенной бесстрастностью, как этого можно было бы ожидать.
Поскольку тантрический союз — это процесс «подражания божествам», то, когда его выполняют люди, женщина видит мужчину как будду мужского облика, а мужчина видит женщину как будду женского облика; стадии же любовной игры становятся деяниями будды. На определенных фазах этого процесса можно представлять своего партнера как конкретного будду, такого как синий Херука или красная Ваджрайогини. Применяя этот метод, практикующий видит в партнере образ конкретного будды, видит его кожу синей или красной, тело прозрачным и сияющим, как радуга, видит его атрибуты: костяные украшения и шелковые ленты. Цель этого упражнения чувств заключается в том, чтобы прийти к онтологическому открытию, в котором партнер видится уже как будда, как постоянное обнаружение состояния будды здесь и сейчас. Очень важно, чтобы мужчина и женщина видели друг в друге зримые проявления, или воплощения, сахаджи — чистого просветления, спонтанно проявляющегося в воплощенном бытии. Первый процесс развивает творческое воображение, а второй открывает метафизические вершины.
Поскольку женщина (как и мужчина) суть зримое воплощение сахаджи, чистого и просветленного по своей сути состояния, их переживания страсти и вожделения имеют трансцендентный аспект. Их взаимное влечение в конечном счете движет духовное стремление к экстазу и выходу за пределы обычного, двойственного способа восприятия. Даже будда питает такие чувства, или играет в них ради просветления:
Затем, издавая из горла глубокие страстные звуки,
Подлинное «я», подобно танцору,
Предается, как в сновидении,
Пяти естественным видам любовной игры.
В индийской философии под игрой подразумевается совершение сокровенным духовным «я», или божеством, физических движений, причем сохраняется осознание выхода за пределы тела и его действий. Если говорить о ней как о разыгрываемом представлении, то игра предполагает отстраненное самоосознание актера, исполняющего роль, или самоуглубленность танцора, исполняющего танец с грациозными движениями рук и ног. Игра также подразумевает любовные забавы и наслаждение. «Пять естественных видов любовной игры» — это, по-видимому, наслаждение пятью объектами чувств.31 Термин «игра» используют и тогда, когда духовная практика становится легкой и не требующей усилий. Итак, образ игры поэтически передает медитативное сосредоточение тантрических партнеров, их отождествление с божествами, а их близость уподобляется танцу. «Игра» — это удачное обозначение созерцательных, но, тем не менее, выражающих влюбленность жестов как духовной практики.
Сахаджайогиничинта описывает, как развертывается эта освобождающая игра:
Затем с нежными и искренними словами
Он привлекает ее к сердцу.
Умащая ее густым благовонием,
Он ублаготворяет свой ум, вдыхая стойкое благоухание.
Ощутив это и обретя
Блаженство и удовольствие, равное сотне сосудов
с нектаром,
Они бросаются в объятья друг друга, Наслаждаясь оттенками блаженства.
В этом участвует и получает удовлетворение каждое из пяти чувств: зрение — от того, что видит; слух — от нежных слов, обоняние — от аромата, осязание — от умащения благовониями и объятий, а вкус — от поцелуев.
Будда в женском облике первым приступает к соединению и принимает на себя активную роль:
Возлюбленная со страстью во взоре
[Произносит] нежные слова, подобные каплям меда.
Она соединяется с ним,
Приближая лотос,
Приносящий дождь наслаждения.
В этом тексте, написанном женщиной, сравнения с медом, цветами и дождем выражают тонкое, чуткое понимание женской сексуальности. Активная роль женщины, которую видит Сахаджайогиничинта в священной сексуальности, проявляется и в художественных изображениях пар будд, в которых мужской будда обычно устойчиво и спокойно сидит или стоит, крепко держа партнершу за талию, а будда в женском облике экспрессивно его обнимает, обвивая его тело гибкими конечностями, поднимая к нему лицо, чтобы целовать его в губы, вздымая чашу-череп с нектаром и высоко взмахивая изогнутым ножом.
Как пишет далее в своих наставлениях Сахаджайогиничин-та, блаженство, порожденное страстью, становится основой для особых видов медитативного сосредоточения и внутренних йог. Она настаивает на том, что оба партнера, выполняя действия, увеличивающие блаженство, должны сохранять медитативную бдительность:
Подлинное «я», сосредоточенное на своей цели,
Должно оставаться умственно собранным,
Предаваясь разным видам поцелуев,
Дабы обрести единый вкус,
Предаваясь всем тонкостям [любовных утех]:
Покусыванию, покалыванию и прочему.
Затем, породив великое блаженство,
Они время от времени нежно
Царапают [друг друга] ногтями,
Дабы изгнать заблуждение.
Теперь «сокровенное "я"», проявляющееся как мужчина или женщина, раскрывается через телесные действия. Необходимо знать и применять разные виды поцелуев, но цель этого — обрести «единый вкус» (экараса: ekarasa), когда все переживания приобретают один и тот же эмоционально-чувственный вкус духовного экстаза. «Породив великое блаженство», главную цель всех этих действий, партнеры должны приложить усилия к тому, чтобы не поддаться опьянению и не утратить ясность ума. Дабы напоминать друг другу о необходимости сохранять ясность и не впадать в сонливость, возлюбленные нежно царапают друг друга ногтями. Сахаджайогиничинта упоминает разные виды поцелуев, способы покусывания, разновидности ударов и приемы царапанья ногтями, используя сведения из светского искусства любви и направляя их на духовные цели. Если страсть и духовный экстаз — это два пункта одного и того же вектора, то эротическую науку можно поставить на службу практике созерцания.
Сахаджайогиничинта считает, что эта йога союза прекрасно подходит для устранения двойственного разделения обычного процесса восприятия на субъект и объект. Избавление во время физической близости от границ эго вводит партнеров в недвойственный способ восприятия:
Постепенно, благодаря тому, что испытываешь желание,
Перестаешь понимать, кто тот другой
И что происходит с тобой.
Возлюбленные переживают невыразимое блаженство,
Неведомое им прежде.
Это слияние личностей становится воплощением недвойственности, где «субъект» и «объект» растворяются и сливаются. Сексуальность может быть составной частью пути, потому что эротическое переживание уже содержит семена просветленной осознанности: блаженство, потеря границ эго, самозабвение и отсутствие двойственности субъекта-объекта. Таким образом, страсть и эротическое наслаждение подводят партнеров-йогинов к порогу желаемых духовных состояний.
Описания Сахаджайогиничинтой тантрического союза — торжествующие, жизнеутверждающие и поэтичные. Ее язык свидетельствует не об агрессивности или манипуляциях, а об игривости и взаимности. Взаимность необходима для практики медитации. Потеря чувства изолированного «я» происходит благодаря слиянию личностей и основывается на едином переживании, в котором, по ее словам, «перестаешь понимать, кто тот другой и что происходит с тобой». В танце соединения партнеры теряют свое субъективное «я» и открывают для себя душевное единство, или межсубъективность. Этот недвойственный способ восприятия становится основой для дальнейших практик йоги и медитации, где укрепляется сопровождаемая блаженством недвойственная осознанность освоивших йогу партнеров.
Сахаджайогиничинта говорит, что сексуальный союз благодаря своей естественной однонаправленности дает мощную основу для медитативной устойчивости. Многочисленные объекты ума замещаются одним, неодолимо притягательным объектом:
Оба они [мужчина и женщина]
Скованы потоком понятий,
Рождающихся и возникающих из ума.
Пока же они будут пребывать в единстве,
Их умы, не помня больше ничего,
Будут памятовать только о наслаждении.
Слово «памятовать» (санскр. смрити, smrti; тиб. dran pa), обозначающее сосредоточение, используется и тогда, когда речь идет о будде или бодхисаттве как объекте медитации. Здесь же объектом медитации становится блаженство:
Издавая страстное шипение, оба,
Не отвлекаемые ни чем другим,
Обретут обильное, непревзойденное наслаждение
И приумножат его.
Они пробудились от тьмы неведения
Тем, что наслаждались богатством действий,
приводящих к блаженству, А затем они развивают и увеличивают блаженство
и наслаждение.
Сахаджайогиничинта объясняет, что, поскольку у этой медитации есть объект, или опора (т. е. плотское желание и наслаждение, получаемое от органов чувств), она дает относительное блаженство, которое зависит от чувств. Тем не менее, это чувственное, плотское блаженство — «наслаждение людей» — дает опору динамическому движению, которое выводит из обычного мира и вводит в трансцендентную сферу переживания:
Наслаждение людей, имеющее свои отличительные признаки,
Суть то, что превращается — Если убрать эти признаки — В духовный экстаз,
Свободный от рассудочного мышления: В самую сущность саморожденной мудрости.
Когда двойственность, разделяющая всё на «себя» и «других», а также отличительные признаки устранены постижением пустоты, блаженство переходит в сферу духовного экстаза.
В итоге благодаря практике этой йоги страсть выходит за пределы самой себя, и супруги, обратив свое внимание внутрь, покидают область желаний, зависящих от объектов органов чувств. Один из ключевых моментов учения Сахаджайогиничинты заключается в том, что человек вступает на этот уровень блаженства, не избегая чувственного наслаждения, но развивая и направляя его. Глубоко погрузившись в чувства и ощущения, практикующий достигает внутреннего источника блаженства, проникнувшись таким глубоким удовлетворением, что оно наполняет ум постоянной удовлетворенностью. Поскольку самой природе ума свойственно искать блаженство, из которого она рождается, ум может наконец упокоиться, обретя абсолютное, ничем не обусловленное блаженство:
Поскольку ум [несомый тонким] ветром,
Ищет свою изначальную сущность святого блаженства,
То, получив удовлетворение,
Ум не будет отвлекаться на другие вещи —
Он покоится в светоносной реальности,
Сущность которой есть метод и мудрость.
Абсолютное наслаждение не имеет непосредственной причины, потому что это сама природа ума — его «изначальная сущность» и «светоносная реальность». Дойдя в своем следовании страсти до ее источника, йогин обнаруживает блаженную суть ума. Это состояние ничем не обусловленного блаженства приносит высшее удовлетворение. Чувства уже не желают блуждать в запустелых трущобах голода и неудовлетворенности, если их могут принять роскошные дворцы, сотканные из блаженства и света, поскольку весь мир приобретает один и тот же «вкус», или эмоционально-чувственную окраску (экараса: ekarasa):
Когда вступаешь во дворцы способностей чувств, Испытывая наивысшее наслаждение, И этот самый мир обретает Единый вкус великого блаженства.
Внутреннее постижение, переворот (napaepummu: paravrtti) в умах партнеров превращает этот мир в рай, совершенную страну Будды, потому что каждое ощущение, мысль и эмоция становятся нераздельны со «святым блаженством».
Высшее состояние переживания блаженно, сияюще, недвойственно и бесконечно мудро. Кроме того, оно неотделимо от сострадания:
Святое блаженство упрочивается наслаждением, Высшей радостью приносить счастье другим.
Ум, обратившись внутрь и выйдя за рамки субъекта и объекта, покоится в своей абсолютной природе, обретя в ней полный покой и радость, затем вновь обращается вовне. Требующая активных действий забота о других направляет пробужденного йогина вернуться к участию в жизни мира, снова войти в город чувств, но не в поисках личного удовлетворения, а чтобы спасти тех, кто все еще растерян и страждет.43 Оставаться бездеятельным или стремиться быть безучастным невозможно, потому что это означало бы двойственное состояние покоя.
Сахаджайогиничинта задает вопрос, который глубоко трогает буддийского практика, посвятившего себя освобождению бесчисленных живых существ:
Как пробудить детей,
Внутренняя ясность которых омрачена
Скоплением безначальных кармических следов?
Иначе говоря, какова может быть основа для намеренного, осознанного действия с точки зрения вместерожденности (сахаджа), то есть естественности и спонтанности? Сахаджайогиничинта объясняет, что знание, обретенное благодаря телу, теперь посредством этого же тела находит свое выражение. Просветленная женщина может совершать все те действий, что и прежде, но теперь они будут спонтанными и освобождающими. Внутреннее состояние духовного блаженства естественным образом проявляет себя в непрерывном потоке сострадательных, освобождающих действий. Все действия тела становятся чистыми, священными и подобными танцу:
Все телесные движения,
Спонтанно идущие от просветленного ума,
Чистые по природе,
Становятся священными жестами.
Всё произносимое — священная речь...
Действия милосердные, героические, устрашающие,
Сострадательные, свирепые и мирные,
А также страсть, гнев, гордость, алчность и зависть -
Всё это, без исключения,
Суть совершенные формы
Чистой самопросветленной мудрости.
Наиболее простой и самый основной способ выражения этого заключается в том, что женщина с чистым умом может заниматься любой деятельностью, и все ее действия будут чисты. Чтобы кого-то освободить, просветленный может пребывать в таких состояниях, где он проявляет милосердие, героизм, устрашение, сострадание или гнев — в зависимости от того, каков освобождаемый человек. Сахаджайогиничинта утверждает, что в конкретном случае для кого-то наставлением или побудительным толчком может послужить любое поведение, смеешься ли ты, плачешь ли, спишь или бодрствуешь, проявляешь постоянство или ветреность, заигрываешь или бесстрастно отчужден, взбалмошен, ненасытен, пляшешь или задорно распеваешь, играешь в азартные игры, совершаешь омовения или ходишь грязным, появляешься на людях нагишом, богат ли ты, щедр или совсем нищ, насмехаешься над учением Будды, говоришь правду, грешишь, лжешь, говоришь чепуху или просто безмолвствуешь. Поскольку все изначально чисто, просветленный человек обладает полной свободой в своем поведении:
Та искусная, Которая способна пользоваться всем этим богатством,
Как исконно чистым достоянием,
Держит великие достижения высшего состояния будды
На собственной ладони.50
Итак, согласно мнению Сахаджайогиничинты, духовный путь объединяет в себе всё: пол, воплощение, чувства и страсть. Тело принимает участие в продвижении по пути просветления, а затем — и в творческом проявлении просветления.