Самосовершенная подобная Драгоценности Йогини
О СТРАСТИ И ПРОСВЕТЛЕНИИ
Буддийская Тантра — путь, на котором мужчины и женщины могут продвигаться к просветлению вместе, используя ряд ритуализованных проявлений близости, которые преображают страсть в божественный экстаз. Предназначение тантрического союза — служить взаимному освобождению и быть практикой преображения для женщины и мужчины, которые выполняют практику вместе. От мужчины требуется уважать и почитать свою партнершу, в то время как женщина, как воплощение женских божеств, принимает это почитание; взаимный обмен предполагает, что мужчина очищает свои эмоции и дает женщине те переживания, которые способствуют ее продвижению к освобождению. Буддизм уже предложил целый ряд методов для одиночного и монашеского достижения освобождения. Тантра же ввела метод, который можно применять в обстановке близости с другим человеком.
Тантра возникла в то время, когда буддизм охватывал всё более широкие слои общества, предлагая свои учения и путь к освобождению. Монашеский буддизм находился в расцвете, но Тантра открыла новый путь для активного участия в нем мирян. Дженис Уиллис отмечает, что статус женщины в буддизме поднимается по мере повышения статуса мирян в целом. Женщины вложили в это зарождающееся движение свои прозрения, откровения и учения, способствовавшие формированию его теории и практики. Практики, включающие в себя близость между женщинами и мужчинами, самым естественным образом развились из их совместных прозрений и переживаний.2 Маловероятно, чтобы такие практики были рождены полетом фантазии в одинокой монашеской келье. Следовательно, в этой области традиции, которая подразумевает общие усилия и тесное сотрудничество мужчин и женщин, присутствовали воззрения женщин.
И действительно, среди первых учителей сексуальной йоги были женщины. Свидетельством того, что женщины были авторитетами в этой области, служат многочисленные примеры, когда женщины давали «тайные устные наставления» (упадеши) по внутренним йогам высокого уровня, или практикам стадии завершения, связанным с тантрическим союзом. Например, мы знаем, что Сахаджайогиничинта дала эзотерические учения Гхантапе и Падмаваджре; Шрисукха дала их Падмаваджре; Лакшминкара давала наставления Джаландхари; Бхадри — Кан-хе; одна бенгальская йогини учила Атишу; дочь проститутки учила Ургьенпу; а Кьюнгпо Налчжор (Khyung-po rnal-'byor) получал наставления от Самантабхадри, Сукхасиддхи, Канашри, Гангадхары и Нигумы. Каропа (Кагора) получил тайные устные наставления от кашмирской Лакшми Великой, а посвящение — от Другой Женщины, Кумудары (Kumudara). Буддашриджняна (известный как Джнянапада) получил тайные наставления от йогини Гунеру (Guneru). Великий тибетский ученый Цонгкапа во многом опирался на таких личностей, как Канха, Гхантапа и Камбала, у которых были учителя-женщины, наставлявшие их по вопросам тантрического союза (карма-мудра). Таким образом, даже те учения, которые содержатся в классических тибетских трактатах на эту тему, таких как сочинения Цонгкапы, реформатора, строго придерживавшегося монашеского направления, происходят непосредственно, пройдя только через одну ступень, от женщин.
Тайные устные наставления, которые давали эти женщины, охватывали внутренние йоги, составляющие основу сексуальных практик. В нескольких источниках повествуется о том, как тот или иной йогин, получив эзотерические наставления, становился духовным супругом тантрической йогини и продолжал практику совместно с ней, иногда в течение нескольких месяцев, а иногда и многих лет. Например, после того как Буддхашриджняна получил тайные наставления от йогини Гунеру, он увидел сон, указывающий, где он найдет назначенную ему судьбой партнершу, дочь неприкасаемой {чандалы: candala) привратницы из Уддияны. Он отправился туда и нашел Джатиджалу, как и было предсказано, и они практиковали вместе в течение восьми месяцев. Гхантапа на всю жизнь обрел духовную спутницу, дочь куртизанки. Поскольку они предшествующие жизни провели вместе, им было суждено встретиться и помогать друг другу обретать просветление благодаря тантрическому союзу. Они вместе обрели просветление и явили множество чудес на удивление и на благо других. Спутницей Атиши была женщина, которая наставляла его в практике. Гангадхара, одна из учителей Кьюнгпо Налчжора, сама была духовной спутницей и партнершей Майтрипы.
Эти сведения показывают, что женщины были признанными авторитетами в тех самых практиках, в которых, согласно современным теориям Тантры, они были невежественными, несведущими жертвами. Женщины могли и не оставлять письменных свидетельств своих воззрений, но об этом позаботились мужчины, их партнеры и ученики, которые оставили эти свидетельства своим ученикам. Таким образом, женщины были учителями некоторых мужчин, которые ныне почитаются великими авторитетами в практике.
Если от женщин стремились получить знания по внутренним йогам и тантрическому союзу, логически следует, что женщины, возможно, участвовали в их создании. Это помогло бы объяснить, почему практика, появившаяся как традиция, была открыта для новых мнений и точек зрения. Это помогло бы также объяснить, почему эта практика не строилась как форма манипулирования, подчинения и принуждения женщин. Историкам не приходило в голову причислять женщин к создателям этих практик по тем причинам, о которых неоднократно говорится в данной книге, в том числе, и на основании предположения о том, что все тантрические тексты были написаны мужчинами и содержат описания практик и переживаний мужчин. Алекс Вайман предполагает, что, «если бы женщины писали эти книги, их названия и содержание были бы совершенно иными», но тот подход, который я предлагаю, позволяет считать известные нам тексты творениями как мужчин, так и женщин.
К счастью, сохранился важный текст на эту тему, написанный женщиной, и это делает возможным подтвердить вклад женщин в развитие этой особой йоги для страстных соискателей просветления. Этот текст датируется VIII веком, сравнительно ранней стадией исторического развития этих практик. Когда буддийская Тантра была принесена в Тибет, тибетцы приняли семь текстов как основополагающие тексты Тантры, и авторами нескольких из них — в том числе тех, о которых здесь пойдет речь, — были женщины. Таким образом, этот трактат представляет собой не просто занимательный документ истории женщин, но основополагающий и влиятельный труд своего времени. Он чрезвычайно важен как главная теоретическая база духовной практики сексуального союза. Этот текст предоставляет прекрасную возможность исследовать женские точки зрения на тантрический союз.
Автором этого сочинения является Сахаджайогиничинта, чье имя означает «Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йогини». Она входила в группу, составлявшую ядро сообщества йогинов и йогинь, которые создали тексты теоретической основы нарождающегося тантрического движения.18 Сердцевиной этой группы были царевна Лакшминкара, ее брат Индрабху-ти, ее ученики Лилаваджра (Lllavajra) и Дарика (Darika), ее соратница и ученица Сахаджайогиничинта, а также ученики Сахаджайогиничинты — Домбихерука, Анангаваджра и Пад-маваджра. Их сочинения — главные в небольшом собрании тантрических трактатов, сохранившихся на санскрите, что свидетельствует об их исторической важности. Жемчужина среди этих сокровищ — трактат Сахаджайогиничинты об освобождении посредством экстаза, озаглавленный «Постижение реальности через ее телесные проявления» (санскр. Вьякта-бхаванугата-таттва-сиддхи: Vyaktabhavanugata-tattva-siddhi), в котором она объясняет взаимосвязь между телесным наслаждением, блаженством и просветлением. В других тантрических текстах эта взаимосвязь принимается как нечто само собой разумеющееся, но редко можно найти буддийский текст, в котором такая тема получает подробное философское освещение. Сахаджайогиничинта разрабатывает теорию о том, как страсть, или сексуальное желание, как источник телесного блаженства и наслаждения может служить средством обретения просветления благодаря наведению моста между обычным переживанием и высшей октавой духовного экстаза. Ее всестороннее, требующее больших знаний произведение опирается на современные ей философию, психологию, биологию, эротику и искусство медитации, а также на ее собственные переживания как мистика и как женщины.