Союз как почитание партнерши

Йогу соединения, принадлежащую к буддийской Тантре, час­то называют «почитанием женщин» или «почитанием парт­нерши». Вследствие ее эзотерического характера эту практику часто называют «тайным почитанием», а также «великим почи­танием». Буддолог Луи де ля Балле Пуссен объявил «почи­тание женщин» «самой заметной особенностью» буддийской Тан­тры, имея в виду важность этой темы в тантрической литературе. Выступая в роли почитателя, мужчина делает ряд подношений, а также с помощью символов и конкретных выра­жений обозначает свое подчиненное положение. Кульминация почитания — это подношение сексуального удовольствия, ко­торое помогает женщине в ее йогических практиках, духовном развитии и преображении страсти в божественный экстаз.

Буддийская практика ритуального соединения как форма почитания имеет индуистские параллели. Поскольку буддизм разделяет почитание женщин с индуистской Тантрой, эту раз­новидность практики можно рассматривать как часть более широкого направления культуры, а не изолированную ветвь исторического развития, которую можно интерпретировать лишь В свете буддийских учений и категорий.

Отправная точка этого почитания — признание партнерши божеством, или по природе просветленной. Эта тема находит свое выражение в следующем отрывке из Чандамахарошана-тантры:

Мужчина [видит] женщину как богиню, Женщина [видит] мужчину как бога. Соединяя алмазный жезл и лотос, Они должны сделать друг другу подношение. Кроме этого нет иного почитания.

Видеть в партнере божество — ключ к этой форме почитания. Увидев в своем партнере бога или богиню, человек естествен­ным образом испытывает чувство благоговения. Здесь нет нуж­ды в сложных наставлениях, поскольку любовная игра сама собой становится усладой божеств. Каждый жест превращается в акт почитания, каждый страстный вздох и каждое слово любви становится молитвой, а взор, устремленный в глаза возлюблен­ного, — сосредоточенной медитацией.

Хотя мужчина и женщина признают друг в друге божество полностью взаимно, от мужчины требуется откликаться на бо­жественность женщины многочисленными знаками почитания, телесными действиями поклонения, а также благоговейным, про­сительным отношением. Что до женщины, то видеть мужчину как будду — это просто часть ее йоги, или упражнения вос­приятия. Для мужчины же видеть в женщине божество — это часть целого комплекса почитания, когда он подносит дары и традиционные знаки почитания: светильники, курения, цветы, ткани, украшения и благовония — всё это он подает ей собственными руками. В том же самом отрывке дальше идут ука­зания относительно того, как мужчина должен почитать жен­щину:

Затем йогин с любовью

Делает перед [собой] мандалу,

И женщина входит в нее.

Как воплощению Запредельной Мудрости

Он всё время воздает [ей] почести цветами,

Курениями, светильниками и другими предметами.

Объединив пять мандал,

Он должен простереться перед ней,

Обойти [ее] посолонь и

Воздать почести пылающей страстью йогини.

Так, наполнив свой ум благоговением,

Почитает мужчина женщину.

Простирания и обход вокруг — это традиционные индийские способы выказывания уважения. В тексте также настаивается, чтобы ум мужчины, равно как и его действия, были «полны благоговения».

Для мужчины, практикующего почитание женщины, выра­жения благоговения не ограничиваются ритуальными правила­ми, но пропитывают всю повседневную жизнь. В целом, муж­чина «должен говорить приятные слова и давать женщине то, чего она хочет». В этом тексте предписывается, чтобы после ритуального соединения и в перерывах между практиками муж­чина простирался перед женщиной, растирал ее стопы, готовил для нее еду, кормил ее и ждал бы, когда она поест, чтобы взять себе остатки. Такие взаимоотношения, когда мужчина готовит еду и ест только после женщины, являют собой яркую форму служения и ухаживания в индийской культуре. Кроме того, в них проявляется субординация иерархических уровней. Каса­ясь стоп женщины и массируя их, мужчина еще одним спосо­бом проявляет свое смирение и подчиненное положение. Далее, мужчина должен считать чистым любое вещество, выделяющее­ся из тела женщины, и охотно касаться его и принимать внутрь. Например, он должен желать отведать сексуальной жидкости и менструальной крови из ее полового органа и лизать любую часть ее тела, если его об этом попросят. Его молитва-благо-пожелание заключается в следующем:

Я должен практиковать почитание женщин, Пока не постигну сути просветления.

В этой практике почитания взаимоотношения между мужчиной и женщиной аналогичны отношениям между мужчиной, покло­няющимся богине, и самой богиней. Эта тема подробно рас­крывается в Чандамахарошана-тантре, где будда Ваджрай-огини требует почитания в форме поклонения женщинам. В длинной речи Ваджрайогини провозглашает, что во вселен­ной все женщины и существа женского пола есть ее воплощения (рупа: гпра), а потому нужно почитать их и служить им. Ког­да Чандамахарошана спрашивает ее, как йогин должен почи­тать Ее Святейшество, Ваджрайогини отвечает, что он должен подносить ей свое почитание женщин:

Он должен постоянно почитать Ваджрайогини Цветами, курениями и тканями, а также Славить ее речами и изысканными выражениями, Сложив ладони.

Он должен смотреть на нее, касаться ее и созерцать [ее], Соответствующим образом применяя свою речь. Целуя и обнимая, он должен всегда почитать Ваджрайогини: Если может — физически, или же мысленно и словесно, если не может.

Тот, кто ублаготворяет меня, обретает высшее достижение. Мое тело неотличимо от тел всех женщин, И нет другого способа почитать меня, Кроме как почитать женщин (стрипуджа).

Представляя, что она — целиком мое воплощение, Он должен предаваться любви со своей женщиной. Благодаря соединению алмазного жезла и лотоса Я дарую просветление.

Ваджрайогини также утверждает, что частью поклонения ей должно быть сексуальное удовольствие и удовлетворение. Ме­тод почитания партнерши иногда представляется как поклоне­ние женскому органу. Женский орган иногда называется пря­мо как бхага, йони (yoni) или метафорически — как лотос (падма). Наружные части полового органа напоминают лепестки лотоса, а влагалище и шейка матки — сердцевину цветка. Это сходство формы, а также тот факт, что лотос — 1буддийский символ чистоты и просветления, делают этот цветок естествен­ным символом женского полового органа. Чакрасамвара-тантра учит, что «тот, кто искусен, почитает чистый лучезарный лотос йогини». Ваджрайогини сулит свое благоволение и бла­гословение мужчине, который почитает ее так:

А ХО! Вот он, мой лотос,

Кладезь всяческого блаженства!

Тому, кто почитает его ритуалом,

Я дарую высший успех.

Мудрый отдает должное соединению,

Совершая необходимые действия в лотосе.

В Чандамахарошана-тантре Ваджрайогини описывает, как дол­жно происходить это тантрическое почитание. Для совместной практики йогину и йогини нужно удалиться в уединенное мес­то. После долгого взирания друг на друга и достижения устой­чивого сосредоточения женщина должна обратиться к мужчи­не, утверждая, что он — ее сын и муж, брат и отец, и заявляя, что на протяжении семи поколений он был ее слугой и рабом, которого она приобрела и которым владела. Он в свою очередь должен, пав к ее стопам, сложив ладони в почтительном жесте, заявить о своей преданности и смиренном служении ей и про­сить ее одарить его любящим взглядом. Тогда она привлекает его к себе, целует и направляет его уста между своих бедер, обнимает и игриво щиплет его.68 Она объясняет, как сделать ей поношение удовольствия:

Мой друг... всегда принимай прибежище у моих ног.

Будь щедр, возлюбленный,

И доставь мне наслаждение своим алмазным жезлом.

Взгляни на мой трех лепестковый лотос:

Его середина украшена пестиком.

Это рай Будды, украшенный красным Буддой,

Праматерью, дарующей тем, кто страстен,

Блаженство и покой.

Отбрось все рассудочные мысли

И соединись со мной, лежащей навзничь,

Поставь мои стопы себе на плечи

И рассмотри меня сверху донизу.

Пусть полностью пробужденный жезл

Женщины в тантрических: взаимоотношениях:

Войдет в отверстие в середине лотоса.

Двигайся сто, тысячу, сто тысяч раз

В моем трехлепестковом лотосе

Из набухшей плоти.

Поместив туда жезл, доставь удовольствие моему уму.

Ветер, внутренний ветер — мой лотос непревзойден!

Пробужденный кончиком алмазного жезла,

Он ал, как цветок бандхуки (bandhQka).

IB этом отрывке из йогини-тантры будда в женском облике тре­бует доставить удовольствие своему воплощению, земной жен­щине. Здесь находит свое отражение то, что можно назвать «жен­ским взглядом», или гиноцентрической перспективой, потому что эротическое переживание и телесное воплощение описаны с женской точки зрения. Этот женский будда то называет женщи­ну в третьем лице, как кого-то другого, то говорит от первого лица, отождествляя женщину с собой. Это отождествление — важная часть практики созерцания и для мужчины и для жен­щины, когда они выполняют йогу соединения. В наставлениях уточняется, что мужчина должен быть свободен от похоти и со­хранять ясное, нерассудочное состояние ума. Его наставляют не заканчивать почитание, пока женщина полностью не удовлетво­рена. Только тогда ему позволительно сделать паузу, чтобы под­крепиться пищей и вином, — но, разумеется, только подав сна­чала всё это женщине, чтобы она вкусила первой! Для него не идет никакой речи об эгоистичном поиске наслаждений, посколь­ку он должен служить своей богине и ублаготворять ее.

Чтобы тантрический йогин сумел выполнить эту благую за­дачу, в различных тантрах описываются достоинства, которые он должен в себе развивать, что требует применения целого ряда эротических приемов, сходных с теми, которые описыва­ются в светском руководстве по искусству любви, или камашастра (kamasastra). В Чандамахарошана-тантре описываются которые приемы и приводится перечень рекомендуемых поз, таких как «раскачивание качелей», в которой партнеры пере­плетают руки и медленно раскачиваются, «потирание бедер», которой женщина ставит ступни на основание бедер мужчины. Особенно рекомендуется «обратный союз», при котором «чина лежит навзничь, а женщина берет на себя более активную роль. Хотя все эти указания обращены к мужчине, подразумевается, что женщина тоже осведомлена. Судя по этим длинным перечням, можно догадываться, что тантрические пары могли применять сексуальную технику столь же виртуозно, как и наслаждающиеся любовники, украшающие стены ин­дийских храмовых башен. Атмосфера безудержного востор­га, изысканной чувственности, а также взаимности, свойствен­ная скульптурным изображениям влюбленных пар, наполняет и соответствующие литературные описания в тантрических тек­стах, с их торжествующе откровенным утверждением чувствен­ности в духовном контексте.

Сокровенное подношение сексуального удовольствия, на­зываемое соответственно «тайное подношение» или «тайное по­читание», протекает поэтапно. Одна из целей эротической игры состоит в том, чтобы возбудить истечение женской сексуальной жидкости, равноценной семенной жидкости мужчины. С по­этической деликатностью этот процесс описывается в Хевадж-ра-тантре:

В лесу, в уединенном месте или даже в собственном доме

Сведущий йогин должен постоянно почитать

Возвышенную супругу, представшую без одежд.

Поцеловав и обняв, коснись бхаги.

Кончик мужчины, прижавшись (или целуя),

Пьет сладкий нектар с нижних губ.

Обладатель жезла должен упорно руками

Делать то, что рождает мускус страсти...

Снова и снова соединяйся алмазным жезлом,

Рассматривая ее сверху донизу.

Так обретешь обширные духовные совершенства

И станешь равным буддам.

В этом отрывке описывается, как кончик фаллоса извлекает нектар из венчика лотоса женщины, словно уста, пьющие слад­кое вино из цветка лотоса. В санскритском оригинале присут­ствует множество поэтических оттенков. Мужской орган именуется «алмазным жезлом» (ваджра) и «носом», или «кон­чиком», (насика: nasika). О контакте, который побуждает жен­щину источать свою сексуальную жидкость, говорится как о «вкушении» и «наслаждении», а термин, который означает «пить», имеет еще значения «целовать» и «извлекать», что про­исходит от сходства между поцелуем, извлечением прессом не­ктара из сомы и получением опьяняющего напитка.

Мужская и женская сексуальные жидкости обозначаются одним и тем же термином (шукра: sukra), хотя обычно его пере­водят на западные языки как «семя», что привело к широко распространенному заблуждению о том, что имеется в виду только мужская жидкость. Женская жидкость называется и другими словами, например, мадху (madhu), что означает нечто сладкое, как мед, нектар или вино. Другой эпитет — «цве­точная вода», или «самовозникшая цветочная вода». Посколь­ку истечение нектара из «лотоса» партнерши сопровождается ощущением ею блаженства и повышенной осознанности, эту жидкость также называют «мускусом страсти» или «мускусом опьянения», имея в виду опьянение блаженством.

Тантрический союз подразумевает смешение сексуальных жидкостей для обретения духовного просветления, а не для продолжения рода. Мужчина и женщина соединяют, а затем впитывают свои объединенные жидкости — смесь, которую ча­сто упоминают как смешение белых и красных капель, или камфары и красного сандала. Существует широко распростра­ненное заблуждение, что под красным элементом, который дает женщина подразумевается менструальная кровь, но это вовсе не так. Словом «красное» обозначается эндокринное содер­жимое женской сексуальной жидкости, а не ее цвет. Йогическую практику смешения белой и красной жидкостей поэтичес­ки описал Бабхаха, один из последователей Тантры, который стремился обрести просветление совместно с женщиной, имев­шей ту же цель:

В священной обители бхаги

Возвышенной, искусной спутницы

Выполняй практику смешения белого семени

С ее океаном красного семени.

Потом впитай, подними и распространи нектар,

Дабы породить поток восторга, доныне неведомого.

Затем ради удовольствия преодоления удовольствия,

Созерцай всё это как нераздельное с пустотой.

Считается, что сексуальные жидкости обладают особым свой­ством питать психическую, или йогическую, структуру. Поэто­му йогин и йогини представляют, как в них впитывается и распространяется по всему телу дарующий блаженство нектар. Цонгкапа восхваляет сущность сексуальной жидкости как нектар, дарующий состояние всеведения будды. В Чандамоха-рошана-тантре о ней говорится так: «Это лучшее из яств, вкушаемое всеми буддами».

Хотя этот йогическии процесс (который присутствует и в индуистской Тантре и йоге) выполняют как мужчина, так и женщина, «смешивая свои сущности», в тантрах (как индуист­ских, так и буддийских) акцент делается на поглощении муж­чиной женских жидкостей. В Хеваджра-тантре говорится, что духовные женщины, или женщины, принадлежащие к пяти семействам будд, являются «даровательницами сиддхи, и их сексуальная жидкость несокрушима, а потому ее выпивает йогин, воздав женщине почести)». Считается, что извлечение сущности женской жидкости дает самый утонченный вид пита­ния — рождает великое блаженство. В Хеваджра-тантре мужчина получает наставление принять обет во всех будущих жизнях продолжать впитывать женские сущности. Упор на то, что мужчина впитывает женскую сущность, — одна из осо­бенностей, отличающих этот союз от обычных сексуальных от­ношений. Индологи Фредерик Марлен и Венди О'Флайерти отмечают, что тантрический подход, согласно которому мужчи­на намеренно впитывает женские жидкости, противоположен обычному супружескому соединению, когда, в первую очередь, именно женщина поглощает мужскую жидкость. Тема полу­чения мужчиной женских жидкостей присутствует также и в индуистской Тантре традиции шакта, что свидетельствует о ее сродстве с буддийской Тантрой. О'Флайерти предполагает, что так находит свое выражение в ритуале относительность статуса мужского и женского, поскольку он отражает энергию, перете­кающую от женщины к мужчине.

Хотя в текстах явно говорится о том, что мужчина поглоща­ет женскую жидкость, это, безусловно, предполагает смешива­ние и обмен жидкостями. Мужчина также использует «соб­ственную субстанцию», дабы сделать подношение партнерше: «Необходимо делать подношение женщине своего семейства буд­ды, предлагая ей свои субстанции». Это «подношение своей субстанции» подразумевает самый интимный йогическии аспект этого ритуала.

Таким образом, в ритуале почитания женщины мужчина в качестве подношения отдает самого себя — что подразумевает уважение и обожание, — собственное тело в качестве удовольствия, которое он ей доставляет, сексуальные жидкости, кото­рые он смешивает с ее жидкостями, дыхание, которое он объе­диняет с ее дыханием, и тонкие энергии, которые переходят от одного к другому и циркулируют в обоих, благодаря чему оба получают возможность обрести переживания, которых не смог­ли бы получить самостоятельно.

ВНУТРЕННЯЯ ЙОГА ЙОГИНИ

Почитание партнерши включает в себя подношение сексуально­го удовольствия, необходимого для ее тантрической практики созерцания. Подношение удовольствия — не самоцель, а от­правная точка для опытного тантрического йогина, который использует блаженство соединения как основу для медитации. Это интимное почитание является, по сути, подношением муж­чиной женщине йогических переживаний. Особый йогический процесс, который она стремится освоить, — это сосредоточить внутреннее дыхание, или ветер, в месте около основания позво­ночника, а затем ввести его в срединный канал, проходящий через тело вертикально, и там удержать.

В визуализации, на которую опирается эта йога, внутренняя анатомия женского полового органа представляется как мандала, драгоценный дворец в середине страны Будды. В этом двор­це нет установленных измерений, потому что это «безмерный дворец» на уровне переживания видения. Центр мандалы — шейка матки, находящаяся в глубине влагалища, но размеры воображаемой мандалы могут быть разными и зависят от задач медитации. Иногда воображают, что мандала, расширяясь, выходит за пределы тела женщины и объемлет весь мир и всех живых существ в совершенстве небесного измерения. Для неко­торых практик йогини располагают внутри дворца пары будд и их божественные свиты, согласно иконографии той мандалы, которую они созерцают. Каковы бы ни были подробности ме­дитации — чистота, блаженство и мудрость, объединенные в мандале, излучаются из центра мандалы, на котором женщина сосредоточивает свое внимание.

«Тайное место» йогини — говоря тантрическим языком — иногда называют Ликом Вороны. Лик Вороны (Какасья: Kakasya) — имя женского божества, одной из восьми охрани­тельниц врат мандалы Чакрасамвары. Эти восемь богинь носят имена, соответствующие названиям восьми главных каналов, которые расходятся от вагинального нервного центра, согласно представлениям о женской анатомии, которые отражены в тант­рических текстах. Использование имен божеств объединяет вла­галище и мандалу в этом символическом мире. «Войти в ман­далу» на этой стадии означает, что женщина направляет свою осознанность туда, где будет развертываться просветление.

Чтобы помочь женщине направить внимание на внутреннюю мандалу, мужчина делает тонкое подношение: «Пальцем, то есть алмазным жезлом, тронь землю, то есть каналы основы — лото­са, и, пробудив каналы, свяжи алмазный скипетр. Другими сло­вами, в практике, которая связывает, объедини нераздельно два канала». Мужчина помогает женщине в ее практике внутрен­ней йоги, трогая каналы в лотосе и «пробуждая их», и тем самым помогает ей собрать энергию там, где она будет втянута в срединный канал. Стимуляция этого узла каналов помогает ей объединить все свои ощущения и сосредоточить внимание на точ­ке близ нижнего отверстия срединного канала. Мужчина дол­жен быть осмотрителен, чтобы вызвать подъем, не уменьшая ее сосредоточенности, что требует от него виртуозного владения эро­тическими и йогическими приемами. Женщина, которая обрела искусность в этом процессе, может в это время вовлечь внутрен­ний ветер, или дыхание, в срединный канал.

Именно в этот момент очень важно получить поддержку от энергии партнера. Такой обмен энергией начинается с сопри­косновения «концов» половых органов тантрических партне­ров, что иногда называют «соприкосновением концов большого и безымянного пальцев» или «поцелуем». Как объясняет Цонгкапа, «кончик тайного места партнера — это нижнее отверстие срединного канала (авадхути), а кончик тайного места парт­нерши называют Лик Вороны, и эти два канала соединяются в поцелуе». Срединный канал мужчины заканчивается на са­мом кончике полового органа, в то время как срединный канал женщины заканчивается в самой глубине влагалища, и во вре­мя сексуального соединения эти две точки соприкасаются. Бла­годаря соприкосновению каналов происходит смешивание крас­ной и белой сущностей, а это в свою очередь обеспечивает тонкий, но ощутимый обмен энергией между партнерами, а также ее циркуляцию в них. Йогин и йогини особыми способами на­правляют свою объединенную энергию, чтобы получить тонкие состояния блаженства и прозрения.

Когда нектар женщины начинает истекать и смешивается с нектаром мужчины, о женщине говорят, что она «опьянена элик­сиром союза». Этим опьянением рождается блаженство, кото­рое занимает центральное место в тантрическом созерцании:

Практикующий мантру опьяняется жидкостью, и это значит, что у него есть партнерша, принадлежащая к одному из семейств будды (кулика: kulika), что он знает мантру и опья­нен соком... Это означает практику с обладающей большими достоинствами женщиной, которая будет опьянена соком элик­сира союза, когда он нисходит.

Благодаря этому все будды соберутся в мандале тела прак­тикующего, и точно так же все женские божества соберутся в мандале тела принадлежащей к этой линии передачи вели­кой супруги, которую представляют как Спаршаваджри (Sparsavajri).

Почитай эту женщину.

Независимо от того, поглощается ли «опьяняющая» смесь крас­ной и белой капель в буквальном смысле, визуализация прино­сит блаженство, когда воображают, как распространяются эти капли. В заключение женщина сосредоточивает этот процесс в срединном канале. Она «вдыхает» ветер, или энергию, в сре­динный канал и поднимает его к макушке, а затем «выдыха­ет», или позволяет энергии снова опуститься, представляя, как капли нектара устремляются вверх и вниз по срединному кана­лу. По словам знаменитой йогини:

Из макушки, на лунном диске,

Пять нектаров бьют ключом и ниспадают вниз.

Закрепи это и представляй слог ОМ.

Постоянно выполняя так эту йогу,

Делай, чтобы [нектар] падал и поднимался —

Такова практика всех йогини!

Йогини наслаждается чувством опьянения, которое разливает­ся по ее телу. Она упивается разнообразными оттенками чувств блаженства и радости, вкушая возвышенные переживания, когда ощущает, что парит в небе, или, говоря на языке Тантры, «на­слаждается небесами».

Однако, как бы ни были восхитительны эти неземные усла­ды, они всего лишь, основа для более высоких последующих состояний ума. Их достижение свидетельствует, что настало время созерцать пустоту. Таким образом, тайное подношение, или «союз пахтанья», делает возможным заключительный этап йоги соединения, «истинное подношение» союза блаженства и пустоты. На этом этапе йогини (и йогин) должны расстаться с привязанностью к удовольствию и медитировать о том, что всё, в том числе и блаженство, пусты, то есть лишены собственного бытия. В разгар горячей страсти необходимо отринуть жела­ние, видя в нем порожденную двойственностью привычку дер­жаться за то, что, в конечном счете, не существует. Здесь может быть полезным представить себя томящимся жаждой челове­ком, который гоняется за миражом в небе. Обычное блажен­ство никогда не может принести высшую реализацию, как ми­раж не может утолить жажды. Если размышлять о том, что объект блаженства не более реален, чем мираж в небе, это мо­жет помочь растворить привязанности в пространстве осознан­ности, подобной небу.

В «Жемчужных четках», раннем комментарии школы сакья, перечисляются шаги, благодаря которым женщина исполь­зует почитание со стороны мужчины как основу для своей внут­ренней йоги. Она последовательно принимает ряд доставляющих ей удовольствие подношений мужчины и использует наслажде­ние каждой стадией для того, чтобы войти в более глубокое состояние медитативного сосредоточения, обращая свое внима­ние внутрь по мере того, как мужчина делает всё более интим­ные подношения. Первая стадия — это подношение того, что радует чувства: благовония, яства, напитки, любовные слова, прекрасные ткани, а также мясо и вино. Говоря языком йоги, эти подношения делаются у «девяти врат» тела (глаз, ушей, ноздрей, рта, нижних отверстий), то есть врат, через которые входят чувственные удовольствия. Когда внешние чувства жен­щины удовлетворены, она естественным образом отвращает от них свое внимание, чтобы получить подношение следующего уровня — сексуальное наслаждение. Мужчина разжигает и возбуждает страсть, которая служит топливом для медитации, а затем предлагает особое подношение ее тайной чакре. Он пробуждает каналы, или нервы, полового органа, чтобы поро­дить блаженство и капли нектара. Партнеры могут воображать каналы как божеств, которые наслаждаются нектаром, излива­емым на них четой будд в середине. Например, в одном методе визуализации мандалы Чакрасамвары, которую мысленно на­кладывают на половой орган женщины, на двадцати четырех каналах, или нервах, представляют двадцать четыре пары ге­роев и героинь, поглощающих нектар, как яство, на своем тан­трическом пиршестве.

Теперь, когда внимание женщины полностью отключено от внешних чувств и мирских проявлений, наступает время для высшего подношения. Высшее подношение происходит в ее сре­динном канале, авадхути. Женщина использует подношение, чтобы ввести свои ветры и капли в срединный канал и там их закрепить. Это подношение заключается в излиянии самой тонкой энергии йогина, соединяющейся с ее энергией, благода­ря чему вспыхивает и усиливается переживание радости, про­зрения и ясности, которые рождаются в срединном канале. Поскольку это подношение позволяет женщине пройти послед­ний перевал на пути к просветлению, «это самое сущностное почитание женщины».

Женщина должна обладать большими способностями к со­средоточению и медитации, чтобы суметь воспользоваться под­ношением такого рода. Такое почитание очень легко может стать причиной утраты внимания и возрастания желания и привя­занности. Важно, чтобы женщина понимала пустоту, и желательно, чтобы у нее уже было переживание пустоты, дабы те­перь она сумела сочетать его с блаженством. Если она применяет свое понимание пустоты к этому переживанию, ее внутренний ветер в срединном канале становится «ветром мудрости» — колесницей недвойственного восприятия, свойственного будде. Ум, наполненный блаженством, но одновременно осознающий пустоту, будет обладать чувственным восприятием, в корне от­личающимся от обычного. Свободные от мыслей и двойствен­ных представлений, желания и привязанности, йогин и йогини пребывают в созерцании, храня полную ясность ума. На этом уровне женщина переживает изначальную природу собственного ума как бескрайнюю, беспрепятственную осознанность. Она постигает, что всё, в том числе и собственный ум, ясно, чисто и необъятно как небо. Таково «истинное подношение».

Наши рекомендации