Тантрический союз: краеугольный камень тантрической парадигмы

Тантрический союз — это главная отличительная черта самого эзотерического и высокого раздела буддийской Тантры. Йоги­ческие практики, выполняемые совместно с партнером, обозна­чаются санскритским термином кармамудра (karmamudra). Тан­трический союз — не отдельная практика, а категория практик, предписываемых в нескольких контекстах, таких как посвяще­ние мудрости (праджнябхишека: prajnabhiseka), тайное пиршест­венное подношение (гухъяпуджа: guhyapuja) и в целом тантри­ческий образ жизни, привносящий в повседневную жизнь мудрость не двойственности. В данной книге термины «тантрический союз», «йога соединения» и «сексуальная йога» обо­значают совокупность этих практик, а особые их формы, о которых пойдет речь, — это поклонение партнерше и подноше­ние внутреннего огня.

Тантрический союз — неотъемлемая черта традиции Тант­ры в ее классическом виде. Основополагающие труды учат, что использующая блаженство и созерцание йога сексуального со­единения необходима для достижения полного просветления. Незаменимость тантрического союза откровенно утверждается в Чакрасамвара-тантре:

Йогин должен обретать духовные достижения

С помощью мантры и мудры (супруги) тайного пути.

Тайный путь без мудры

Не дарует существам совершенства.

Так стремись обрести просветление,

Усердно предаваясь

Действиям любовной игры.

В этом тексте, где тантрический союз выдвигается как необходи­мое условие реализации, утверждается, что практиковать Тант­ру без партнера столь же бесполезно, как сбивать воду, чтобы получить масло: «Если, желая получить масло, станешь сбивать воду, — сколько ни старайся, масла не получится». Аналогия здесь не случайна, поскольку тантрический союз иногда называ­ют «методом сбивания» или «союзом сбивающего и сбиваемого». Чандамахарошана-тантра, другая главная йогини-тантра, обращается к теме кажущегося несоответствия между аскетичес­кой жизнью Будды и его более поздними высказываниями о необходимости тантрического союза как пути к просветлению. В следующем отрывке, где речь ведется от лица Шакьямуни в тантрическом проявлении, объясняется:

Мудрый сын царицы Майи,

Оставив восемь тысяч благородных супруг,

Отправился на берег реки Найраньджана (Nairafijana),

Там объявил, что обрел состояние будды,

И нанес поражение Маре (Мага).

И всё это (самоотречение) — только на благо других.

Здесь Будда провозглашает, что его отречение от жизни во лвоопе было поизвано пэинести благо людям, которые, вдохновившись такой непривязанностью, устремились бы к духовной практике.

В следующей выдержке внимание уделено тому, что дела. Шакьямуни до того, как покинул дворец, и обретение им прс «нетления приписывается блаженству, которое он испытал вместе со своей женой, Гопой (Gopa):

Вместе с Гопой он испытал блаженство.

Соединяя алмазный жезл и лотос,

Он обрел плод блаженства.

Состояние будды обретают из блаженства,

А без женщин блаженства не будет.

Согласно этому повествованию, именно блаженство позволил» Будде обрести просветление. Поэтому в тантрической иконо графин присутствует мотив Будды Шакьямуни и Гопы в объятиях друг друга, пребывающих в майтхуне (maithuna), или свя iценном союзе, осуществляемом ради просветления. После этого удивительного откровения касательно просветления Шакьямуни далее в этом тексте выражается протест против аскетизма и безбрачия:

Практику Чандамахарошаны

Не сможет совершить аскет.

Пока ум не очищен,

Ты бесплоден и окован цепями неведения.

Тот, кто, питая страсть, ее подавляет, —

Сущий лжец. Всякий же лжец совершает грех

И за этот грех отправится в ад.

Будда открывает нам, что истязание себя самоотречением не принесет высшей победы — состояния будды:

Посему, если желаешь состояния будды,

Следует практиковать то, что должно практиковать.

Отрекаться от объектов чувств

Означает истязать себя аскетизмом - не делай этого!

Если видишь образы — смотри!

Если слышишь звуки — слушай,

Вдыхай запахи,

Ощущай лучший вкус,

Осязай шелка.

И ты быстро обретешь высшее состояние будды!

Прими прибежище в бхаге достойной женщины,

Дабы достичь уровня Чандамахарошаны.

Если чувства и сексуальность не являют собой препятствий к просветлению, то может возникнуть вопрос: «Почему поначалу Будда учил отречению?» Предвидя такой вопрос, он отвечает

Если я учу воздерживаться от соединения,

Это потому, что его должны избегать слабые мирские

существа.

Я учу всему, что послужит созреванию мирских существ.

Все и каждый станут буддами

Благодаря танцу волшебных проявлений

Победоносного, Благодаря разнообразным методам.

Во всех трактатах и текстах Абхидхармы Женщин принижают;

Настоящей же истине учеников разных способностей Учат тайно.

Из этого текста мы узнаём, что наставления Будды о безбрачии предназначены для людей, которым учения о тантрическом сою зе не принесут пользы, а могут даже нанести вред.

Далее выведенная в этом тексте собеседница, тантрическая форма жены Шакьямуни и махаянская богиня Праджняпара мита, задает Чандамахарошане вопрос:

— Почему же первые ученики и другие люди чернят жен­щин?

Владыка ответил:

— Это свойственно первым ученикам и другим людям, Которые обитают в мире желания,

Не ведая о пути освобождения, Опирающемся на женщин и дарующем всё.

Здесь тантрический Будда ясно утверждает, что считает пер-ных учеников (шраваков: sravaka) и других приверженцев пути отречения людьми, не обладающими достаточным пониманием: «Умам этих людей с низшей верой неведома реальность». Поскольку люди с «низшей верой» не поймут учения о сексу­альных практиках как пути освобождения и не получат от них пользы, он осмотрительно утаивает эти учения и учит настоя­щей истине тайно, сохраняя высшее учение для тех редких лю­дей с высшей верой и преданностью, которые желают быстро достичь состояния будды.

Ясно, что учение, принижающее женщин, — низшее, и от него следует отказываться по мере продвижения к более высо­ким учениям. Будда объясняет: как люди, живущие среди изо­билия шафрана, его не ценят, потому что не знают его настоя­щей стоимости, так и ученики низших колесниц не ценят драгоценность сексуальности, потому что она слишком доступ­на. Такие ученики отрекаются от своих желаний и при этом очерняют женщин и связь с ними, не ведая того, что тем самым отчуждают себя от самого источника состояния будды.

В дополнение к классическим текстам, тибетские источники по практике высшей йоги (ануттара-йога в тибетском контек­сте) подтверждают необходимость соединения с телесным парт­нером, чтобы достичь состояния будды. Цонгкапа смягчает ут­верждение об абсолютной необходимости, но допускает, что «чрезвычайно трудно» обрести освобождение без партнерши. Он неоднократно утверждает, что самые опытные йогины дол­жны практиковать с телесной партнершей, а менее опытные — с воображаемой. В буддийской литературе постоянно подчер­кивалась важность духовных друзей, чье общество служит опорой на пути к просветлению. В одном диалоге, который содер­жится в Палийском каноне, ученик спрашивает Будду, дей­ствительно ли духовный друг — это половина духовной жиз­ни, на что Будда отвечает: неверно, потому что духовный друг — это вся духовная жизнь. Цонгкапа напоминает об этом, чтобы объяснить роль партнерши: «Духовная спутница — это основа обретения освобождения. Духовные друзья суть женщины — единомышленницы йогинов». Интимная связь с единомыш­ленницей в корне меняет духовную жизнь мужчины. Побуж­даемое ее вдохновляющей дружбой, его продвижение будет поистине быстрым.

Последователи школы гелугпа, в соответствии с ортодок­сальными взглядами Цонгкапы, основателя их школы, обычно признают необходимость йоги соединения для достижения со­стояния будды. Среди современных гелугпинцев, придержи­вающихся мнения о ее необходимости, — лама Йеше, который объясняет роль этой практики в самопреображении следующим образом: «В процессе овладения стадией завершения наступает такой момент, когда для введения в срединный канал энергии всепроникающего ветра — предпосылки полного открытия сер­дечного центра и переживания самого глубокого уровня Ясного Света — необходимо физическое объятье супруги». Гелуг-пинский ученый геше Келсанг Гьяцо тоже считает практику с реальной партнершей необходимой для обретения просветле­ния в этой жизни. Гьяцо утверждает, что практика с реаль­ной партнершей, или кармамудрой, предназначается для более опытного человека, а практика с воображаемой партнершей, или джнянамудрой, предназначена для людей менее опытных. Собственная жизнь Цонгкапы выражает самые сокровенные воззрения его школы на этот предмет. Как считается в школе гелугпа, несмотря на то что Цонгкапа полностью обладал нуж­ными для просветления качествами, он отложил свое полное просветление при жизни, дабы соблюсти свои монашеские обе­ты, и тем самым подал добрый пример своим последователям и заложил основу своей реформы в области монашества. Таким образом, Цонгкапа отсрочил свое просветление до той поры, когда смог соединиться с партнершей в мире переживания ви­дений, который проявляется после смерти материального тела. Считается, что медитация в соединении с телесной партнер­шей имеет значительное преимущество перед медитацией в оди­ночку. Объединение энергии партнеров повышает силу и энер­гию медитации. Сочетание их энергий обогащает качественные и количественные аспекты энергии каждого из партнеров и тем самым способствует продвижению обоих в практиках внутрен­ней йоги. Йога буддийской Тантры вращается вокруг пред­ставления о том, что омрачающие схемы, связанные с эмоциями и познанием, таятся в психическом теле в виде тонких психи­ческих каналов (нади: nadi). Задача внутренних йог состоит в том, чтобы «развязать узлы» (надигрантхи-нирмочана: nadlgranthi-nirmocana) и ввести всю высвобождаемую в результате этого процесса энергию в срединный канал (авадхути: avadhutl), который проходит в теле в вертикальном направлении. Затем эта энергия может быть использована, чтобы развязать карми­ческие узлы, очистить срединный канал, воспламенить внут­ренний огонь, чандали (candall; тиб. туммо: gtum-mo), и зажечь свет, возникающий в глубинной осознанности, когда средин­ный канал очищен. Внутреннее дыхание, ветры, во время ме­дитации в соединении с партнером движутся более энергич­но. Дополнительная сила помогает распутать последние и самые упорные узлы — те, что находятся в сердце. Поэтому счита­ется, что практика с партнером позволяет раскрыть полностью сердце на самом глубинном уровне, освобождая его от всех узлов, сужений и омрачений, порождаемых ложными воззрс ниями и эгоцентрическими эмоциями. Таково объяснение абсолютной необходимости тантрической сексуальной йоги с точки зрения методики, хотя этим весь спектр ее задач и приме нений не исчерпывается.

Отношения между тантрическими супругами иногда бывают непостоянными и зависят от содержания психических глубин, выявленных сознанием. Йогины и йогини приходят к осознанию источника этих мощных эмоций и пониманию необходимости преобразовывать их по мере возникновения, вместо того чтобы реагировать на их появление, порождая еще больший вред и создавая еще больше кармических узлов. В конечном счете, поскольку именно в сердце таятся глубочайшие страхи, ненависть и эгоцентрическое искажение реальности, открытость, взаимная прозрачность и полное доверие, необходимые для йоги соединения, делают ее идеальной практиком для осознания вредящих эмоций и преображения их яда в нектар просветленной осознанности.

Наши рекомендации