Тантрический союз: краеугольный камень тантрической парадигмы
Тантрический союз — это главная отличительная черта самого эзотерического и высокого раздела буддийской Тантры. Йогические практики, выполняемые совместно с партнером, обозначаются санскритским термином кармамудра (karmamudra). Тантрический союз — не отдельная практика, а категория практик, предписываемых в нескольких контекстах, таких как посвящение мудрости (праджнябхишека: prajnabhiseka), тайное пиршественное подношение (гухъяпуджа: guhyapuja) и в целом тантрический образ жизни, привносящий в повседневную жизнь мудрость не двойственности. В данной книге термины «тантрический союз», «йога соединения» и «сексуальная йога» обозначают совокупность этих практик, а особые их формы, о которых пойдет речь, — это поклонение партнерше и подношение внутреннего огня.
Тантрический союз — неотъемлемая черта традиции Тантры в ее классическом виде. Основополагающие труды учат, что использующая блаженство и созерцание йога сексуального соединения необходима для достижения полного просветления. Незаменимость тантрического союза откровенно утверждается в Чакрасамвара-тантре:
Йогин должен обретать духовные достижения
С помощью мантры и мудры (супруги) тайного пути.
Тайный путь без мудры
Не дарует существам совершенства.
Так стремись обрести просветление,
Усердно предаваясь
Действиям любовной игры.
В этом тексте, где тантрический союз выдвигается как необходимое условие реализации, утверждается, что практиковать Тантру без партнера столь же бесполезно, как сбивать воду, чтобы получить масло: «Если, желая получить масло, станешь сбивать воду, — сколько ни старайся, масла не получится». Аналогия здесь не случайна, поскольку тантрический союз иногда называют «методом сбивания» или «союзом сбивающего и сбиваемого». Чандамахарошана-тантра, другая главная йогини-тантра, обращается к теме кажущегося несоответствия между аскетической жизнью Будды и его более поздними высказываниями о необходимости тантрического союза как пути к просветлению. В следующем отрывке, где речь ведется от лица Шакьямуни в тантрическом проявлении, объясняется:
Мудрый сын царицы Майи,
Оставив восемь тысяч благородных супруг,
Отправился на берег реки Найраньджана (Nairafijana),
Там объявил, что обрел состояние будды,
И нанес поражение Маре (Мага).
И всё это (самоотречение) — только на благо других.
Здесь Будда провозглашает, что его отречение от жизни во лвоопе было поизвано пэинести благо людям, которые, вдохновившись такой непривязанностью, устремились бы к духовной практике.
В следующей выдержке внимание уделено тому, что дела. Шакьямуни до того, как покинул дворец, и обретение им прс «нетления приписывается блаженству, которое он испытал вместе со своей женой, Гопой (Gopa):
Вместе с Гопой он испытал блаженство.
Соединяя алмазный жезл и лотос,
Он обрел плод блаженства.
Состояние будды обретают из блаженства,
А без женщин блаженства не будет.
Согласно этому повествованию, именно блаженство позволил» Будде обрести просветление. Поэтому в тантрической иконо графин присутствует мотив Будды Шакьямуни и Гопы в объятиях друг друга, пребывающих в майтхуне (maithuna), или свя iценном союзе, осуществляемом ради просветления. После этого удивительного откровения касательно просветления Шакьямуни далее в этом тексте выражается протест против аскетизма и безбрачия:
Практику Чандамахарошаны
Не сможет совершить аскет.
Пока ум не очищен,
Ты бесплоден и окован цепями неведения.
Тот, кто, питая страсть, ее подавляет, —
Сущий лжец. Всякий же лжец совершает грех
И за этот грех отправится в ад.
Будда открывает нам, что истязание себя самоотречением не принесет высшей победы — состояния будды:
Посему, если желаешь состояния будды,
Следует практиковать то, что должно практиковать.
Отрекаться от объектов чувств
Означает истязать себя аскетизмом - не делай этого!
Если видишь образы — смотри!
Если слышишь звуки — слушай,
Вдыхай запахи,
Ощущай лучший вкус,
Осязай шелка.
И ты быстро обретешь высшее состояние будды!
Прими прибежище в бхаге достойной женщины,
Дабы достичь уровня Чандамахарошаны.
Если чувства и сексуальность не являют собой препятствий к просветлению, то может возникнуть вопрос: «Почему поначалу Будда учил отречению?» Предвидя такой вопрос, он отвечает
Если я учу воздерживаться от соединения,
Это потому, что его должны избегать слабые мирские
существа.
Я учу всему, что послужит созреванию мирских существ.
Все и каждый станут буддами
Благодаря танцу волшебных проявлений
Победоносного, Благодаря разнообразным методам.
Во всех трактатах и текстах Абхидхармы Женщин принижают;
Настоящей же истине учеников разных способностей Учат тайно.
Из этого текста мы узнаём, что наставления Будды о безбрачии предназначены для людей, которым учения о тантрическом сою зе не принесут пользы, а могут даже нанести вред.
Далее выведенная в этом тексте собеседница, тантрическая форма жены Шакьямуни и махаянская богиня Праджняпара мита, задает Чандамахарошане вопрос:
— Почему же первые ученики и другие люди чернят женщин?
Владыка ответил:
— Это свойственно первым ученикам и другим людям, Которые обитают в мире желания,
Не ведая о пути освобождения, Опирающемся на женщин и дарующем всё.
Здесь тантрический Будда ясно утверждает, что считает пер-ных учеников (шраваков: sravaka) и других приверженцев пути отречения людьми, не обладающими достаточным пониманием: «Умам этих людей с низшей верой неведома реальность». Поскольку люди с «низшей верой» не поймут учения о сексуальных практиках как пути освобождения и не получат от них пользы, он осмотрительно утаивает эти учения и учит настоящей истине тайно, сохраняя высшее учение для тех редких людей с высшей верой и преданностью, которые желают быстро достичь состояния будды.
Ясно, что учение, принижающее женщин, — низшее, и от него следует отказываться по мере продвижения к более высоким учениям. Будда объясняет: как люди, живущие среди изобилия шафрана, его не ценят, потому что не знают его настоящей стоимости, так и ученики низших колесниц не ценят драгоценность сексуальности, потому что она слишком доступна. Такие ученики отрекаются от своих желаний и при этом очерняют женщин и связь с ними, не ведая того, что тем самым отчуждают себя от самого источника состояния будды.
В дополнение к классическим текстам, тибетские источники по практике высшей йоги (ануттара-йога в тибетском контексте) подтверждают необходимость соединения с телесным партнером, чтобы достичь состояния будды. Цонгкапа смягчает утверждение об абсолютной необходимости, но допускает, что «чрезвычайно трудно» обрести освобождение без партнерши. Он неоднократно утверждает, что самые опытные йогины должны практиковать с телесной партнершей, а менее опытные — с воображаемой. В буддийской литературе постоянно подчеркивалась важность духовных друзей, чье общество служит опорой на пути к просветлению. В одном диалоге, который содержится в Палийском каноне, ученик спрашивает Будду, действительно ли духовный друг — это половина духовной жизни, на что Будда отвечает: неверно, потому что духовный друг — это вся духовная жизнь. Цонгкапа напоминает об этом, чтобы объяснить роль партнерши: «Духовная спутница — это основа обретения освобождения. Духовные друзья суть женщины — единомышленницы йогинов». Интимная связь с единомышленницей в корне меняет духовную жизнь мужчины. Побуждаемое ее вдохновляющей дружбой, его продвижение будет поистине быстрым.
Последователи школы гелугпа, в соответствии с ортодоксальными взглядами Цонгкапы, основателя их школы, обычно признают необходимость йоги соединения для достижения состояния будды. Среди современных гелугпинцев, придерживающихся мнения о ее необходимости, — лама Йеше, который объясняет роль этой практики в самопреображении следующим образом: «В процессе овладения стадией завершения наступает такой момент, когда для введения в срединный канал энергии всепроникающего ветра — предпосылки полного открытия сердечного центра и переживания самого глубокого уровня Ясного Света — необходимо физическое объятье супруги». Гелуг-пинский ученый геше Келсанг Гьяцо тоже считает практику с реальной партнершей необходимой для обретения просветления в этой жизни. Гьяцо утверждает, что практика с реальной партнершей, или кармамудрой, предназначается для более опытного человека, а практика с воображаемой партнершей, или джнянамудрой, предназначена для людей менее опытных. Собственная жизнь Цонгкапы выражает самые сокровенные воззрения его школы на этот предмет. Как считается в школе гелугпа, несмотря на то что Цонгкапа полностью обладал нужными для просветления качествами, он отложил свое полное просветление при жизни, дабы соблюсти свои монашеские обеты, и тем самым подал добрый пример своим последователям и заложил основу своей реформы в области монашества. Таким образом, Цонгкапа отсрочил свое просветление до той поры, когда смог соединиться с партнершей в мире переживания видений, который проявляется после смерти материального тела. Считается, что медитация в соединении с телесной партнершей имеет значительное преимущество перед медитацией в одиночку. Объединение энергии партнеров повышает силу и энергию медитации. Сочетание их энергий обогащает качественные и количественные аспекты энергии каждого из партнеров и тем самым способствует продвижению обоих в практиках внутренней йоги. Йога буддийской Тантры вращается вокруг представления о том, что омрачающие схемы, связанные с эмоциями и познанием, таятся в психическом теле в виде тонких психических каналов (нади: nadi). Задача внутренних йог состоит в том, чтобы «развязать узлы» (надигрантхи-нирмочана: nadlgranthi-nirmocana) и ввести всю высвобождаемую в результате этого процесса энергию в срединный канал (авадхути: avadhutl), который проходит в теле в вертикальном направлении. Затем эта энергия может быть использована, чтобы развязать кармические узлы, очистить срединный канал, воспламенить внутренний огонь, чандали (candall; тиб. туммо: gtum-mo), и зажечь свет, возникающий в глубинной осознанности, когда срединный канал очищен. Внутреннее дыхание, ветры, во время медитации в соединении с партнером движутся более энергично. Дополнительная сила помогает распутать последние и самые упорные узлы — те, что находятся в сердце. Поэтому считается, что практика с партнером позволяет раскрыть полностью сердце на самом глубинном уровне, освобождая его от всех узлов, сужений и омрачений, порождаемых ложными воззрс ниями и эгоцентрическими эмоциями. Таково объяснение абсолютной необходимости тантрической сексуальной йоги с точки зрения методики, хотя этим весь спектр ее задач и приме нений не исчерпывается.
Отношения между тантрическими супругами иногда бывают непостоянными и зависят от содержания психических глубин, выявленных сознанием. Йогины и йогини приходят к осознанию источника этих мощных эмоций и пониманию необходимости преобразовывать их по мере возникновения, вместо того чтобы реагировать на их появление, порождая еще больший вред и создавая еще больше кармических узлов. В конечном счете, поскольку именно в сердце таятся глубочайшие страхи, ненависть и эгоцентрическое искажение реальности, открытость, взаимная прозрачность и полное доверие, необходимые для йоги соединения, делают ее идеальной практиком для осознания вредящих эмоций и преображения их яда в нектар просветленной осознанности.