Критерии оценок итогового контроля

По предмету «История и философия науки»

95-100 – А (наличие аналитического и критического подходов в раскрытии вопросов билета, полное освещение сути вопросов, полные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);

90-94 – А- (наличие критического подхода в раскрытии вопросов билета, полное раскрытие сути вопросов, ответы на дополнительные вопросы преподавателя);

85-89 – В+ (полное раскрытие сути вопросов билета, ответы на дополнительные вопросы преподавателя);

80-84 – В (полное раскрытие сути вопросов билета, неполные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);

75-79 – В- (достаточно полное раскрытие сути вопросов билета, неполные ответы на дополнительные вопросы преподавателя);

70-74 – С+ (достаточно полное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);

65-69 – С (недостаточно полное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);

60-64 – С- (недостаточно полное раскрытие сути вопросов билета, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя);

55-59 – D+ (частичное раскрытие сути вопросов билета, затруднения с ответами на дополнительные вопросы преподавателя);

50-54 – D (частичное раскрытие сути вопросов билета, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя);

0-49 – F (суть вопросов не раскрыта, отсутствие ответов на дополнительные вопросы преподавателя).

ГЛОССАРИЙ

Абстракция(с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

Аксиология (с гр. учение о ценностях) — как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира возникает на рубеже XIX—XX вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира — предмет острых дискуссий между философами.

Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.

Априорность (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

Артефакт (с лат.) — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

Архетип (с гр, начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.

Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.

Антропоцентризм(с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Бытие — философская категория, обозначающая прежде всего сущёствование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий.

Витализм (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма.

Верификация(с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.

Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.

Гетерогенность (с гр.) — разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие отгомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.

Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносеологический — относящийся к процессу познания.

Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.

Деонтология (с гр. учение о должном) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований в отличие от аксиологии — учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в соответствии с требованиями социально-исторической практики, культурной традиции.

Дескриптивность (слат. описание) — изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно — дескриптивный (описательный) метод в науке.

Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.

Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.

Индукционизм(с лат. наведение). Метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.

Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.

Категория (с гр. высказывание) — основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики.В философии различают каттегории бытия и категории познания, соотношение между нимиисследуется в теории познания (гносеологии).

Код (с фр.) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохраняется информация. Культурные коды характеризуют разные типы культур.

Коммуникация (с лат.) — совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.

Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. Законченный кусок текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз.

Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности.

Ментальность (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы.

Объективация (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.

Онтология(с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.

Ориенталистика (с лат. восточный) — совокупность наук, связанных с изучением культуры и языков восточных народов.

Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.

Парадигма(с гр.)образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.

Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторон-ностей" материализма и идеализма.

Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) -— методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами.

Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания.

Рефлексия (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.

Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок позитивизму.

Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют.

София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно.

Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Чаще всего субстанция — синоним материи, вещества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.

Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Физикализм — философская концепция, считающая, что все должно постигаться при помощи методов физики, в противном случае познание бессмысленно.

Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности.

Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.

Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму.

Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теоретико-познавательный, гносеологический.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Абдина А.К. История и философия науки. Учебник. – Астана, 2011.* [7]

2. Абишев К. Философия. Учебник для студентов и магистрантов. – Алматы, 2000.*

3. Артемьев А.Н., Мырзалы С.К. История и философия науки. – Алматы, 2010.*

4. Войтов А.Т. Философия. Учебное пособие для аспирантов. – М., 2003.*

5. Голубинцев В.О., Донцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Ростов-на-Дону, 2007.*

6. Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.

7. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.

8. Ильенков Э.В. Философия культуры. – М., 1991.*

9. Карнап Р. Философские основания физики. – М., 2005.

10. Коген Г. Теория опыта Канта. – М., 2012.

11. Конт О. Дух позитивной философии. – М., 2003.

12. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. – М., 2006.*

13. Крянина Ю.В., Моторина Л.Е. История и философия науки. – М., 2007.*

14. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002.

15. Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. – М., 1995.

16. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. – М., 2003.*

17. Лешкевич Г.Г. Философия науки. Учебное пособие. – М., 2006.*

18. Липкин А.И. Философия науки. – М., 2007.

19. Никифоров А. Философия науки. История и теория. – М., 2006.

20. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.

21. Рассел Б. Избранные труды. – Новосибирск, 2007.

22. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

23. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

24. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М., 2011.

25. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. – М., 2005.*

Дополнительная литература:

1. Аль-Ани Н.М. Философия техники. – СПб., 2004.

2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2007.

3. История информатики и философия информационной реальности. – М., 2007.

4. Казютинский В.В.Глобальный эволюционизм и научная картина мира // Глобальный эволюционизм (философский анализ). – М., 1994.

5. Карамова О.В. Философия, методология и история экономической науки. – М., 2007.

6. Косиченко А.Г. Научное творчество. – Алма-Ата, 1992.

7. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М., 2005.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2006.

9. Майданов А.С. Методология научного творчества. – М., 2007.

10. Математика и опыт: Сб. статей. – М., 2003.

11. Мукашев З.А. Концепции современного естествознания. – Алматы, 2005.

12. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.

13. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.

14. Розин В.М. Методология: Становление и современное состояние. – М., 2006.

15. Розин В.М. Мышление и творчество. – М., 2006.

16. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. – М., 2006.

17. Светлов В.А. История научного метода. – М., 2007.

18. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. – М., 2006.

19. Филинова О.Е. Математика в истории мировой культуры. – М., 2006.

20. Флауэрс Ч. Десять заповедей нестабильности. – М., 2007.

21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

22. Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история времени. – СПб.:, 2008.

23. Черняк В.З. История и философия техники. Пособие для аспирантов. – М., 2006.

24. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М., 2003.

25. Щукарев А.Н. Проблемы теории познания в их приложении к вопросам естествознания и в разработке его методами. – М., 2007.

* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.

[2] Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 118-119

[3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-708.

[4] Абдигалиева Г.. Ценностная идентификация казахской культуры // http://articlekz.com/article/ 8268

* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.

[6]Подготовка презентаций предполагает навыки аналитической работы магистранта, его умение систематизировать полученные знания и информацию, а также четкое и лаконичное представление материала. Примерная форма презентации 6/6/10 (6 слов – 6 строк – 10 слайдов), использование аудио и видеоэффектов возможно. Творческий подход к выполнению задания поощряется.

* Источники, отмеченные звездочкой, имеются в библиотеках КАТУ им. С.Сейфуллина.

Наши рекомендации