Тема 8. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки
Цель лекции:выявление особенностей науки как профессии, анализ идеалов и норм научного сообщества, а также состояния и перспектив развития науки в Казахстане.
План:
1. Наука как профессия и особый вид деятельности.
2. Нормы и ценности научного сообщества.
3. Приоритетные направления науки в Республике Казахстан.
Основные понятия:профессия, призвание, вид деятельности, нормы, ценности, научный этос, приоритеты в развитии науки.
Наука как профессия и особый вид деятельности.Наука превращается в сложный социальный институт к концу XIX века, когда ученые начинают систематически получать жалованье за свою работу. Происходит признание экономической значимости научной деятельности. Войти в научный дискурс может теперь далеко не каждый, для этого субъект должен обладать рядом социально установленных качеств (высшее образование, кандидатская степень, публикации и т. д.).
Наука вырабатывает свой собственный этос – совокупность правил, соблюдение которых необходимо для каждого отдельного ученого, если он хочет остаться членом научного сообщества.
Макс Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» отмечает, что «в настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знала прежде... отдельный индивид может создать в области науки нечто завершенное только при условии строжайшей специализации».[3] Ученый-профессионал выступает как поставщик специализированных знаний и ответствен лишь за их достоверность и обоснованность. Ученый в качестве профессионала должен сознавать границы своей компетентности; моральные, эстетические, философские, религиозные предпочтения и оценки ученого считаются его личным делом и в науку сегодня не входят.
Превратившись в профессию, наука стала техникой овладения внешними условиями мира и жизни. Она отвечает на вопрос: что надо сделать, чтобы результат был максимально эффективным, но вопросы о смысле деятельности человека и мира в целом не рассматривает.
Нормы и ценности научного сообщества.Этос – комплекс норм и ценностей, воспроизводящихся от поколения к поколению и являющиеся обязательными для человека науки. Этос очерчивает круг допустимого возможного поведения в рамках науки как социального института. Научный этос связан с организацией отношений в научном сообществе, он конституирует, интегрирует и (важно) обеспечивает автономию научного сообщества. Общество не может и не должно вмешиваться в дела ученых, но ученые не могут и не должны вмешиваться в вопросы морали, богословия, политики и т. д. Сами участники научного сообщества делают вывод об адекватности их исследований и результатов по отношению к реальности, а не люди со стороны. Так научный этос развивался со времён первых научных сообществ (начало XVII века).
Впервые научный этос описал Роберт Мертон в работе «Нормативная структура науки» (1942). Исходя из того, что истина есть главная ценность науки, он выделил следующие нормы:
- универсализм – убеждение в том, что изучаемое наукой явление происходит повсюду одинаково и истинность научных суждений должна оцениваться независимо от пола, расы, возраста и т. д.;
- коллективизм – научное знание свободно становится общим достоянием;
- незаинтересованность – первичным стимулом действий учёного является бескорыстный поиск истины; признание, вознаграждение есть следствия, а не цель;
- организованный скептицизм – каждый учёный несёт ответственность за то, что сделано им и его коллегами, и то, чтобы его оценки стали достоянием общественности. Нельзя слепо верить авторитету предшественников. С одно стороны уважение необходимо, но и скептическая оценка тоже должна иметь место.
В этосе имеется механизм контроля за соблюдением норм. В научном этосе главная позитивная санкция – признание коллег, а негативная – игнорирование. По Мертону: если исследователь соблюдает правила, то он настоящий ученый.
Приоритетные направления науки в Республике Казахстан.Наименование тем (специализированных направлений) научных исследований в рамках приоритетов развития науки:
1. Рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции
- прикладные научные исследования:
· технологии и методы восполнения минерально-сырьевой базы и водных ресурсов;
· технологии разработки полезных ископаемых;
· технологии переработки сырья и продукции;
· технологии получения новых материалов;
· проблемы экологии и рационального природопользования;
· теоретические основы получения многофункциональных материалов и покрытий с заданным комплексом свойств.
- фундаментальные научные исследования:
· теоретические основы комплексной переработки углеводородного сырья и рационального природопользования;
· фундаментальные научные исследования в области переработки сырья и продукции;
· рациональное природопользование и обеспечение равновесного экологического состояния окружающей среды Казахстана;
· фундаментальные проблемы материаловедения.
2. Энергетика и машиностроение
- прикладные научные исследования:
· возобновляемые и альтернативные источники энергии и энергетическое использование промышленных и бытовых отходов;
· тепло- и электроэнергетика и энергоэффективные технологии;
· ядерная и водородная энергетика;
· влияние энергетического сектора на окружающую среду;
· энергетическое и автомобильное машиностроение;
· сельскохозяйственное и пищевое машиностроение;
· нефтегазовое машиностроение;
· горнорудное и металлургическое машиностроение;
· машиностроение, автоматизация и робототехника.
- фундаментальные научные исследования:
· фундаментальные научные исследования в области энергетики и машиностроения.
3. Информационные и телекоммуникационные технологии
- прикладные научные исследования:
· информационные технологии;
· телекоммуникационные системы и технологии;
· интеллектуальные системы и технологии;
· программно-технические комплексы и системы;
· геоинформационные системы и технологии;
· интеллектуальные робототехнические системы;
· современные информационные технологии в научном и образовательном процессах.
- фундаментальные научные исследования:
· фундаментальные научные исследования в области информационных и телекоммуникационных технологий:
· теоретические основы математического моделирования технологических процессов.
4. Науки о жизни
- прикладные научные исследования:
· новые технологии для решения проблем старения и продления жизни человека;
· молекулярные, биохимические и клеточные основы живых систем;
· научные основы повышения продуктивности и устойчивости растений и животных;
· новые биопрепараты для медицины, сельского хозяйства;
· развитие биомедицины и генной инженерии.
- фундаментальные научные исследования:
· фундаментальные исследования в области химии и биологии.
5. Интеллектуальный потенциал страны
- фундаментальные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук:
· исследование социально-экономических условий развития наукоемких конкурентоспособных производств (экономик);
· исследования в области реализации социальной и экономической политики государства в современных условиях;
· актуальные проблемы социальных и общественно-гуманитарных наук и междисциплинарные исследования.
- фундаментальные исследования в естественно-научной сфере:
· фундаментальные исследования в области математики, механики, физики.
Тема 9. Научная картина мира
Цель лекции:определение основных характеристик современной научной картины мира.
План:
1. Понятие научной картины мира.
2. Исторические формы научной картины мира.
3. Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира.
Основные понятия:научная картина мира, глобальный эволюционизм, антропный принцип в космологии.
Научная картина мира– система представлений о свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира – не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные заключения и предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии – суть научного метода.
Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени.
Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира. Например, искусство формирует художественные образы мира на основании синтеза его субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как наука сосредоточена на исключительно объективном восприятии и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.
Исторические типы научной картины мира.Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Доминантой классического естествознания становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках: в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих направлениях.
Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира.Идея глобального эволюционизма как современной научной картины мира стала сейчас одной из форм реализации принципа развития. Она обращена одновременно и к философскому, и к естественнонаучному знанию, не сводясь ни к тому, ни к другому. Специфический для нее образ эволюции эта идея выражает на языке конкретных наук, но по степени обобщения эволюционных представлений выходит за рамки любой из них. Это означает, что идея глобального эволюционизма может быть отнесена к уровню знания, называемому научной картиной мира.
В связи с интерпретацией сущности этой идеи возникает следующий принципиальный вопрос: не существует ли общесистемных законов эволюционного процесса, представляющих собой определенную конкретизацию современной концепции развития, и в то же время применимых ко всем структурным уровням природной действительности? Эти законы, проявляясь так или иначе через эволюционные законы отдельных структурных уровней, обеспечивали бы тем самым единство всей совокупности эволюционных процессов во Вселенной, в частности, преемственность процессов прогрессивной эволюции.
Актуальность поставленного вопроса для современной науки становится очевидной, например, при анализе так называемого антропологического, или антропного, принципа в космологии, который вызывает сейчас огромный резонанс в философских дискуссиях вокруг наук о природе и первостепенный интерес со стороны многих выдающихся естествоиспытателей.
Обсуждая проблемы глобального эволюционизма, мы до сих пор ограничивались во всех случаях процессами лишь в нашей Вселенной, т.е. Метагалактике. Но допущение существования других метагалактик или вселенных, которое решительно пробивает сейчас дорогу в современном естествознании, приводит к интересной возможности дальнейшего обобщения самой постановки проблемы глобального эволюционизма. Если наша Вселенная – лишь одна из бесконечного множества квази-замкнутых эволюционирующих систем, возможно, взаимодействующих между собой, то очевидно, уже нельзя утверждать, что эволюция Метагалактики – включая и процессы возникновения космических цивилизаций – определяется только и всецело внутренними для нее факторами. Становится все более вероятным, что должны учитываться и факторы внешние, обусловленные взаимодействием нашей и других вселенных.