Типы уроков иностранного языка

Планирование урока иностранного языка

При обучении иностранному языку учитель в своей работе использует два основных вида плана.

Тематический план – план цикла уроков по теме или нескольким темам, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

Алгоритм составления тематического плана.

1. Помните, что тематический план составляется на четверть, семестр или год и является отражением структуры учебного процесса по иностранному языку, основными компонентами которого могут быть: № урока (пункта); тема и содержание учебного материала; учебные ситуации и отводимые на них количество часов; планируемые результаты; универсальные учебные действия; характеристика видов учебной деятельности учащихся; приемы и способы контроля.

2. «Книга для учителя» поможет Вам выяснить, сколько уроков отводится на данную тему; велась ли работа над данной темой ранее; какой новый лексический, грамматический, фонетический материал содержится в теме; каковы конкретные методические указания авторов по изучению темы.

3. Определите, конкретные цели работы над темой по видам речевой деятельности, а именно, что должен уметь ученик в области А-Г-Ч-П после прохождения данной темы. Обрисуйте круг наиболее типичных ситуаций общения по данной теме, сформулируйте речевые задачи.

4. Составьте сценарий заключительного урока по теме, целью которого было бы развитие неподготовленной речи, осуществление речевой деятельности без опоры на образец по пройденному материалу.

5. Изучите и проанализируйте материал по теме учебника, определите, что можно сократить, а что расширить для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

6. Соотнесите намеченные предметные результаты с конкретными результатами каждого урока. Определите содержание речевого материала на каждом уроке (упражнения, диалоги, тексты). Определите место каждого урока в общем цикле уроков.

7. Проанализируйте план на предмет взаимодействия видов речевой деятельности, взаимосвязи уроков и организации систематического повторения.

8. Спланируйте использование основных и вспомогательных средств обучения.

Тематический план имеет свою структуру, которая может быть выражена схематически (Таблица 1, 2).

Тематический план

Практикант_____________________

Методист_______________________

Учитель________________________

Дата составления________________

Учебник английского языка для…..класса. Авторы:…………..изд., год

Количество уроков, объединенных в плане………………..

Личностные, предметные и метапредметные результаты ……

Таблица 1.

№ урока Планируемые результаты и сопутствующие задачи Языковой материал Повторение/ Новый материал Виды речевой деятельности Оснащение урока Основные и вспомогательные средства обучения Контроль, приемы и объекты контроля Домашнее задание Примечание
Лексический Грамматический Фонетический Аудирование Говорение Чтение Письмо
               

Таблица 2.

Содержание Учебные ситуации Характеристика видов учебной деятельности учащихся

План-конспект урока –поурочный план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Алгоритм составления плана-конспекта урока.

1. Определите тему урока.

2. Определите место данного урока в цикле уроков по теме.

3. Изучите методические рекомендации к проведению данного урока по «Книге для учителя» и внесите коррективы с учетом индивидуальных особенностей и языковой подготовки школьников.

4. Определите тип урока, сформулируйте его воспитательную, образовательную, развивающую и практические цели, а также сопутствующие им задачи. Соотнесите данные цели с планируемыми результатами - личностными, предметными и метапредметными.

5. Определите количество этапов урока и задачу каждого из них.

6. Продумайте форму проведения и содержания каждого из этапов.

7. Подберите речевой материал и упражнения, которые должны выполняться в строгой последовательности (от простого к сложному упражнению) и соответствовать задаче отдельно этапа урока, определите режим выполнения каждого упражнения.

8. Определите способы контроля навыков и умений учащихся на уроке.

9. Подберите соответствующий раздаточный и наглядный материал для достижения цели урока и с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

10. Оптимально распределите рабочее время по этапам урока.

11. Продумайте форму разъяснения домашнего задания.

12. Продумайте форму выставления отметок в конце урока, какой вид или виды деятельности Вы собираетесь оценивать.

13. Продумайте резервные задания на случай свободного времени в конце урока [5,9].

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

План-конспект урока может быть оформлен в виде следующей схемы:

План-конспект урока по английскому языку в … классе

Практикант_____________________

Методист_______________________

Учитель________________________

Дата проведения ________________

Тема урока………………………….., учебник…………………..

Результаты урока: личностные (воспитательная цель)……………

метапредметные (образовательная и развивающая цели)...

предметные (практическая цель)………………………….

Задачи урока: (3-5 задач, реализующих предметные результаты)

Оснащение урока: оборудование, наглядные пособия, видео-/ аудиоматериалы, использование Интернет - технологий и др.

Ход урока

Этапы урока   Время Режимы работы Виды деятельности Примечание
  Установки учителя   Предполагаемые ответы учеников
№1. Орг. момент 3 мин. T-CL T-P P-T   Здесь учитель указывает необходимую для себя информацию, например: не забыть спросить…, раздать контрольные работы…, может быть ошибка…., выставить отметки в конце урока… и т.д.
т.д.        

Организационный этап

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся и классного кабинета к уроку, организация внимания.

Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность, организованность, последовательность в предъявлении требований.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе, его быстрое включение в деловой режим, организация внимания учащихся.

2. Этап проверки домашнего задания

Дидактическая задача этапа: установить правильность, осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Содержание этапа: выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных ошибок и причины их возникновения; ликвидация обнаруженных недостатков.

Условия достижения положительных результатов: оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: возможность за короткий промежуток времени установить уровень сформированности навыков; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидация причин обнаруженных недостатков; высокая степень влияния качества знаний материала.

Нового материала

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Содержание этапа: сообщение темы, цели и задач нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

Условия достижения положительных результатов: предварительная формулировка цели; оценка значимости для учащихся нового материала; умение учителя четко определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала.

Этап усвоения новых знаний

Дидактическая задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых явлениях; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать навыки и умения.

Содержание этапа: организация внимания, сообщение учебного материала, обеспечение восприятия, осознания, систематизации, обобщения.

Условия достижения положительных результатов: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого явления; точное определение отличительных признаков, фиксация на них внимания; использование наглядности, самостоятельной работы, использование приемов мышления: синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: качество знаний, умений и навыков.

Этап закрепления

Дидактическая задача этапа: закрепление знаний, умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной работы.

Содержание: закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Условия достижения положительных результатов: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа: умение использовать изученный материал.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Схема анализа урока

Целенаправленность урока.

1) Какие результаты (личностные, метапредметные, предметные) / цели (воспитательная, образовательная, развивающая, практическая) достигались на уроке? Через какие задачи реализовывались предметные результаты/практическая цель?

2) Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока? Гарантировала ли формулировка задач, сообщаемых учащимся, их принятие ими?

3) Соответствовала ли структура урока, последовательность этапов урока, дозировка времени поставленным целям и задачам?

4) Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, ее кульминация?

5) Как прошло завершение урока?

6) Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению воспитательного, образовательного и развивающего потенциала предмета «Иностранный язык»?

Содержательность урока.

1) Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся; какова его воспитательная и образовательная ценность?

2) Соответствовали ли приемы, используемые на уроке, задачам урока и психологическим особенностям учащихся?

3) В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?

Результативность урока.

1) Чему научились школьники, какие знания о языке и на языке они получили?

2) Какие навыки/умения формировались, развивались и совершенствовались?

3) Какие универсальные учебные действия развивались?

Нижеприведенная схема вопросов может также послужить студенту-практиканту хорошей базой для анализа уроков иностранного языка учителей, коллег и своих собственных. В основу схемы положен типовой урок, содержащий все стандартные этапы: цели урока, организационный момент, контроль домашнего задания, повторительные и подготовительные упражнения, введение нового учебного материала, контроль понимания, тренировочные задания, контроль усвоения. В зависимости от цели каждого урока число и порядок следования его компонентов может меняться, поэтому описание урока следует начать с установки целей, которые поставил себе учитель [7].

Вопросы для самоанализа урока

Ответы на вопросы до проведения урока:

1. Дайте характеристику реальных возможностей учащихся. Какие из особенностей учащихся учтены при планировании урока?

2. Какие результаты/цели поставлены? Соответствуют ли они учебной программе? Через какие задачи реализуется практическая цель? Как учтены особенности класса, отдельных школьников в задачах?

3. Прослеживается ли связь с целями предыдущих и последующих уроков? Как данный урок связан с предыдущим уроком? Каким образом этот урок войдет в систему последующих уроков? В чем специфика этого урока? К какому типу он относится?

4. Какие методы, приемы, основные и вспомогательные средства Вы будете использовать? Какие упражнения превалируют на Вашем уроке (языковые, условно-речевые, речевые)? Дайте обоснование Вашему выбору.

5. Какой учебный материал Вы будете использовать? На каком содержании (понятиях, положениях, фактах) делается главный акцент и почему? Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к объяснению?

6. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, с помощью каких методов он осуществляется?

7. Предусмотрены ли резервные задания, запасные методические ходы на случай непредвиденных ситуаций?

Ответы на вопросы после проведения урока:

1. Пришлось ли Вам сделать какие-нибудь изменения в запланированном уроке (отклониться от плана)? Почему да или нет?

2. Удалось ли полностью реализовать задачи? Если нет, то какие и почему? Как и когда планируется восполнение нереализованного?

3. Какое значение имел данный урок для Ваших учащихся? Какие знания и умения приобрели учащиеся на этом уроке? Объясните, каким образом они смогут применить эти знания и умения на последующих уроках?

4. Имели ли Ваши учебные стратегии успех? Было ли выбрано рационально место для опроса, изучение нового материала, закрепления, домашнего задания? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли были связки между этапами?

5. Какие учебные и другие материалы лучше всего помогли повысить эффективность урока? Что бы Вы изменили, если бы проводили этот урок повторно?

6. Какой аспект урока вам не удался? Какой получился лучше всего?

7. За счет чего обеспечивалась высокая/ средняя/ низкая работоспособность учащихся? Рационально использовалось ли время и за счет чего предупреждались перегрузки?

8. Как поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как реализовано воспитательное влияние учителя?

Приведем примеры планов-конспектов урока и их самоанализов.

Пример 1. План-конспект урока по англ. языку в 9-м классе

Дата: 21 октября 20... г

Тема: «Out and about in Moscow»

Результаты урока:

- личностные: воспитание чувства интернационализма, патриотизма, гордости за свою страну и язык

- метапредметные:знакомство с интересными фактами о Москве, развитие коммуникативных умений и навыков в процессе общения на иностранном языке

- предметные: развитие умений монологической речи: умение передать прочитанное, услышанное; умение выразить свое отношение

Задачи урока:

· Организовать подготовку учащихся к монологическому высказыванию по теме – Moscow;

· Развивать умения ознакомительного чтения на примере текста «Some tips on where to go and what to see in Moscow»;

· Организовать дискуссию по тексту «Some tips on where to go and what to see in Moscow»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

III. Этап подготовки к монологическому высказыванию

IV. Этап работы с текстом

V. Заключительный этап: подведение итогов, задание на дом, выставление оценок.

Этапы урока Время Режим Виды деятельности Примечание
I Организационный момент 2 min T-Cl T-P Good afternoon, boys and girls! How are you? I am very glad to see you. So today we will continue speaking about Moscow.  
II Речевая разминка 4 min T-Cl P-T And at first, I would like to show you the results of my survey: your associations connected with Moscow. Look at the board. So what the 9th form think about Moscow…   Презентация № 1  
III Этап подготовки к монологическому высказыванию 8 min   3 min T-Cl Cl P Well, on the whole you were right. But now we will see what else we can see in Moscow. And at first look at the questions. You are to answer these questions after the presentation. So while watching it makes the notes. Let’s read the questions. Well, let’s begin then.   OK, now let’s try to answer the questions.     Презентация № 2
IV Этап работы с текстом 10 min     min T-Cl P   T-P OK, very good. Let’s move on then. Now we will learn a bit more about some theatres in Moscow and .. the Old Circus. Open your books at p. 49 ex. 109. Your task is to read the text and then to choose the best answers to the questions after the text. If you have some difficulties you can discuss it in pairs. You have 6 minutes.   Well, let's see what you have done. OK, good. Now we are going to discuss some questions and problems. So, - What brilliant clowns worked in the Old Circus? - What atmosphere is in the circus? - Have you ever been to a circus? - Do you enjoy clowns? - Do you enjoy trained animals? Agree or disagree. Explain why. - Bears riding bicycles look very pretty. - Dolphins enjoy playing with their trainers. - Animals in the circuses are taken care of. - Animals suffer from being kept in cages. OK, very good of you, thank you!     Ex. 110     Ex. 115
V Заключительный этап 5 min   3 min T-Cl P     T-Cl P So our excursion to Moscow is finished. And it is time to give you the home work. You are to work out a small project about a city you like the most. You can use pictures, photos to tell us about it. If you want you can work in pairs or in small groups. And to motivate you to create such a project I would like to show you one more presentation: «What do foreigners think about Russia». Look at the board then!   Do you agree? So convince foreigners that there are a lot of interesting places in our country! So, thank you for the lesson! Your marks for today… The lesson is over, good-bye!   Презентация № 3

До проведения урока

1. Данный класс (9 В) имеет среднюю успеваемость. Учатся в основном на «4», несколько человек на «5» и так же есть ученики, которые имеют оценку «3». Класс активен, поэтому особых примечаний при составлении плана урока не имеется.

2. При планировании урока ожидаются следующие результаты:

- личностные: воспитание чувства интернационализма, патриотизма, гордости за свою страну и язык

- метапредметные: знакомство с интересными фактами о Москве, развитие коммуникативных умений и навыков в процессе общения на иностранном языке

- предметные: развитие умений монологической речи: умение передать прочитанное, услышанное; умение выразить свое отношение.

Данные результаты соответствуют рабочей программе и реализуются через следующие задачи:

· Организовать подготовку учащихся к монологическому высказыванию по теме «Moscow»;

· Развивать умения ознакомительного чтения на примере текста «Some tips on where to go and what to see in Moscow»;

· Организовать дискуссию по тексту «Some tips on where to go and what to see in Moscow»

3. Связь между данным и предыдущим уроком прослеживается. На прошлом уроке мы начали изучать эту тему, но не разбирали деталей. Данный урок является основным в изучении данной темы. Урок относится к комбинированному типу, так как он сочетает в себе обобщение, тренировку и введение нового материала.

4. В данном уроке превалируют наглядные мультимедийные методы обучения – презентации. На уроке преобладают условно-речевые и речевые упражнения.

5. На данном уроке будет использован текст из учебника, задания после текста, задания после просмотра презентации. Для раскрытия нового материала используется комбинированная форма обучения – сочетание форм беседы, воспроизведения учащимися ранее изученного материала. Дифференцированный подход к объяснению не обязателен.

6. Контроль организован путем использования вопросно-ответных форм, что подводит учащихся к дискуссии и подготавливает к монологическому высказыванию по данной теме.

7. Резервные задания предусмотрены. Данные задания представляют собой диалогические высказывания по тексту.

После проведения урока

1. В ходе уроке пришлось немного отклониться от плана, так как были проблемы с использованием технических средств, что задержало ход урока.

2. Реализовать поставленные задачи удалось.

3. На данном уроке учащиеся узнали необходимые факты и сведения о Москве, чтобы на следующем уроке с опорой на эти материалы составить монологическое высказывание по данной теме.

4. Учебные стратегии данного урока имели успех. Место для опроса, изучение нового материала и домашнего задания было выбрано рационально. Время, отведенное на все этапы урока, тоже было рационально распределено. Связки между этапами были логичны.

5. Эффективность урока помогли повысить наглядное пособие (презентация) и вопросно-ответная форма закрепления нового материала. Дети, отвечая на вопросы, постепенно приходили к логическому итогу. Если бы я проводила этот урок еще раз, возможно, я бы немного увеличила темп урока и добавила еще несколько заданий для учеников.

6. Наиболее удачно прошел этап работы с текстом. Этап подготовки к монологическому высказыванию не совсем удался, так как дети были активны, но высказывались на русском языке. Следовало использовать другие задания, чтобы учащиеся высказывались на английском языке.

7. Работоспособность учащихся была достаточно высокой ввиду того, что дети по своему характеру активные, но со средней успеваемостью. Время на уроке использовалось рационально.

8. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счет поощрения. Воспитательное влияние учителя заключалось в уважении к ребенку, умении выслушать его мнение и принять его. Кроме того, учащиеся оказали большую психологическую поддержку учителю, когда были проблемы с техническими средствами, что помогло мне собраться с силами и продолжить урок (студентка 5 курса Кристина В.).

Планирование урока иностранного языка

При обучении иностранному языку учитель в своей работе использует два основных вида плана.

Тематический план – план цикла уроков по теме или нескольким темам, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

Алгоритм составления тематического плана.

1. Помните, что тематический план составляется на четверть, семестр или год и является отражением структуры учебного процесса по иностранному языку, основными компонентами которого могут быть: № урока (пункта); тема и содержание учебного материала; учебные ситуации и отводимые на них количество часов; планируемые результаты; универсальные учебные действия; характеристика видов учебной деятельности учащихся; приемы и способы контроля.

2. «Книга для учителя» поможет Вам выяснить, сколько уроков отводится на данную тему; велась ли работа над данной темой ранее; какой новый лексический, грамматический, фонетический материал содержится в теме; каковы конкретные методические указания авторов по изучению темы.

3. Определите, конкретные цели работы над темой по видам речевой деятельности, а именно, что должен уметь ученик в области А-Г-Ч-П после прохождения данной темы. Обрисуйте круг наиболее типичных ситуаций общения по данной теме, сформулируйте речевые задачи.

4. Составьте сценарий заключительного урока по теме, целью которого было бы развитие неподготовленной речи, осуществление речевой деятельности без опоры на образец по пройденному материалу.

5. Изучите и проанализируйте материал по теме учебника, определите, что можно сократить, а что расширить для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

6. Соотнесите намеченные предметные результаты с конкретными результатами каждого урока. Определите содержание речевого материала на каждом уроке (упражнения, диалоги, тексты). Определите место каждого урока в общем цикле уроков.

7. Проанализируйте план на предмет взаимодействия видов речевой деятельности, взаимосвязи уроков и организации систематического повторения.

8. Спланируйте использование основных и вспомогательных средств обучения.

Тематический план имеет свою структуру, которая может быть выражена схематически (Таблица 1, 2).

Тематический план

Практикант_____________________

Методист_______________________

Учитель________________________

Дата составления________________

Учебник английского языка для…..класса. Авторы:…………..изд., год

Количество уроков, объединенных в плане………………..

Личностные, предметные и метапредметные результаты ……

Таблица 1.

№ урока Планируемые результаты и сопутствующие задачи Языковой материал Повторение/ Новый материал Виды речевой деятельности Оснащение урока Основные и вспомогательные средства обучения Контроль, приемы и объекты контроля Домашнее задание Примечание
Лексический Грамматический Фонетический Аудирование Говорение Чтение Письмо
               

Таблица 2.

Содержание Учебные ситуации Характеристика видов учебной деятельности учащихся

План-конспект урока –поурочный план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Алгоритм составления плана-конспекта урока.

1. Определите тему урока.

2. Определите место данного урока в цикле уроков по теме.

3. Изучите методические рекомендации к проведению данного урока по «Книге для учителя» и внесите коррективы с учетом индивидуальных особенностей и языковой подготовки школьников.

4. Определите тип урока, сформулируйте его воспитательную, образовательную, развивающую и практические цели, а также сопутствующие им задачи. Соотнесите данные цели с планируемыми результатами - личностными, предметными и метапредметными.

5. Определите количество этапов урока и задачу каждого из них.

6. Продумайте форму проведения и содержания каждого из этапов.

7. Подберите речевой материал и упражнения, которые должны выполняться в строгой последовательности (от простого к сложному упражнению) и соответствовать задаче отдельно этапа урока, определите режим выполнения каждого упражнения.

8. Определите способы контроля навыков и умений учащихся на уроке.

9. Подберите соответствующий раздаточный и наглядный материал для достижения цели урока и с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

10. Оптимально распределите рабочее время по этапам урока.

11. Продумайте форму разъяснения домашнего задания.

12. Продумайте форму выставления отметок в конце урока, какой вид или виды деятельности Вы собираетесь оценивать.

13. Продумайте резервные задания на случай свободного времени в конце урока [5,9].

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

План-конспект урока может быть оформлен в виде следующей схемы:

План-конспект урока по английскому языку в … классе

Практикант_____________________

Методист_______________________

Учитель________________________

Дата проведения ________________

Тема урока………………………….., учебник…………………..

Результаты урока: личностные (воспитательная цель)……………

метапредметные (образовательная и развивающая цели)...

предметные (практическая цель)………………………….

Задачи урока: (3-5 задач, реализующих предметные результаты)

Оснащение урока: оборудование, наглядные пособия, видео-/ аудиоматериалы, использование Интернет - технологий и др.

Ход урока

Этапы урока   Время Режимы работы Виды деятельности Примечание
  Установки учителя   Предполагаемые ответы учеников
№1. Орг. момент 3 мин. T-CL T-P P-T   Здесь учитель указывает необходимую для себя информацию, например: не забыть спросить…, раздать контрольные работы…, может быть ошибка…., выставить отметки в конце урока… и т.д.
т.д.        

Типы уроков иностранного языка

Структура уроков и методика их проведения зависят от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного содержания учебного материала. Общепринятой считается следующая классификация уроков:

- комбинированный или смешанный урок;

- урок усвоения новых знаний;

- урок повторения и закрепления изученного материала;

- урок обобщения и систематизации изученного материала;

- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Наши рекомендации