Методика предполагает несколько этапов работы
· Первичное клиническое обследование (проводится до процедур БОС).
· Выработка правильного диафрагмально-релаксационного дыхания. Для формирования дыхания по методу БОС пациент сидит в удобном кресле перед прибором «Кардиосигнализатор» и экраном компьютера. Одно из условий – чувство комфортности и отсутствие при выполнении упражнений излишних усилий. Лицо, плечи, шея, руки – не напряжены. Датчики от прибора фиксированы на передней поверхности грудной клетки на уровне 2–8-го межреберья.
У заикающегося регистрируются текущие значения ЧСС, которые подаются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. При правильном дыхании пациент «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.
· Выработка правильной артикуляции. Речевая тренировка с применением диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
· Тренировка чтения песен, стихов, прозы с экрана компьютера под контролем БОС на выдохе.
· Проводится работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе.
· Этап закрепления полученных навыков. Осуществляется переход к свободной спонтанной речи.
· Контрольное обследование.
Результаты проведенного исследования по методике БОС показали положительную динамику в лечении заикания.
Необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России. Исследованиями в данном направления занимался профессор Военно-медицинской академии И.Р. Тарханов. Первая публикация (1955), которую можно по праву отнести к БОС, принадлежит М.И. Лисиной, аспирантке Института психологии АПН РСФСР. Данная работа посвящена исследованию и применению конкретной методики по управлению вазомоторными реакциями. Введение термина «биологическая обратная связь» принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж. Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. После этой работы исследователи все чаще стали употреблять введенный термин вместо понятий «оперантное обусловливание» или «инструментальное обучение».
В 1969 году в США в городе Санта-Моника (Калифорния) группой энтузиастов-исследователей было основано Исследовательское общество биологической обратной связи (The Biofeedback Research Society), целью которого являлось объединение профессионалов, работающих в области БОС. С этого момента практическое применение методики БОС получило большое распространение в лечении артериального давления, эпилепсии, тревожных состояний, сердечных аритмий, головных болей напряжения, астмы, паркинсонизма, детской гиперактивности. Учитывая возросший интерес медиков к проблеме БОС, учредители общества в 1976 году решили переименовать его в Американское общество биологической обратной связи (The Biofeedback Society of America).
В Европе БОС развивалась примерно по такой же схеме, что и в США, но не нашла такого широкого применения. Ассоциации БОС существуют во Франции – с середины 70-х годов, в Италии – с начала 80-х годов. В 90-х годах образовались общества БОС в Германии и Австрии. В 1996 году была организована Европейская Ассоциация БОС.
В 1989 году американскими исследователями (корпорацией IBM) была разработана программа «Видимой речи». Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие зрительные образы. В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи».
В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей программы «Видимая речь».
При работе с модулем «Длительный речевой выдох» у больных вырабатывается умение регулировать длительность и силу выдоха. Модуль включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, помогает выработке новых навыков.
Работа с модулем «Изменение высоты голоса» заключается в тренировке умения произвольно повышать и понижать высоту голоса. Игры: необходимо за определенный промежуток времени несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя «препятствия», которые изображены на экране.
Цель работы с модулем «Интонация» заключается в выработке правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.
Цель работы с модулем «Громкость и высота» заключается в нормализации процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи (по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали – интенсивность звучания голоса). Можно сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью. При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании пауз заданной длительности в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность пауз при произнесении смычных согласных, которые для заикающихся являются наиболее трудными.
Технические средства коррекции нарушений темпо-ритмической организации речи продолжают совершенствоваться. В настоящее время существуют разработки специфической аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются: «отставленная речь», которую можно легко моделировать в большом диапазоне; «маскирующий шум», силу которого можно также регулировать; ритмическая подача звукового сигнала, который можно изменять по интенсивности и ритму.
С целью коррекции речи и комплексной реабилитации детей и взрослых, создан аппарат АКР-1 «МОНОЛОГ». Предлагаемый аппарат объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции («МЕТРОНОМ»), воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»). Используя четыре основных технических средства, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.
«Интон-М» -тренажер был разработан и изначально предназначался для контроля фонетических элементов речи по зрительному, слуховому и тактильному каналам восприятия у детей нарушениями слуха. В настоящее время возможности мультисенсорного речевого тренажера «Интон-м» применяют в коррекции просодических и фонетических нарушений речи у детей с тяжелыми полиморфными речевыми расстройствами.
Речь этих детей отличается монотонностью, скандированностью или псевдоскандированностью, нарушены тембр, мелодика, темп, ритм. В связи с этим на этапе коррекционно-восстановительного обучения специалистам требуется инновационный инструментарий для предупреждения и выявления проблем восприятия собственной речи, воспитания речевого самоконтроля. С 2011 года в детском отделении при Центре патологии речи и нейрореабилитации (г. Москва) осуществляется апробация технических возможностей мультисенсорного речевого тренажера ИНТОН-М, разработанного компанией «Речевая аппаратура «УНИТОН» (г.Москва) при восстановлении речевой функции у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга по принципу биологической обратной связи (БОС).
Коррекция фонации становится актуальной для восстановления пораженных мозговых функций по обратной связи, когда импульсы раздражения проходят от периферии к центру от глотки и гортани в мозг. В.А.Федоров, ведущий специалист в области микробиомеханики, таким образом разъясняет механизмы воздействии микровибрации на организм, который использует энергию микровибрации для лучшего функционирования органов и систем. Наиболее дефицитными являются микровибрации акустического диапазона, для их компенсации и были созданы виброакустические аппараты – виброфоны.
Для получения наилучшего и более стойкого результата используется разработанная специалистами Центра вибро-тактильно-акустическая (ВТА) процедура, которая позволяет передавать вибрационно-тактильные ощущения от звуков речи, произносимых пациентом или специалистом непосредственно на голосовые складки пациента. Усиление обучающего воздействия осуществляется за счет одновременного сочетания зрительных и вибрационно-тактильных стимулов. Функции в речевом тренажере позволяют организовать индивидуальную работу с ребенком для решения следующих задач:
• работу над высотными модуляциями голоса (тренировка механизмов голосообразования);
• работу над силой звука;
• работу над интонацией ;
• отработку логического ударения;
• развитие и формирование фонематического восприятия и фонематических представлений по образцу, заданию, самостоятельно;
• зрительная коррекция силы звука на светодисплее.
По мере формирования произносительных навыков подключается кинестетический (мышечный) канал речедвигательных ощущений.
Восприятие элементов речи по разным каналам: сенсорным, тактильным, зрительным позволяет ребенку с речевыми расстройствами эффективно анализировать речь логопеда, а также контролировать собственное произношение, в результате чего включается механизм биологической обратной связи.
Применение аппарата «Интон-М» способствует формированию у ребенка фонематических процессов в соответствии с онтогенезом речевого развития, код которого нарушен в результате последствий очагового поражения мозга.