Кинестетическая орально-артикуляционная апраксия

Очаг поражения мозга. Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей.

Патогенез. Кинестетическая орально-артикуляционная апраксия с недостаточным развитием или распадом, по А.Р.Лурия, топологических пространственных схем артикуляции.

Синдром просодических и фонетических расстройств. Расстройство в звучащей русской речи нормативных слоговых единиц типа СГ со смешениями прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости и твердости-мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста, замены согласных могут быть как полными, так и частичными, лишь искажающими звучание согласных и делающих речь невнятной. Даже в тяжелых случаях апраксии тот или иной признак слогового контраста воспроизводится неверно не всегда; больной под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений активно «ищет» нужное звучание, что приводит к нарушению плавности речи и ее замедлению. Принципиальная направленность логопедической коррекции, ее виды и отдельные приемы. Преодоление кинестетической орально-артикуляционной апраксии с использованием ассоциаций между предметными и фонетическими представлениями в номинативной речи. Под контролем слуха, зрения, тактильных ощущений и механической помощи выработка у больного навыков произвольного управления своим речевым аппаратом. Кроме того, у детей то же самое при помощи логопедических «профилей» артикуляции и речевых инструкций о том, как нужно артикулировать слоги речи. Выработка нормативных для русской речи кинестетических признаков слогового контраста.

Кинетическая орально-артикуляционная апраксия

Очаг поражения мозга. Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов премоторных полей.

Патогенез. Кинетическая орально-артикуляционная апраксия с недостаточным развитием или распадом, по А,Р.Лурия, топологических временных схем артикуляций (кинетических мелодий) или, по Е.Н.Винарской, слоговых ритмических структур слов и их цепей.

Синдром просодических и фонетических расстройств. Недостаточное развитие или распад ритмических слоговых структур слов с превращением их в цепи открытых ударных слогов. При этом возрастает напряженность речи и степень ее вокализации («встреча» - ФЭ-СЭ-ТЭ-РЕ-ЧА и пр.); темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие, мягких на твердые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты Ч' и Ц расщепляются на соответствующие смычные и щелевые согласные. Больной старается под контролем слуха исправить звучание своей речи, в силу чего она становится еще более напряженной монотонной и громкой.

Принципиальная направленность логопедической коррекции, ее виды и отдельные приемы. Преодоление кинетической орально-артикуляционной апраксии с использованием интонационных автоматизмов – пение песен, декламирование стихов и т.п. Дыхательные упражнения, слуховой, зрительный и кинестетический самоконтроль своего произношения слов и их последовательностей.

Выводы

I. Общей основой приобретенной коммуникативной способности ребенка являются эмоциональные состояния универсальной зонной структуры и выражающих их врожденных «голосовых» реакций: младенческих криков, гуления и лепета. Эти реакции определяют качество формирования способности к речевойкоммуникации. Изменение врожденных голосовых реакций по регистру, тембру, звучности, ритму, мелодике, громкости и длительности – это первый, осуществляемый на протяжении дошкольного возраста шаг, в процессе преобразования биологических универсальных эмоционально выразительных звуков в систему просодем. Недостаточное развитие или патологическое состояние системы просодем обнаруживается, с одной стороны, расстройствами эмоционально выразительного, а с другой стороны, содержательного плана коммуникативной способности ребенка, т.е. иначе говоря, и просодическими, и фонетическими проявлениями.

Практически при всех речевых расстройствах фонетические и просодические нарушения свидетельствуют о необходимости двойственной направленности логопедической коррекционной работы не только на содержательную и фонетическую, но и на эмоционально выразительную сторону речи. Логопед восполняет то, что нормативно развивающийся ребенок осваивает в процессе подражательного лепета в конце 1-го и на 2-ом году жизни в деятельности эмоционального общения с матерью.

II. Логопед, который занимается с детьми дошкольного возраста должен понимать, что коррекция произносительной стороны речи есть, иначе говоря, формирование у детей нормативной системы эмоционально выразительных просодем. Осознание этой двойственности имеет очень большое значение для проведения дифференцированной логопедической работы.

III. Нарушения просодии нередко возникают даже при минимальных дизартрических расстройствах у детей. Нарушаются: темп речи, ритм, мелодика, акцентуация. Исследования Е.М. Мастюковой, Л.И. Беляковой, И.З. Романчук и других показали, что в этом случае страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом (больным не удаются модуляции голоса по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слиш­ком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается инто­национная структура высказывания. Большую трудность представляют воспроизведение ритма и логического уда­рения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компо­нентов (Архипова, 2006). При коррекции различных ти­пов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо проводить обследо­вание интонационной стороны речи.

ГЛАВА 6

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (Программа обследования разработа­на Е.Ф. Архиповой, 2006).

Схема обследования интонационной стороны речи у детей

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического уда­рения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследование воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового самоконт­роля.

1. Обследование восприятия ритма

Обследование чувства ритма необходимо, так как именно восприятие и воспроизведение ритма подготав­ливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для ус­воения логического ударения, правильного членения фразы.

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять коли­чество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмически­ми структурами.

Материал для исследования: карточки с графическим изображением ритмических структур:

/А //А ///А // /А // // // /Л III //А ПИ ////, и/,

/U/U/ и т.д., где / — громкий удар, U — тихий удар.

1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное коли­чество ударов».

— изолированные удары:

а) // б) /// в) //// г) ////

2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, по­кажи нужную карточку».

— серии простых ударов:

а) // // // // б) Ш Ш в) //// //// г) Ш Ш Ш

3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

— серии акцентированных ударов:

a) UU/ б) / / в) //UU// г) /\]Ц

Критерии оценки (единые для всех заданий):

4 балла — задание выполняется правильно и само­стоятельно;

3 балла — задание выполняется правильно, но в за­медленном темпе;

2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл — для выполнения задания требуется актив­ная помощь взрослого;

0 баллов — задание не выполняется, повторные ин­струкции неэффективны.

2. Обследование воспроизведения ритма

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых уда­ров, акцентированные удары.

Материал для исследования:

простые удары ///; ////; //

серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // // //

серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/; //UU; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.

1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

— изолированные удары:

а)/// б) //////I в)//// г)//

(без опоры на зрительное восприятие).

2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

— серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

(без опоры на зрительное восприятие).

3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары».

U — тихий, / — громкий.

— акцентированные удары:

a) /UU/ б) //U в) U//U г) //UU//

(без опоры на зрительное восприятие).

4. Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько ударов я отстучу, и самостоятельно запиши знаками: / — громкий удар, U — тихий удар».

3. Обследование восприятия интонации

Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человече­ская речь обладает разнообразием интонации. Это раз­нообразие достигается изменением высоты, силы, темб­ра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоци­ональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок раз­личать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Материал для исследования: предложения, произно­симые с повествовательной, вопросительной и воскли­цательной интонацией, и графическое изображение предложений.

Процедура: ребенку предлагается послушать предло­жения, которые произносится с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицатель­ной). Предварительно перед выполнение задания прово­дится беседа, в которой на материале одной серии пред­ложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

1. Определение наличия повествовательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция-. «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом — подними карточку с точкой:

Речевой материал:

1. Кошка сидит на стуле.

2. Светит солнце.

3. У тебя есть собака?

4. В вазе стоят цветы.

5. Пойдем гулять!

2. Определение наличия вопросительного предложе­ния. Знакомство с сигнальной карточкой.

3. Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос — подними карточку с вопросительным знаком. Речевой материал:

1. Возле дома растет тополь.

2. Сегодня так тепло!

3. Завтра будет дождь?

4. Петя вернулся домой.

5. Кто стучится в дверь?

4. Определение наличия восклицательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой.

5. Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком.

Речевой материал:

1. У Тани красный шарик.

2. Ох, какой большой дом!

3. Шапка лежит на полке.

4. Вот как высоко прыгнул Вася!

5. Ты любишь рисовать?

6. Дифференциация типов интонации в предложении.

Предлагаются задания, где речевой материал пред­ставлен повествовательными, вопросительными и вос­клицательными предложениями. Перечисленные инто­национные типы даются в произвольном порядке.

Процедура: ребенку предлагают сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с раз­личной интонацией. Предложения нужно отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию, и поднять соот­ветствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

1. Сегодня тепло.

2. У Тани новое платье?

3. Скоро пойдет снег!

4. Кошка спрята­лась.

5. Мы будем петь?

Речевой материал:

— Сегодня тепло?

— У Тани новое

платье!

— Скоро пойдет снег. — —

— Кошка спрята­лась? — —

— Мы будем петь! — —

7. Дифференциация типов интонации в стихотвор­ном тексте.

Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты пос­ле каждой прочитанной строки подними карточку» .

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

8. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

а) Снег идет, (грустно)

Снег идет? (удивленно)

Снег идет! (весело)

б) В комнате жарко! (весело)

В комнате жарко, (грустно)

В комнате жарко? (удивленно)

в) Собака убежала? (удивленно)

Собака убежала! (весело)

Собака убежала, (грустно)

9. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

10.Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

а) Кошка спряталась. Кошка спряталась в коробке. Кошка спряталась... (в коробке). Кошка спряталась в коробке... (под столом).

б) Таня идет. Таня идет из школы. Таня идет... (из школы). Таня идет из школы... (домой).

4. Обследование воспроизведения интонации

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок диф­ференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

1. Воспроизведение отраженно фраз с разной инто­нацией.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интона­цией, как я».

— Будет дождь. Будет дождь? Будет дождь!

— Идем домой. Идем домой? Идем домой!

— Это наша улица! Это наша улица?

Это наша улица.

— Зина купила арбуз! Зина купила арбуз.

Зина купила арбуз?

— Скоро лето. Скоро лето! Скоро лето?

2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

— Курочка-ряба, куда идёшь?

— На речку.

— Курочка-ряба, зачем идёшь?

— За водой.

— Курочка-ряба, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.

3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Инструкция № 1: «Я буду задавать вопрос, а ты от­веть той же фразой, но с другой интонацией».

Логопед Ребенок

Двери закрылись? Двери закрылись.

Дети любят играть? Дети любят играть.

Зонтик стоит в углу? Зонтик стоит в углу.

Инструкция № 2: «Теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Логопед Ребенок

Птицы улетели. Птицы улетели?

Саша спит. Саша спит?

Ты придешь завтра. Ты придешь завтра?

4. Самостоятельное воспроизведение интонации, от­ражающей эмоциональное состояние, на материале от­дельных фраз.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

Фразы Удивленно Радостно Грустно

Листья пожелтели. — — —

Сегодня очень жарко. — — —

Мы скоро уедем. — — —

5. Самостоятельное воспроизведение мелодики по­вествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом логопед не демонстрирует обра­зец интонационного оформления предложений.

Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.

Инструкция: «Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детско­го сада?»

5. Обследование восприятия логического ударения

Обследование восприятия логического ударения не­обходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания в зависимос­ти от того, что необходимо подчеркнуть.

В предварительной беседе ребенку в доступной фор­ме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют: что­бы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выде­ляют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного логического ударения, то есть выделить голосом определенное слово во фразе.

Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.

1. Умение определить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении, и назвать выделенное слово.

Процедура: ребенку предлагается внимательно про­слушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлага­ется прослушать каждое предложение, рассмотреть соот­ветствующую сюжетную картинку и назвать слово, кото­рое логопед выделил голосом.

Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделил(а) в предложении».

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

2. Умение определять слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа пока­зать соответствующую картинку.

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть пред­метные картинки и прослушать вопросительное предло­жение. Логопед произносит предложение, голосом выде­ляя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Я буду задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».

— Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко?

— Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко?

3. Умение определить слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.

Процедура: ребенку предлагается прослушать стихо­творные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

Инструкция: «Внимательно слушай. Я буду читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом “важное” слово. Назови, какое слово я выделила».

Стучат колёса — тук-тук-тук,

И под весёлый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везём подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечёт пирог,

Расскажет сказку про зверей,

Мы едем к бабушке своей!

6. Обследование воспроизведения логического ударения

Цель обследования: определить, может ли ребенок вы­делять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

1.Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предло­жение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.

Материал для исследования: предложения, произне­сенные логопедом; предложения для отраженного вос­произведения; сюжетные картинки.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выде­лю в нем “главное” слово. Слушай внимательно, повто­ри предложение и тоже выдели в нем “главное” слово».

Кошка сидит под стулом.

Витя пьет молоко.

Зина бежит по улице.

Лампа горит ярко.

Дети играют в снежки.

2.Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.

Процедура: ребенку предлагается прослушать и срав­нить два предложения, различающихся логическим уда­рением.

Инструкция: «Я произнесу два предложения. Внима­тельно послушай, как они звучат, одинаково или по-раз- ному? Повтори точно так же».

Таня смеется. Таня смеется.

Собака несет палку. Собака несет палку.

У Пети красный шарик. У Пети красный шарик.

Диван стоит у окна. Диван стоит у окна.

3.Воспроизведение логического ударения при отве­тах на вопросы по сюжетным картинкам.

Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по ко­торым логопед вместе с ребенком составляет предложе­ние. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.

Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, вы­деляй голосом “важное” слово».

Мальчик рисует солнце.

а) Кто рисует солнце?

б) Что делает мальчик?

в) Что рисует мальчик?

Девочка шьет юбку.

а) Кто шьет юбку?

б) Что делает девочка?

в) Что шьет девочка?

4.Воспроизведение фраз с повествовательной и во­просительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.

Инструкция № 1 : «Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели голосом сначала первое, потом второе, по­том третье слово. Меняется ли смысл фразы?»

Повествовательные предложения:

1 2 3 1 2 3

Зина читает книгу. Коля открыл дверь.

Инструкция № 2. «Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай уда­рение только на одном — новом — слове». Вопросительные предложения:

Таня возьмет мяч? Они принесли краски?

5.Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.

Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: “Папа пришел с работы”. Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз — так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз — чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз — нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».

Папа пришел с работы.

Папа пришел с работы.

Папа пришел с работы.

6.Выделение слога из цепочки слогов по образцу, который показывает логопед.

Инструкция: «Повтори за мной, выделяя голосом тот же слог, что и я».

па-па-па та-та-та ма-ма-ма

па-па-па та-та-та ма-ма-ма

па-па-па та-та-та ма-ма-ма

7. Обследование модуляций голоса по высоте

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок опре­делять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций го­лоса по высоте необходимо для того, чтобы узнать, на­сколько ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Процедура: ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и со­отнести с картинкой, изображающей животных и их де­тенышей или предметы разной величины. Предвари­тельно объясняют, что у взрослого животного, напри­мер, у собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка — «тонкий», т.е. высокий.

Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

АВ \— собака МУ корова

МЯУ кошка У \ — пароход большой О \— медведь

АВ /— щенок МУ / — теленок МЯУ /— котенок У / — кораблик маленький О / — мишутка

2. Воспроизведение изолированных звуков и звуко­подражаний с понижением и повышением высоты го­лоса.

А / — маленький (высо­кий)

У / — кораблик О /— мишутка МУ /— теленок АВ /— щенок МЯУ / — котенок

Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

А \ — большой (низкий) голос У \ — пароход О \ — медведь МУ \— корова АВ \ — собака МЯУ \— кошка

3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на гра­фическое изображение или движения руки:

вверх — повышение высоты вниз — понижение высоты

Инструкция № I: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ни­же. Сначала со звуком А, потом О, У».

Кинестетическая орально-артикуляционная апраксия - student2.ru

А

О

У

Инструкция № 2. «Покажи, как укачивают ребенка, куклу».

д д д д

А ^ А ^А ^ А ^ А

«Покажи, как стучат часы».

ТИК ТИК ТИК ТИК

«Покажи, как звенит колокол».

ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ

БОМ БОМ

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх под­нимается или вниз опускается голос.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется с достаточными мо­дуляциями по высоте;

3 балла — задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;

2 балла — задание выполняется без модуляций голо­са по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

1 балл — задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

О баллов — задание не выполняется.

8. Обследование модуляций голоса по силе

Цель обследования: определить, умеет ли ребенок из­менять громкость голоса. Обследование модуляций го­лоса по силе необходимо, чтобы выяснить, как ребенок может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования, звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изобра­жены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Процедура: ребенку предлагается прослушать различ­ные изолированные звуки и показать картинку с изобра­жением удаленного предмета — на тихий голос или кар­тинку с изображением приближенного предмета — на громкий голос логопеда.

Инструкция № /: «Слушай внимательно. Плывет ко­рабль, он гудит — “УУУУУ”. Если пароход близко — он гудит громко, если далеко — тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо — где корабль далеко».

Громко Тихо

У — самолет близко У — самолет далеко

А — пожарная машина А — пожарная машина - близко - далеко

О — поезд близко О — поезд далеко

И — скорая помощь близко И — скорая помощь далеко

Инструкция № 2. «Послушай, как подают голос раз­ные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомню, что если дале­ко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слы­шим громкий».

Громко Тихо

Жук - ЖЖЖЖЖ жжжжж

Комар — 3333333 ззззззз

Кузнечик — ЦЦЦЦЦ цццццц

Кукушка — КУ-КУ ку-ку

Лягушка — КВА-КВА ква-ква

Сова — УХ-УХ ух-ух

Осёл — ИА-ИА иа-иа

Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподра­жаний, произнесенных с разной силой голоса.

Инструкция № Г. «Покажи, как гудит пароход, само­лет, машина и др., если они далеко, и как они гудят, ес­ли они близко?»

Близко Далеко

Самолет (У) — Самолет (У)

Пароход (Ы) — Пароход (Ы)

Поезд (О) — Поезд (О)

Машина (И) — Машина (И)

Инструкция № 2 «Покажи, как подают голоса раз­ные животные, насекомые, птицы. Если они далеко (ти­

хо)? Если они близко (громко)?»

Близко Далеко

Жук (ЖЖЖ) - ...? ...?

Комар (333) - ...? ...?

Кузнечик (ЦЦЦ) - ...? ...?

Кукушка (КУ-КУ) - ...? ...?

Лягушка (КВА) — ...? ...?

Сова (УХ) - ...? ...?

Корова (МУ) - ....? ...?

3. Воспроизведение постепенного нарастания и паде­ния силы голоса при произнесении отдельных звуков и зву коподражани й.

Инструкция № 1: «Покажи, как гудит приближающий­ся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд — о О О О О (нарастание

силы голоса)

Машина — а А А А А (нарастание

силы голоса)

Самолет — у У У У У (нарастание ► силы голоса)

шепот тихо обычная громко очень громкость громко

Инструкция № 2. «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд — О О О о о
Машина — А А А А А
Самолет — У У У У У

очень громко обычная тихо шепот громко громкость

Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос при­ближающиеся животные, насекомые, птицы».

Жук - ж Ж Ж Ж Ж жЖЖЖЖ

тихо шепот обычным громче, громко слитно, на од- голосом чем обычно ном выдохе

Комар 3 3 ззЗЗЗ
тихо шепот обычным громче, громко
Кукушк а - КУКУ КУКУ КУКУ
  тихо громче  
Корова   МУ МУ МУ МУ МУ
    шепот     громче  
Сова — УХ УХ УХ УХ УХ УХ
           
Собака АВ АВ АВ АВ АВ
           
               

Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена — сна­чала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».

у у У У У У У У у

шепот тихо обычным громче, громко громче, обычным тихо шепот голосом чем обычно чем обычно голосом

9. Выявление назального (носового) тембра голоса

Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ре­бенком, во время установления контакта. Для исследо­вания и оценки тембра голоса используется шкала оцен­ки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой.

4 балла — нормальный голос, отклонений от нор­мального тембра не отмечается.

3 балла — легкая степень нарушения тембра, тембр голоса может быть крикливым или «писклявым», наза­лизованным.

2 балла — умеренные нарушения тембра, тембр го­лоса может быть грубым или «квакающим».

1 балл — выраженные нарушения тембра голоса, тембр может быть гортанным, резким, глухим, «метал­лическим».

О баллов — афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.

1. Определение гипоназализации При гипоназализации звуки [м], [н] в речи детей зву­чат как [б], [д].

Материал для исследования: слова, предметные кар­тинки, в названиях которых встречаются звуки [м], [н].

Инструкция: «Повтори за мной слова. Назови кар­тинки, при этом зажми нос пальцами».

МОЛОКО

МАЛИНА

НИТКИ

НОГИ

МАШИНА

МАК

НИНА

НОС

Процедура: во время произнесения слов ребенок за­жимает нос пальцами. При этом фиксируют, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормаль­ном тембре зажимание носа приводит к гиперназализа­ции (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При гипо­назализации — как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа — тембр остается прежним.

2. Определение гиперназализации

При гиперназализации носовой оттенок приобрета­ют согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных.

Материал для обследования: слова, предложения, во­просы по сюжетным картинкам.

Инструкция № 1: «Повтори за мной предложения».

Инструкция № 2. «Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами».

— У Коли сломался велосипед.

— Машинист остановил поезд.

— На ветке красные ягоды рябины.

— Из трубы идет дым.

Процедура: при выявлении гиперназализации прово­дят тестирование дважды: 1 -я инструкция дается для опре­деления наличий отклонения тембра. 2-я инструкция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т.е. ги­перназализацию. Гиперназализация при закрытии нозд­рей будет нарастать.

При выявлении гиперназализации у ребенка со стер­той дизартрией необходима консультация отоларинголо­га для исключения органических нарушений, затруд­няющих носовое дыхание: аденоиды, полипы, искривле­ние носовой перегородки и др.

При выявлении гипоназализации у детей со стертой дизартрией необходима консультация отоларинголога для исключения субмикозной расщелины, пареза мягко­го нёба.

10. Обследование восприятия тембра голоса

При исследовании восприятия тембра голоса оцени­вается умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки — символы-ма­ски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-меж­дометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

1. Различение тембра голоса на материале междоме­тий

Процедура: логопед произносит одиночные междоме­тия с изменением тембра голоса, выражая голосом раз­нообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображени­ем различных человечков — символов-масок, изобра­жающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человеч­ка должно выражать соответствующее чувство).

Кинестетическая орально-артикуляционная апраксия - student2.ru

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть (1), удивление (2), радость (3), гнев (4), страх (5). Я произнесу маленькие слова (восклицания), а ты поду­май, каким тоном голоса я произнес(ла) слово, и пока­жи подходящего человечка».

1. Ах! — радость восхищение.

2. Ой! — испуг, страх.

3. Ух! — недовольство.

4. О! — удивление.

5. Эх, — грусть, сожаление.

2. Различение тембра голоса на материале предложе­ний

Процедура: ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном го­лоса оно было произнесено, и показать картинку с изо­бражением человечка, лицо которого выражает соответ­ствующее чувство.

Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, и покажи подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

Кинестетическая орально-артикуляционная апраксия - student2.ru

3. Различение тембра голоса людей разного возраста

Процедура: Перед ребенком раскладываются картин­ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную за­пись с голосами людей разного возраста и показать со­ответствующее изображение человека.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. По­слушай и определи, чем голос звучит. Покажи подходя­щую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная разны­ми голосами.

«Угадай, чей голос?»

1. Женский голос.

2. Мужской голос.

3. Детский голос.

4. Голос пожилой женщины.

5. Голос пожилого мужчины.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется правильно.

3 балла — задание выполняется пра

Наши рекомендации