Каково значение духовной сферы общества?

Духовная жизнь общества – это духовное освоение действительности. Что такое духовность?

Духовность, наряду с материальностью, является важнейшей сущностной характеристикой человека, ибо в любом полноценном человеке, есть оба начала:

· материальность, являющаяся порождением биологической природы человека, проявляется в двух основных формах:

1) гедонизм – ориентация на получение физиолого-психологического наслаждения (у животных он проявляется в форме полового и пищевого инстинкта);

2) эгоизм – ориентация на получение личной выгоды в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, оценка других людей по критерию полезности и выгодности для достижения собственных целей (часто для достижения определенного статуса). Разумный эгоизм является важным фактором адаптации человека к окружающей действительности (у животных он проявляется в виде инстинкта самосохранения);

· духовность, являющаяся специфически человеческим феноменом, проявляется в двух основных формах:

1) аскетизм – ориентация на добровольное ограничение некоторых потребностей (в основном чувственных влечений и желаний) во имя достижения религиозных, этических и социальных целей. Аскетизм является противоположностью гедонизма. Он служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве;

2) альтруизм – бескорыстие, ориентация в основе которой лежит принцип бескорыстной помощи окружающим (иногда в ущерб собственным интересам). Альтруизм является противоположностью эгоизма.

Итак, «духовность, являющаяся совокупностью аскетизма и альтруизма, упорядочивает общество и фактически выводит человека из животного мира. По сути, духовность, являющаяся своеобразной аниживотностью, стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека» (Вальцев С.В., 2008, С. 122 – 123).

Основными элементами духовной жизни общества являются:

· духовная деятельность (деятельность сознания, дающая представления о материальном и духовном мире человека);

· духовные ценности (возникающие в результате духовной деятельности религиозные устои, научные теории, художественные произведения);

· духовные потребности (потребности в восприятии и усвоении духовных ценностей) и духовное потребление;

· духовные отношения (общение между людьми в соответствии с их духовными потребностями и взаимообмен духовными ценностями);

· индивидуальное и общественное сознание человека.

Как соотносятся понятия

«человек», «общество» и «культура»?

Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время существует свыше 500 определений «культуры». Слово «культура» появилось свыше двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально лишь как агротехнический термин «возделывание почвы».

Современная наука пришла к необходимости выделения «аспектов» культуры как общественного явления.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.

В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, психологические и т. д.).

Обобщая данные аспекты, можно утверждать, что:

· культура – это ядро, основа, «душа» общества: материальные и духовные ценности человека, способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой, своеобразие жизни наций и народов, уровень развития общества, накапливаемая в истории общества информация, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религия, мифология, наука, искусство, политика, знаковая система и т. д.

· культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры.

Наши рекомендации